Засуха для «веток» и «усов»

Рослесхоз больше не даст денег на строительство лесных дорог

15:08. 1 февраля, 2011  
  
0

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) может прекратить выделение субвенций на строительство лесных дорог в регионах. Судьба этого строительства, и без того шедшего ни шатко ни валко, под вопросом – а стало быть, и развитие всей лесозаготовительной отрасли республики.

 

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) намекает на то, что субвенции на строительство лесных дорог, которые на протяжении последних лет выделялись регионам, противоречат действующему законодательству, заявил первый заместитель министра промышленности и энергетики Коми Александр Гибеж на совещании лесопромышленников на минувшей неделе.

– Поэтому говорить о дальнейшем строительстве дорог за счёт бюджетных средств не приходится, – заметил он.

Заявление Гибежа прозвучало в финале его же презентации проекта Основных направлений развития лесной промышленности Республики Коми до 2020 года. Проект выглядит вполне внушительно, и, согласно ему, через десять лет картина леспрома в РК должна несколько измениться. Вот основные намеченные цели:

– увеличение производства целлюлозы с нынешних 550 тысяч до 800 тысяч – 1,3 миллиона тонн в год (завершение проекта «СТЕП» в прошлом году на ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» позволяет говорить об этом сравнительно уверенно);

– возникновение новой деревообрабатывающей подотрасли – производства плит OSB годовой мощностью от 150 тысяч до 900 тысяч кубометров (здесь основные надежды возлагаются на ЗАО «Леском», которое вообще-то обещало запустить этот проект ещё в прошлом году);

– не менее 50% внутрирегионального потребления заготавливаемой древесины (сейчас в лучшем случае 30%);

– формирование сектора индустрии деревянного домостроения и биотоплива – что, собственно, позволит реализовать предпоследний пункт.

Цели понятные, не нуждающиеся в дополнительном объяснении… за исключением того, где и как взять древесину для их реализации. Этот парадоксальный для Республики Коми вопрос уже давно очевиден для лесопромышленников, и Гибеж честно объявил в ходе совещания почему.

– Формальная расчётная лесосека в республике составляет около 33 миллионов кубометров, которая осваивается на 22 процента, – рассказал он. – Но реально доступного лесного ресурса становится всё меньше и меньше, поскольку лес становится всё дальше и дальше от центров его переработки.

По расчётам специалистов Минпромэнерго, сейчас в Коми насчитывается примерно 200 лесосырьевых баз, объединяемых по параметрам качества древесины и доступности вывозки в четыре основные группы. Группа древесины высокого качества и близкой доступности, разумеется, стремительно сокращается, и в результате транспортно доступная лесосека ужимается до 21,1 миллиона, а экономически целесообразная — до 15,5 миллиона кубометров. При этом показатель обеспеченности лесовозными дорогами в РК один из самых низких по стране – 130 метров на гектар.

Александр Гибеж пояснил «Красному знамени», что сигналы из Рослесхоза вовсе не означают желания ведомства начать судебные тяжбы за уже выделенные деньги.

– Что потрачено, то потрачено, – заметил заместитель министра. – Но надо чётко понимать, что этих денег ни в 2011-м, ни, вероятно, в последующих годах уже не будет.

По его данным, до сих пор в законодательстве отсутствует само понятие «лесная дорога», и это в какой-то степени объясняет позицию Рослесхоза: кому и на что выделяются средства?

Гибеж напомнил, что, согласно Генеральной схеме лесных дорог Республики Коми, их потребуется проложить около 3,5 тысячи километров. Каждый километр такой дороги стоит около двух миллионов рублей.

 

По чему везти лес?

Фонд лесовозных дорог Республики Коми насчитывает более 53 тысяч километров, из которых круглогодичного действия – меньше 10%. Асфальтовое  покрытие имеют 6%. Подавляющее большинство дорог – бесхозные. Ежегодно лесозаготовители строят 50-60 километров дорог круглогодичного и 100-110 километров – зимнего действия, «Монди Сыктывкарский ЛПК» прокладывает в год по 200-300 километров внутренних дорог к своим участкам. Срок действия лежнёвок – 3-6 лет.

Программа реконструкции и строительства новых веток в рамках Генеральной схемы лесных дорог РК оценивается в 42,9 миллиарда рублей.

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments