История с географией и валютой

Меняющиеся экономические условия играют на руку СЖД

14:30. 24 декабря, 2014  
  
2

Сосногорский регион Северной железной дороги (СЖД) предполагает, что в 2015 году погрузка на его полигоне возрастёт почти на четверть. Это совершенно невероятная на фоне текущих новостных лент информация подкреплена расчётами, которые руководители дороги представили на «круглом столе» «Грузовые железнодорожные перевозки в Республике Коми: итоги 2014 года, задачи на 2015 год».

 

И всё-таки у автора этих строк закралось некоторое сомнение. Чуть более двух месяцев назад он собственными ушами слышал от президента ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимира Якунина такие слова:

– Да, тенденция к падению погрузки есть. И мой прогноз на предстоящий год по погрузке – минус 1,8%.

Эта новость моментально разлетелась по федеральным лентам, но, напомню, дело происходило в октябре. Декабрь уж наступил, да наступил так, что вынудил едва ли не всех подпускать гораздо более мрачные краски в своих прогнозах на 2015-й.

– Возможно, – спокойно сказал в ответ на эти сомнения заместитель руководителя СЖД по Сосногорскому региону Тимур Шалашнев. – Но, видимо, недаром говорят, что Россия будет прирастать Севером. И уж по крайней мере железнодорожная Россия – точно. Потому что мы работаем рядом с перспективными месторождениями нефти и угля.

И вот как в изложении Т.Шалашнева этот рост выглядит более детально:

– общий план – 19,92 млн.тонн (за 11 месяцев текущего года погружено 15,22 млн., а ожидается 16,56 млн.);

– угля будет перевезено 9,78 млн.тонн (+48,2% к ожидаемому уровню уходящего года). Угледобывающие предприятия Воркуты и Инты, после некоторого спада в продолжение года, кажется, переломили тенденцию и показывают волю к наращиванию добычи;

– нефтяные грузы – 6,54 млн. (+5,6%). Собственно, рост наблюдается уже в этом году, на 36 тыс.тонн, или на 1%;

– цветная руда (это бокситы) – 2,8 млн. (+5,2%);

– железная руда – 240 тыс. (+20%);

– цемент – 128 тыс. (+60%, это рекорд по прогнозу роста);

– лес – 143 тыс. (+14,4%).

Сосед и помощник Сосногорского региона СЖД – Сольвычегодский регион – оперирует цифрами поскромнее, но и он, несмотря на общефедеральную тенденцию, намерен как минимум сохранить, а как оптимум – также увеличить погрузку, на 1%. За 11 месяцев общая погрузка в регионе составила 5,56 млн.тонн, до конца года эта цифра, вероятно, достигнет 5,98 млн. Не стоит забывать, что именно Сольвычегодский регион дороги работает с такой критически важной для юга Коми компанией, как ОАО «Монди СЛПК», а также с другими лесоперерабатывающими предприятиями.

График сжимает время

– Именно Монди СЛПК явилось в своё время первопроходцем перехода на перевозку грузов по расписанию, – напомнила в связи с этим заместитель начальника Сосногорского агентства фирменного транспортного обслуживания (ФТО) Ольга Сухих. – Произошло это ещё в ноябре 2012 года, когда по маршруту Вендинга-Койты отправился первый графиковый состав с лесоматериалами.

С той поры прошло два года, и 2014-й ознаменовался тем, что по всей СЖД происходило широкое внедрение этого нового метода взаимоотношений грузоотправителей и перевозчика. Суть его проста: состав отправляется в путь не тогда, когда захотел этого отправитель, а по расписанию. В сущности – как пассажирский поезд, только вместо пассажиров здесь – тот или иной груз.

Можно много за что критиковать РЖД, но пассажирские поезда ходят по ним, как правило, в соответствии с расписанием, что помогает без проблем планировать свои перемещения по стране или по региону. В случае с грузом это, как показала практика уходящего года, не просто способствует планированию. Это элементарно ускоряет время.

– Нас услышали, – констатировал начальник Сосногорского агентства ФТО Антон Лапко (на фото в центре). – Услышали в первую очередь нефтяники: «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и «Енисей». В 2014 году мы совершили около 150 грузовых рейсов от этих компаний именно по расписанию – от Усинска до станции Ветлосян и далее на морские порты.

