Как вы относитесь к коми языку?

Блогосфера. Обзор интернет-жизни Республики Коми и не только. Выпуск 148 (ВИДЕО)

Автор:   
18:52. 7 марта, 2013  
  
2

Вопрос к жителям нашей республики, особенно её уроженцам: как вы относитесь к коми языку? Цените, уважаете, бережёте? Некоторые мои знакомые как-то сторонятся его, смеются над людьми, разговаривающими на нём, негативно относятся к изучению его и вообще, кажется, совсем не против его «вымирания» – кому он нужен..? Я сам коми языком, к сожалению, не владею, но годом ранее мне посчастливилось прикоснуться к его богатству – изучить грамматику коми в вузе, чему я уже очень рад. Язык – это носитель культуры народа, поэтому каждый культурный человек должен если не холить и лелеять или владеть им, то хотя бы просто уважать: родной ли, чужой – любой… Но надо ли принуждать к изучению коми языка школьников и студентов? Мнение известного в нашей республике блогера вы увидите ниже.

 

 

Видео (напоминаем, эти и другие ролики вы можете найти в группе Наш край. Республика Коми)

Расул Мирзаев: первое интервью после суда

Осуждённый за непредумышленное убийство спортсмен рассказал “Дождю” о жизни в тюрьме и чувстве вины.

 

Сталин помер

5 марта, хочет кто-то это признавать или нет, памятный день национального масштаба. Для одних – трагическая дата, для других – почти праздник. Но для всех них годовщина смерти Иосифа Сталина из года в год становится политическим событием… Что думает на этот счёт известный журналист Сергей Доренко?

 

Elevator Murder Experiment

Двое парней изображали “убийство” внутри лифта. Скрытые камеры записали реакцию разных людей на неожиданно открывшееся им зрелище…

 

Танцевальный баттл среди детей

Название ролика говорит само за себя. Некоторые будут удивлены технике, качеству исполнения сложных танцевальных трюков, приёмов детьми (кстати, один из совсем юных танцоров – лондонская девочка по имени Терра).

 

Эхо твиттера Сыктывкара* 

@Ksenya__Chagina: Участь наша такова, у девушек филфака( все девочки в институте ходят с цветами в руках, а у нас в группе на 26 девочек 1 мальчик)

@ElenaIgnatova1: простояв минут 20 в очереди,я поняла,что ненавижу тюльпаны,макси и подготовку к женскому дню

@silffida: поздравления с 8 марта от баб на стене вконтакте – это верх идиотизма

@Sashkas: На вопрос “что тебе подарить на 8 марта” сказала “дробовик”, а потом выбрала большой флакон мыльных пузырей #8марта

@akorablev: Мой бывший преподаватель жаловался на нынешних студентов… Помнится 7 лет назад он так же ругал нас бестолковых=)))

@atentyukova: Как Россия отстала от развитых стран! У них людей лечат от зависимости от соц.сетей, а у нас в нац.рекламе говорят “наконец пропишусь там”.

@OlgaGrint: это ощущение, когда сидишь дома, а с потолка капает – закрой глаза и представляй, что ты гуляешь под дождем

 

