Искусство без комментариев (ФОТО)

Обзор работ, представленных на выставке «Synopsis»

15:55. 1 марта, 2011  
  
0

К концу зимы свежую волну в жизнь города внесла талантливая молодёжь, заявив о себе в новой выставке «Synopsis».

Название это обозначает обобщение, изложение в сжатой форме без каких-либо  комментариев. Название верное, близкое духу выставки. Ведь искусство на самом деле мало нуждается в комментариях – оно находит свой отзвук в сердце человека, сближает его с красотой мира во всех его проявлениях, отражает жизнь души в красках, звуках, словах.

Каждый человек находит в искусстве то, что ближе к его сердцу, будь он творцом или зрителем. «Творческое начало есть в каждом человеке, нужно только увидеть, открыть его в себе», – заметил организатор выставки Андрей Ретанов.

Каждый из молодых художников выбрал для себя свою форму: чёрно-белая или цветная фотография, графика или живопись, керамика или видеоинсталляция. Выставленные работы по-разному выявляли талант художников, разные рождались и чувства, ощущения от них.

Среди фотографов самые пронзительные картины представил Денис Шулепов. Его серии фотографий «Сегодня», «Беспризорники» изображают чёрно-белые городские будни с дождями и пасмурным небом, часто бессмысленные взгляды, безучастные, погружённые в свои заботы лица.

Серия «Ветераны» продолжает дух предыдущих серий, обрисовывая серые, морщинистые  лица старых людей, которые видели в жизни самое страшное – войну. Этим образам свойственна неподвижность и застывшие, почти умершие эмоции.

Такая же пронзительная чёткость жизни проявилась в фотоработах Андрея Ретанова. Но в его снимках уже нет такой безысходной серости. Автор обращает основное внимание на детали, мелочи окружающего мира. А чёткость снимка придаёт картине некоторую агрессивность, внутреннюю силу, жесткость. 

Но женские портреты Ретанова, напротив, смягчённые, растушёванные, внимание привлекают не детали образа, а общее настроение, постановка.

Такая мягкость просвечивает и в работах Олеси Симаковой, только здесь она ещё более нежная, тёплая. Женские образы очень изящны, тонки; ускользающая, необъяснимая женственность, красота оживают на снимках.

Немного другое настроение женских образов – у Ксении Ахметшиной в серии фотографий «Девушкин сон». Это героини с задумчивыми взглядами, летящими волосами, девушки природы. Почти однотонные пейзажи предосенних полей, простор, наполненный шорохом, шёпотом сухих трав – вот картины, на которых время остановилось, а любое движение замедлено,  словно во сне. 

Совершенно контрастными выступают снимки Андрея Злобина. Он применил новый способ изображения реальности – компьютерную обработку фотографии. В его работах экспрессия, движение проявляются наиболее ярко и эмоционально. Здесь и женские образы как психологические портреты, и изображение пространства, и абстракции, в которых уловимо лишь настроение цвета. И везде чувствуется сильная энергия порыва чувства, эмоции. Автору удалось достичь этого эффекта за счёт  смелого наложения фона и изображения, контраста насыщенных цветов, линий.

Эмоциональности фоторабот нисколько не уступает яркость живописи, представленной на выставке.

К примеру, женский портрет в исполнении Амелии Лянцевич как никогда соответствует порывам и чувствам молодого сердца. Лицо девушки, сияющее тихой радостью, узорный орнамент листьев на платье напоминает гармонию и красоту природы, с которой одним целым стала и эта девушка. Кажется, в её сердце совсем недавно поселилась любовь, которая лишила девушку покоя, сна. Голубая тень вокруг глаз говорит о бессонных ночах, проведённых в грёзах и мечтах, но взгляд её чист и светел. Картина вдохновляет, освежает чистотой настроения и красок.

Привлекает внимание и работа Ретанова «Революция в Тунисе» – абстрактная картина, как и многие другие, на которой каждый может увидеть то, что ему ближе всего. Кажется, что это огромное снежное поле, на которое снег выпал вдруг, внезапно, нежданно, покрыл всё вокруг. Зелень леса вдали подчёркивает эту внезапность, стихийность. И над всем этим в кроваво-красном закатном небе выступает первая звезда. Вопреки тревожному названию картина настраивает на размышления и внутреннюю тишину.

Довольно своеобразен  триптих  Максима Умпелева «Реинкарнация». Первая картина – это изображение символа земной смерти – черепа и костей на фоне динамичного узора.

Вторая изображает сам процесс перевоплощения одного существа в другое – неопределённое, разностороннее изображение, в сочетании разных цветов и форм напоминает собранную мозаику в стиле Пикассо.

На третьей картине обрисована новая жизнь в новом теле – видим, как характер человека, его эмоции проявляются в новом существе почти без изменений.

Думается, автору хотелось показать, что после смерти при переходе из одного существа в другое душа остаётся такой же, какой и была. 

Самой динамичной работой выставки стала видеоинсталляция Тараса Геша в стиле перфоманс: прекрасный образ девушки, расплывающийся и вновь обретающий чёткость. Луч проектора пересекал весь зал, но идее работы вовсе не помешало то, что сквозь луч ходили посетители выставки, и изображение было не совсем полным. В этом проявилась даже некоторая символичность: так образ любимой девушки высится над всем миром, проявляется во всём, даже в  проходящих мимо людях, и ничто не может перекрыть его собой.  Работа пробуждает восторг, а нежная музыка на фоне усиливает эмоциональность картины.

Вся выставка, представленная в залах Дома детского творчества в Эжве, пронизана духом молодых, подвижных умов, эмоциональных натур, творческого порыва. Чувствуется, что участники выставки искренне хотели поделиться со зрителем своим видением мира, и поэтому такие работы никого не могут оставить равнодушным.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000