Впечатления сыктывкарского журналиста от велопоездки по Швейцарии

Надо сказать, кладбища нам довольно часто встречались в пути, но удивляло, что они все какие-то очень маленькие, хотя могилы в них сохранились ещё с позапрошлого века. Создавалось впечатление, что швейцарцы живут настолько хорошо, что крайне редко умирают

Автор:   
14:07. 29 июня, 2014  
  
11

Германия, Франция и Италия за свою историю не раз сходились в смертельных схватах. А расположенная между ними маленькая Швейцария вот уже почти 200 лет придерживается политики нейтралитета. И живущие в ней германо –, итальяно – и франкоговорящие швейцарцы вместо того чтобы воевать друг с другом, занимались обустройством своей страны. И добились того, что жить и умереть в ней стали стремиться мировые звёзды и просто богатые люди. Вот такие мысли рождаются, когда путешествуешь по этой альпийской стране, которую Всевышний обделил природными ресурсами, но поселил среди её красот трудолюбивых и дружелюбных людей.

После Этны

Сразу отмечу, что в Швейцарию я ездил вовсе не как журналист. В прошлом году мы с Леонидом Зильбергом (известным в Коми предпринимателем и общественником) на велосипедах за пять дней объехали вулкан Этна в Сицилии, после чего захотелось совершить нечто подобное уже в другой стране. И выбрали Швейцарию. Довольно трудно объяснить, почему именно её. Возможно, потому, что, хотя каждый из нас уже немало поездил по миру, эта горная страна казалась загадочной и манящей. При одном упоминании о ней вспоминалась маленькая страна из «Семнадцати мгновений весны», остававшаяся тихим уголком в мировом пожарище.

Ассоциируется Швейцария также с надёжными банками, вкусным шоколадом, точными часами и изумительными альпийскими пейзажами. В общем, это, может быть, единственная страна в мире, которая вызывает исключительно положительные эмоции. И, конечно, путешествовать по ней лучше всего на велосипеде, чтобы иметь возможность сделать паузу в любом понравившемся месте…

Путешествовать по Швейцарии на велосипедах иностранцу можно двумя способами. Первый – самому разработать маршрут, арендовать понравившийся байк на любой железнодорожной станции, а потом на любой другой – сдать его. Второй способ – заказать велотур в турфирме.

Про первый способ мы ничего не знали, а потому выбрали второй – более дорогой, но менее хлопотный. Нам предстояло проехать от Цюриха до Женевы сначала вдоль реки Роны, а затем по берегу Женевского озера.

Very nice!

В аэропорту Цюриха при выходе из «зелёной зоны» нас встретил невысокий мужчина с табличкой mr.Bobrakov, mr.Zilberg. Без лишних слов он усадил нас в микроавтобус и отвез в пригород Регенсдорф, в офис принимающей стороны.

Офис был завален коробками с бумагами, на стене висела подробная карта Швейцарии, а в центре за столом сидел седовласый мужчина в очках и «вассермановской» жилетке.

Мужчина принял нас радушно, угостил чаем и кофе и принялся с воодушевлением рассказывать о предстоящей поездке на английском языке, показывая на карте дороги, по которым нам предстояло двигаться. Я английский изрядно подзабыл, поэтому в памяти от всей его речи осталось только very nice (очень приятно). Леонид в последнее время хорошенько подучил язык, а потому общался с клерком свободно, но, когда дело дошло до практики, забыл всё, что объяснял нам этот пожилой добряк.

Наутро за нами приехал тот же микроавтобус и отвёз на склад, где нам подобрали велосипеды по росту. Но сразу их не отдали, а погрузили на уже знакомый минивэн и повезли нас в город Оберсвальд, расположенный на берегу Роны.

Больше мы ни одного представителя турфирмы не видели. Но наши вещи, которые мы, переезжая из одного города в другой, оставляли в отеле на ресепшене, раньше нас попадали на ресепшен следующей гостиницы. Мы только знали название города и отеля, в котором нам предстояло переночевать. А во всём остальном были совершенно свободны. 

И вот, когда мы нажали на педали, вдохнув воздух свободы, смешанный с горным альпийским, я вспомнил эти самые very nice и полностью согласился с такой оценкой. Неподалёку текла бурная и пока ещё не очень широкая Рона, нас окружали зелёные альпийские луга, а за ними возвышались заснеженные вершины. Картину по пути дополняли высоченные водопады. Удовольствие было значительно выше среднего.