Строгий график, формируемый специалистами РЖД, позволил добиться невероятного: при нормативном сроке в четверо суток при движении от Усинска до Ветлосяна поезд идёт… всего 12 часов!

Но Северная железная дорога идёт ещё дальше. В сентябре 2014 года с Чиньяворыка до Новороссийска отправился первый грузовой экспресс. В нём сходство с пассажирским поездом усиливается ещё больше: у грузоотправителя здесь появляется собственная бронь.

 Причём это вовсе не означает, что грузы нельзя комбинировать. Как раз тот самый первый осенний экспресс шёл со станций РК в Новороссийск не только с тиманскими бокситами, но и с пиломатериалами. И шёл вместо 11 нормативных суток всего 5,5. Есть о чём подумать.

Как сообщила заместитель начальника Северного территориального центра ФТО Елена Бизина, всего по полигону СЖД в 2014 году прошло 549 поездов по расписанию, из которых 547 прибыли вовремя. В январе 2015 года центр объявит расписание грузовых экспрессов, а с апреля практика их формирования расширится, его станет возможно комплектовать на любом направлении.

– Это будет очень кстати, как уже показывают результаты этого года, – подтвердил в ходе «круглого стола» начальник отдела логистики Монди СЛПК Вадим Чистяков. – Мы видим, что в последние годы железная дорога явно повернулась лицом к клиенту, и мы можем решать вопросы, которые раньше боялись даже ставить. Очень надеемся, что такая позиция сохранится и впредь, потому что к тем 75% наших грузов, которые мы отправляем именно железной дорогой, с этого года добавляется новый: сухая товарная целлюлоза.

Гонка на экспорт

– Возможно, география наших поставок из-за складывающейся на рынках ситуации будет меняться, – многозначительно намекнул Чистяков.

К этим намёкам добавились более прозрачные слова начальника транспортной службы ООО «Сыктывкарский фанерный завод» Сергея Мариняка.

Вадим Чистяков и Сергей Мариняк предчувствуют рост экспорта, а стало быть – отношений с железной дорогой

 

– В 2015 году мы тоже планируем нарастить объёмы нашего производства, на пять процентов, – взял он издалека, – а стало быть, не менее чем на четыре процента вырастет и отгрузка. Она росла и в этом году, на шесть процентов, но большую долю в этом росте – 10,2% – всё-таки имел автотранспорт. В любом случае мы от вас никуда не уйдём, видя в вас нашего стратегического партнёра.

А когда автор этих строк, упирая именно на резко изменившуюся валютно-финансовую ситуацию в России, задал тот самый вопрос Т.Шалашневу (см. выше), Мариняк сказал без обиняков:

– Всё верно! Как раз такая ситуация и гонит нас на экспорт. А 90% экспорта способна обеспечить только железная дорога.

Вопрос о росте отгрузки почти на четверть был закрыт.

Кстати

Вокзал на Княжпогосте введут в 3-м квартале будущего года

Общий объём инвестиционной программы РЖД в Коми составляет около 2 млрд. рублей, и львиная доля этой суммы – почти 1,1 млрд. – приходится в первую очередь на модернизацию самого железнодорожного пути. Но средства идут, конечно, не только на это.

Из наиболее крупных инвестиционных железнодорожных проектов, которые реализуются сейчас в республике, выделяются:

– строительство волоконно-оптической линии связи и линейного тракта на участке Чум-Лабытнанги (74,5 млн.);

– строительство нового здания вокзала на станции Княжпогост (71,3 млн.);

– строительство цеха по ремонту и обслуживанию путевой техники Печорской путевой машинной станции на ст.Кожва (61,6 млн.);

– сооружение в Микуни двух новых компрессорных станций для снабжения сжатым воздухом устройств автоматической очистки стрелочных переводов. Они, потребовавшие 54,1 млн.рублей, уже введены в эксплуатацию.

По расчётам специалистов Сосногорского региона СЖД, вокзал на Княжпогосте будет введён в строй в третьем квартале 2015 года.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
телегинДумающая Recent comment authors
новые старые популярные
Думающая
Гость
Думающая

Грузы важнее людей!!! Ни одного слова о возобновлении поезда Сыктывкар-Кослан. Грузы, грузы, грузы. Территория Коми что – зона отчуждения? И отсюда только можно вывозить сырье или готовую продукцию. СТЫДНО за вас, господа чиновники.

телегин
Гость
телегин

Какие лица грустные у рждешников. Не видать им премий за этот год.