Сливки блогов* 

evologin обращается к вопросу об обязательном изучении Коми языка

В нашей многонациональной стране тема изучения языков народов её населяющих, будет вечной. Важно вести разговор на эту тему корректно, ведь национальный фактор сыграл существенную роль в развале СССР и преступно игнорировать этот недавний исторический опыт. 
В русской культуре давно общепринятым стало определение любого народа, как грани неповторимого Божьего замысла. Поэтому погружение в культуру любого народа и есть проникновение в премудрость замысла самого Творца о мире. И национальный язык вскрывает божественную суть души любого народа как микрокосма и микротеоса.
Но это не значит, что изучение национальных языков народов России должно решаться автоматически как раз в пользу их обязательного изучения всеми, проживающими на соответствующей территории, тем более хорошо известно как в своё время эти самые территории, названные национальными республиками и округами, нарезались. И какой процент так называемого титульного народа проживал в этих новообразованиях. Речь сейчас не об этом, т.е. не о том, что с этими зачастую искусственными и политически не всегда оправданными административно-территориальными образованиями делать дальше. 
Всё, что касается постижения тонких миров и высоких материй должно решаться исключительно на добровольных началах. Это относится и к изучению национальных языков. Жизнь сейчас становиться всё более прагматичной и всё менее в ней места культурному романтизму и не рациональным хобби вроде увлечения фольклором. Хотя подобные хобби и имеют свойства психотерапии, но надеяться на значительное их распространения не приходиться. Иными словами, время сегодня таково, что среднестатистический гражданин, стремящийся вершить собственную карьеру, увы, как правило, не может себе позволить роскошь тратиться на изучение того, что малопригодно в повседневной жизни. Это хорошо понимают и этим живут очень многие, в том числе, и молодёжь. Можно сколько угодно говорить о красотах Коми языка, и пафос этих слов будет верным, но невозможно признать сферу его распространения даже в Коми районах сколь-либо существенной. Это хорошо понимают и жители нашей Республики – Коми по национальности и ведь не секрет, что желающих изучать свой родной язык среди самих Коми довольно низок (впрочем, это мои личные наблюдения среди школьников и студентов Ухты и Сыктывкара). Судьба Коми языка в этом смысле не уникальна: во всём мире языки многих народов, особенно при соприкосновении с рыночной стихией не выдерживают конкуренции, и сфера их применения сокращается. Эту печальную ситуацию может исправлять только государство, что мы и наблюдаем в России. Понятно, что без государственной поддержки языки многих народов РФ могли бы просто исчезнуть. 
То есть, оказывать поддержку культуре и языкам народов нашей страны государство просто обязано, что всегда и происходило в истории России. Но какой должна быть эта поддержка? Опыт, в том числе и бывших республик СССР, показывает, что нет лучше способа дискредитировать не только язык, но и культуру целых народов, чем насильно навязывать изучение её эрзац образцов представителям других народов. Этот опыт, в частности, и такой не маленькой и в культурном отношении далеко не ничтожной страны как Украина. Но на Украине по большому счёту нет альтернативы украинизации, как средству политического выживания этого государства. В Республике Коми ситуация качественно иная и намного более благоприятная, во всяком случае вопрос о политическом выживании Республики Коми не стоит. Поэтому и экзальтированности в пропаганде Коми культуры быть не должно. Словом, Коми язык изучать, конечно, надо, но 1) добровольно; 2) избирательно; 3) факультативно; 4) без какого-либо ущерба для других дисциплин, если мы говорим о школах. В вузах Республики его нужно изучать только на профильных специальностях. 
Если навязывать изучение Коми языка насильно, то это приведёт как минимум к дискредитации благой идеи и, так сказать, скепсису по отношению к Коми культуре как таковой. От этого пострадают все. И исторические примеры имеются. Так что стремиться претворить их в жизнь в нашей Республике могут только дураки и провокаторы. 
А культуру народов, живущих в нашей стране и республике поддерживать, безусловно, надо. Эта поддержка относится к числу важнейших обязанностей государства. И это в интересах, прежде всего, самого государства, ибо богатство его культуры созидается свободным культурным деланием народов его населяющих. 

 

kabakova приводит ряд дисциплин, которые, по её мнению, необходимо включить в систему образования

В связи с постоянным, но вялотекущим реформированием нашей системы образования, хотелось бы вот что сказать. Мне кажется, нам очень не хватает определенных жизненно важных дисциплин.
Например (о наболевшем), “Перипетии бытовой жизни”. Сейчас как происходит? Живешь ты с малолетства, растешь себе на здоровье. А потом БАЦ – взрослая жизнь. И ведь никто не готовит нас к тому, что в счете за коммуналку могут быть неверные расчеты. Ни один человек нас не готовит заранее к тому, что делать если потекла крыша, прорвало трубу, газовая колонка работает аварийно, на крыше снег и так далее. Вот таким бытовым навыкам никто нас не обучает. Вроде как, получается, мы должны на собственном опыте знать, или приобрести знания иными путями. Но с нашим витиеватым законодательством это задача не из простых. Потому как не ясно: кто кому и за что должен.
Очень важно ввести “Чтениелюбство”. Конечно, благодаря хипстерам сейчас снова модно читать. Но любовь к книгам не должна зависеть от таких веяний. На уроках чтениелюбства не было бы обязательных для прочтения книг. На них можно было бы делиться своими впечатлениями о книгах, которые понравились ребятам. Так, показывая друг другу, что книга может быть увлекательнее игры или блокбастера, мы бы возродили самую читающую нацию. Ведь чтение в первую очередь должно доставлять удовольствие.
Следующая дисциплина, которую я бы приветствовала в школе – “Ответственность” (с элементами основ психологии, права, философии и этики). Вы посмотрите, сколько вокруг людей с нарушенной психикой. Скольким приходится страдать от неумения справляться с различными внутренними конфликтами, стрессами и проблемами в личной жизни? А сколько неуравновешенных троллей и злобных комментаторов? А сколько просто людей, которые искренне не понимают, что они делают не так (например, находиться в помещении в головном уборе, или подать руку в перчатке и т.д.). Ну, и хамов, наглецов и прочих людей предостаточно. А на таких уроках можно было бы научить избежать эскалации конфликта, показать, как нужно себя вести на людях и рассказать много полезных для существования в обществе вещей. Да хотя бы, что по пятницам не обязательно пить, как сосед дядя Вова.
Четвертая необходимая дисциплина – “Сексуальная грамотность”. На таких занятиях нужно бы донести и до мальчиков и до девочек всю важность и простоту контрацепции. Несмотря на доступность информации,я не раз встречала людей за 20 лет, которые не представляют себе элементарных вещей. Например, мужчины, которые не представляют себе, что такое аборт и какой вред он наносит организму женщины. Не менее важно рассказать о гомосексуалистах, как людях, которые ничем от нас не отличны. И что на самом деле извращение. Пояснить механизмы влечения, которые подростки часто путают с той самой большой любовью.
И завершу парад новых дисциплин я “Профориентированием”. Но только настоящим. Когда это не один тест, пройденный школьником в девятом классе. А когда это целенаправленная работа с приглашением реальных специалистов, которые могли бы ответить на любые вопросы честно, открыто и без прикрас. И начинать нужно классе в седьмом. Чтобы ребенок сразу знал, чего бы захотеть в жизни. И как в Simsс детства шел бы к намеченной цели, конкретной такой, обретающей все больше точных и тонких элементов. А не сдавал ЕГЭ в надежде набрать балл в три разных вуза по трем специальностям, которые, в общем, и не интересны вовсе.
А вы как думаете, какие еще нужны нам дисциплины в школе? Или, быть может, в вузе?