С чего начиналась их родина

До первого пункта назначения – города Бриг – нам предстояло проехать чуть более 40 км. Этот участок маршрута я бы назвал погружением в древнюю историю Швейцарии. Когда-то на её территории жили кельтские племена, которых римляне называли гельветами. Занимались они в основном тем, что пасли на горных лугах коз и коров, а жили в обожжённых жарким солнцем деревянных двух-этажных домах, называемых шале.

Живого гельвета нам повстречать не довелось. А вот пасущихся коз и коров видели немало. Мы спокойно проезжали мимо них, но остановились, увидев небольшой загон с довольно интересными животными. Они горделиво несли на своих головах ветвистые рога, неспешно прогуливаясь по загону. Конечно, захотелось их покормить, но ничего, кроме травы, растущей рядом с загоном, мы им предложить не могли. Леонид кормил альпийских тварей с большим увлечением, а я всё это время поглядывал по сторонам. Мне казалось, что вот-вот выскочит какой-нибудь гельвет с двустволкой, решивший, что мы намерены отравить и похитить его любимую, редкой породы, скотину. Но никто не выскочил. Вообще создавалось впечатление, что все домашние животные живут на альпийских лугах сами по себе, без пастухов. Это как бы новая технология, как поезда метро в Лозанне, которые курсируют без машиниста. Впрочем, об этом позже.

Война и мир на экспорт

Бриг в переводе с кельт-ского означает «холм». Однако этот городок расположен вовсе не на холме, а в долине среди высоких гор. Ощущение было такое, что мы попали в самое сердце Альп. Даже из окна нашего номера в отеле открывался прелестный вид на заснеженную вершину.

Рядом с этим отелем с гордым именем «Европа» шумел небольшой фонтан, в центре которого располагалась скульптура Икара почему-то в женском обличии. Но главная достопримечательность городка напоминала о том, что далеко не всегда Швейцария была сугубо мирной территорией. На окраине городка возвышается замок Штокальпера с тремя башенками, увенчанными куполами в виде луковиц.

Как я позже выяснил, бывший хозяин замка Каспар Штокальпер занимался тем, что поставлял вечно воюющей Европе солдат, а взамен получал соль, которую перепродавал здесь втридорога. На вырученные средства он построил себе самый большой замок Швейцарии, который, кстати, служил ему и солевым складом, и постоялым двором. В общем, ещё в XVII веке швейцарцы поняли, что лучше не самим воевать, а получать выгоду от чужих войн. Ныне же Швейцария поставляет на экспорт мир. Как известно, именно в Женеве заключается большинство мировых соглашений, которые, правда, далеко не всегда выполняются…

В дальнейшем в пути нам попадалось немало замков, чаще расположенных на холмах и скалах. При этом вид их был совсем не воинственный. Они за многие века успели срастись с зелёными лугами и высокими горами, став неотъемлемой частью ландшафта.

Во французской стороне…

На третий день нашего велопробега мы въехали в Швейцарию франкоязычную. Об этом нам напоминали не только названия населённых пунктов с ударением на последнем слоге – Мартиньи, Монте, Монтрё, Вёве. Сам облик этих городков отличался от прежних – немецких. Они все буквально дышали искусством, причём каждый своим.

Мартиньи был отдан на растерзание скульпторам-авангардистам. Их творения украшали каждый перекрёсток. Понять, что изображали стальные конструкции, окрашенные в оранжевый цвет, или странные геометрические фигуры из камня, было невозможно.

Нам достался отель на самой окраине города, а потому, поселившись и приведя себя в порядок, мы снова сели на велосипеды, чтобы подробнее изучить искусство скульптурного авангарда. Однако вскоре оно нам надоело, и мы отправились на другой конец города, где находились единственный в мире музей сенбернаров, выставка старых автомобилей, развалины римского амфитеатра и кладбище.

Музей и выставка уже закрылись, и нам ничего не оставалось делать, как прокатиться по местам поединков гладиаторов и вдоль аккуратных могил. Надо сказать, кладбища нам довольно часто встречались в пути, но удивляло, что они все какие-то очень маленькие, хотя могилы в них сохранились ещё с позапрошлого века. Создавалось впечатление, что швейцарцы живут настолько хорошо, что крайне редко умирают. Изучив могильные плиты, мы убедились, что так оно и есть. Средний возраст жизни покоящихся в них людей составлял примерно 85 лет. Большая часть прожила более девяноста. Многие достигали столетнего рубежа.

