Завтра Пысса может замёрзнуть

Старинное село на Мезени по воле чиновников обрекается на медленную смерть

10:32. 10 февраля, 2011  
  
1

Во вторник, 8 февраля, в Большой Пыссе с утра было минус 40. Все котлы в центральной кочегарке работали на полную мощность, но тепла давали мало: уголь, завезённый с осени, хоть и горел, но тепла давал мало: батареи в школе, детском саду, аптеке практически не грели. Глава сельской администрации Милада Яковлевна Букина ещё засветло побывала в котельной, поговорила с кочегарами, после чего приказала топить только воркутинским углём: интинский был явно не того качества, который соответствует лютому морозу, сменившему длительную оттепель.

Впрочем, проблема котельной её хоть и очень заботила, важней была другая: в село ехала комиссия по приёмке качества очистки дорог. Причём вопрос стоял более чем остро: от того, к какому выводу придёт комиссия, в прямом смысле зависела жизнь села. Ни больше ни меньше. И это не было преувеличением.

Комиссии предстояло оценить качество работ по содержанию дорог, которые провело дорожное предприятие «Леса Удоры» в январе. Обычно акт приёмки работ подписывается 25 числа текущего месяца, но в этот раз между заказчиком и подрядчиком возник конфликт, стороны не пришли к соглашению. В результате длительных разборок представитель Дорожного агентства РК Юрий Свистак поставил перед своим руководством вопрос о том, чтобы деньги за проделанные работы не платить совсем. Всё по закону и в полном соответствии с действующим контрактом. Из составленных актов и предписаний явствовало, что ООО «Леса Удоры» допустило ряд недоработок, которые по шкале оценок достигают порога в 50,1 процента. А это даёт право заказчику в графе «выполнение» просто поставить «ноль». И  не платить подрядчику ничего – ни копейки! А что? Как говорили древние: «Закон суров, но это – закон!» В нашем случае не закон – контракт.

Казалось бы, какое дело главе администрации самого удалённого от райцентра села, находящегося на самой границе с Архангельской областью, до разборок двух дорожных контор, из которых одно является подрядчиком, а другое – заказчиком?  Да пусть себе хоть волосы повыдёргивают, лишь бы дороги чистили! Но вот как раз этого-то и не будет, если дорожники «Лесов Удоры» не получат заработанные в январе деньги. Им просто не на что будет покупать солярку, запчасти, выдавать людям зарплату. Одним словом, предприятие встанет. И дороги перестанут чиститься, село окажется отрезанным от мира.  И заменить дорожников некому! Нет в районе другой фирмы, которая может завтра приступить к работе по очистке стокилометровой трассы, связывающей Пыссу с райцентром. И дорог других нет, эта трасса – единственная, настоящая «дорога жизни».

По правде сказать, Милада Яковлевна рассчитывала, что комиссия придёт к консенсусу и примет нужное решение, конфликт будет улажен. Увы, она ошиблась. Короткое совещание, проведённое в её присутствии, показало, что дорожники не нашли взаимопонимания. Юрий Свистак, осуществляющий технический надзор, не захотел менять своего мнения: он уверен, что подрядчик не выполняет некоторые пункты контракта, что позволяет по шкале претензий поставить ему процент невыполнения свыше пятидесяти. И ничего не платить.

Директор ООО «Леса Удоры» Леонид Литвак пояснил на совещании, что его предприятие не в состоянии выполнить все те пункты, которые записаны в контракте, причём в большинстве своём они невыполнимы в принципе! Например, для того чтобы ширина дороги соответствовала заданной, нужно валить стоящие рядом деревья: трасса просто узка. В другом месте расширению дороги мешает линия телеграфных столбов. На некоторых участках расширить трассу невозможно из-за того, что сюда по развалюхам-мостам не пройдут тяжёлый грейдер или трактор «Кировец». А имеющийся маленький сделать трассу шириной десять метров просто не в состоянии.

В принципе, технадзор прав на все сто процентов: коль записано в контракте, будь добр исполни! Не сделал – отвечай рублём! Тут любой суд встанет на сторону заказчика, и, если дело дойдёт  до разбирательств, подрядчику не сдобровать: его разорят. В лучшем случае с ним разорвут контракт.

С дорогой на Пыссу ситуация и того круче. Трасса на отдалённое село – это совсем не прибыльное дело для дорожников «Лесов Удоры». В сущности, это даже не дорога, а простой зимник, узкая извивающаяся просека среди лесов и болот. Когда объявлялся тендер на содержание этой трассы, желающих не оказалось. Это головная боль администрации, и именно она заинтересована в том, чтобы трасса на Пыссу содержалась в приемлемом состоянии. Эта дорога никогда не была идеальной, поэтому претензии к ней предъявлять никто не собирался: хоть как-то бы содержалась, дабы люди из отдалённых сёл и деревень могли попасть на «Большую землю», да к ним можно было завезти продукты. Фактически директор ООО «Леса Удоры» Леонид Литвак взял трассу на обслуживание, подав заявку на участие в тендере по просьбе бывшего главы района Руслана Ульянова. Почему взял? Да просто у других дорожников нет такой техники, которая смогла бы заниматься проминкой зимников и чистить лесные дороги на таком большом расстоянии. Фактически дорожники оказывают социальную помощь району, но…

Интересно, что дороги в районе чистят везде примерно одинаково. Но подход к оценке работы дорожников – разный. Посмотрите на снимки. На первом – площадь перед администрацией района, она вся в снегу. Но дорожная фирма, обслуживающая данный участок, оплату получила. А вот к «Лесам Удоры» – подход другой. Особый. И он может привести к закрытию предприятия.

В суровом капиталистическом мире нет места благотворительности, точнее – благодарности за оказанную помощь. ООО «Леса Удоры» сделало всё, что могло, и даже больше: жители всех сёл на Мезени, которые живут вдоль этой «дороги жизни», считают, что трасса на Пыссу содержится лучше, чем в предыдущие годы. Они даже письма благодарственные в администрацию направляли. Среди этих благодарностей, впрочем, была и одна жалоба: жительница села Мелентьево написала, что дорожники должны теперь ещё и тротуар сделать, а то ей приходится в магазин ходить по дороге… Что тут скажешь? Люди всегда стремятся к лучшему…

Но технадзору нет дела до благодарностей жителей сёл, у него свои критерии: он требует выполнения того, что записано в контракте. Но сделать это сегодня просто невозможно!  Ситуация сложилась патовая: ни вперёд, ни назад. Причём технадзор уступать не собирается. А коль так, «Леса Удоры» вскоре прекратят работу. Что тогда будет с Пыссой, сёлами Мелентьево, Мучкас, Патраково? Ответа нет.

Центральная площадь села Кослан

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Вячеслав Вознов
Вячеслав Вознов
16.10.2011 03:20

Сочувствую Л.Ю.Литваку.Думаю что этот Свистак (хохол скорее всего) денег захотел, а ему не дали.А Литваку посоветую в его пенсионном возрасте последовать моему примеру купить хороший домик с садом в Малороссии и жить на Российскую пенсию спокойно и не нервируясь о всяких дорогах и т.д.я уже так 7 лет живу и… Читать далее »