 

larisalarina делится интересными фактами из истории праздника 8 Марта 

8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10часового рабочего дня. На многих предприятиях США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 года образовался еще один – впервые его членами стали женщины. В этот день во многих городах США сотни женщин вышли на демонстрации, требуя предоставления им избирательного права.
В 1910 годуКлара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта.
В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации ” .. научного утра по женскому вопросу”. Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собрались полторы тысячи человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин, государственное обеспечение материнства, о дороговизне жизни.
В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами “Хлеба и мира”. Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировала женщинам избирательное право. Этот день выпал на 23 февраля по юлианскому стилю, который в то время использовался в России и на 8 марта по григорианскому календарю.
С 1965 года день стал нерабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.
После распада СССР 8 марта остался в перечне РФ, а также в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине и Беларусии. В Узбекистане как день матери, в Армении отмечают 7 апреля как день материнства и красоты.
8 марта совпадает с евре ским праздником пурим и поэтому может сичтаться как день ведьм. В этот день евреи перенаряжались во всякую всячину, что то подобное Хеллуину. Поэтому в православии женским праздником считается 1 неделя после Пасхи – неделя жен-мироносиц. В этом году выпадает на 12 мая.

 

seringvar написал пост на смерть президента Венесуэлы

 Пусть Хуго отдохнет…

Когда утром я в телевизоре мельком увидел роли на Евро-ньюс о Чавесе, как о шоумене, о Чавесе, как о команданте, то удивился. Что это они. А потом замели мелким шрифтом внизу короткую надпись на разных языка: “Хуго Чавес – умер”. 
Я сначала удивился. Мне казалось, что этот человек, с его напористостью и независимостью – независим даже от смерти, от болезней, еще довольно долго продержится в кресле президента Венесуэлы. Ну что такое 14 лет правления – это почти ничего. Первая же мысль, которая у меня возникла, звучит примерно так: “Ну сейчас все и начнется!” А потом был момент откровенного переживания. Чавес – это не просто Латино-Американский политик, он как-то стоит особнячком от массы других политиков Америки. Он не был вальяжным и спокойным политиком, он был необычен и напорист. Он даже гадости делал в завораживающем порыве. Подчинила ли власть Хуго Чавеса? Наверно да! Но не всего, а только небольшую его толику. 
Где-то 3 года назад я случайно посмотрел документальный фильм о преследовании Чавесом своих политических оппонентов. Некоторые люди, после выборов в Венесуэле выехали из страны, опасаясь репрессий. Тогда мне казалось, что Чавес идет по пути обыкновенного человека из окраин завороженного властью. А потом я стал побольше читать и смотреть что он делает и заметил интересную позицию Чавеса. При всем своем желании сохранить власть, он как-то ухитрялся нащупать ту грань, за которую переходить не надо. Я все смотрел за ним и смотрел, перейдет он или нет, заставят ли его обстоятельства опустится до прямого и массового насилия в отношении оппозиции. Чавес сохранил себя. Теперь ему не надо принимать решения, теперь решение о большой и красивой нефтяной державе Латинской Америки будут принимать другие люди населяющие эту страну. Смогут ли они сохранить и независимость, и свободу, и те богатства, которыми их наказала природа? Теперь великий Латино-Американский политики Хуго Чавес уже не будет принимать тяжелые и сложные решения. Пусть он отдохнет.

 


*Орфография авторов сохранена.

Прошлый выпуск Обзора можно посмотреть здесь: Harlem Shake по-сыктывкарски

Приглашаем всех читателей в нашу группу «ВКонтакте»: Наш край. Республика Коми. А также на страничку рубрики «+1. Обзор блогосферы Республики Коми и не только», где вы сможете следить за трудами наших блогеров.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
ПожеланиеАлександр Recent comment authors
новые старые популярные
Александр
Гость
Александр

отношусь хорошо, учить не буду.

Пожелание
Гость
Пожелание

Если бы в свободном доступе были словари и учебники по коми языку, то языковый минимум бы изучил. Возможно, пытался бы знакомиться с электронной версией обучения, как это сейчас практикуют при изучении французского и английского языков. Только не нужно в словари и учебники писать новые придуманные слова, так как неоднократно слышал… Читать далее »