Франкоязычная Швейцария негостеприимно встретила нас пасмурной погодой и накрапывающим дождиком. Мы, помня, как в Сицилии ехали несколько часов под проливным дождём, предусмотрительно прихватили одноразовые дождевики, которые тут же порвались. Но это было ещё полбеды. Проблемы возникали всякий раз, когда мы пытались двигаться строго по указанным дорогам, часто напоминавшим родные российские просёлки. А именно по ним был проложен маршрут на картах, выданных нам в турфирме дядечкой в «вассермановской» жилетке.

Таких дорог было много, а потому мы сбивались с пути, заезжали в тупики, вынужденно возвращались назад, а затем двигались по другим дорожкам. Поэтому вместо положенных 55-57 км мы в день проезжали 60-65… Обычно в середине дня нам эти «козьи тропы» надоедали, и мы выезжали на обычные шоссе, где имелись велодорожки и путевые указатели. По ним катились легко и весело.

У озера

В полдень четвёртого дня заснеженные альпийские вершины и водопады куда-то исчезли, и перед нами возникло Женевское озеро, которое швейцарцы называют иначе – Lac Lеman. День выдался пасмурный, но вид бескрайнего озера поднял настроение. Проехав ещё километров пять, мы вкатились в Монтрё и без особого труда отыскали отель со странным названием «Тралала», где нас тут же угостили бокалом красного швейцарского вина. Так хозяева отеля приветствуют всех своих гостей.

Необычное название отеля объясняется просто. Если Мартиньи – город скульпторов, то Монтрё собирает у себя со всего мира музыкантов. Если верить фотографиям, развешанным по стенам отеля, то в нём останавливались Шарль Азнавур, Рэй Чарльз и другие суперзвёзды.

Помимо вина, нам на ресепшене выдали карту Монтрё, из которой мы выяснили, что на набережной стоят памятники Фредди Меркьюри и Владимиру Набокову. Оказывается, группа Queen записала в этом городе свои лучшие альбомы, а великий русско-американский писатель провёл здесь последние 17 лет своей жизни.

Когда мы пришли на набережную, я с удивлением обнаружил, что памятников Набокову и Меркьюри на ней вовсе нет, зато есть скульптурное воплощение персонажа Чарли Чаплина. Я вновь посмотрел на карту и обнаружил, что она двухсторонняя. На одной стороне – Монтрё, а на другой – городок Вёве, расположенный совсем неподалёку от нас. В этом городе был похоронен великий комик…

Следующим утром мы подкатили к грустному железному Чаплину. Вокруг него столпились японские туристы. Мы ждали, когда они вдоволь пофотографируют самих себя рядом с застывшим кинобродягой, и вдруг впервые за всю поездку услышали русскую речь. Позади нас стоял восточного вида мужчина в тёмных очках, держа за руку двух темноволосых ребятишек, и общался с пожилой женщиной славянской внешности. Мы разговорились и выяснили, что мужчина родом из Таджикистана, но живёт в Женеве и работает в одной из структур ООН. Женщина, его тётя, приехала из Питера в гости. А его дети свободно говорят не только по-русски, но и владеют французским, немецким и английским языками. Многоязычие для швейцарцев – норма жизни.

Пока мы общались с этой таджико-русско-швейцарской семьёй, японцы освободили железного Чаплина, дав нам возможность самим запечатлеть себя рядом с любимым с детства актёром. Но этим мы не удовлетворились. Покинув набережную, поднялись вверх по узким улочкам и попали на небольшое городской кладбище, где покоится Чарльз Спенсер Чаплин. Его могила если и отличается чем-то, так только скромностью. Невысокий постамент с его именем и годами рождения и смерти.

Столицы мира

Отмахав ещё два десятка километров, мы въехали в олимпийскую столицу Лозанну (в ней располагается штаб-квартира Международного олимпийского комитета). Однако этот город, подобно Воркуте, можно с полным основанием считать «столицей мира». 40 процентов населения Лозанны составляют иммигранты, а большая часть находящихся в ней людей – туристы.

По численности населения Лозанна в два раза меньше Сыктывкара, однако в городе действует самое настоящее подземное метро, куда мы по очереди спускались (один оставался на поверхности охранять велосипеды). Лозаннская подземка имеет аж две линии, но поезда по ним курсируют совсем небольшие – всего по два вагона, и оба переполнены пассажирами. Машинистов в поездах нет, они управляются автоматикой.

Последний день пути предполагался быть самым длинным и трудным. Нам предстояло проехать от города Морж до Женевы около 60 км с большим количеством подъёмов.  Но погода выдалась прелестной, светило нежаркое солнце, и мы не заметили, как долетели до Женевы.

Город возник перед нами внезапно. Ехали вдоль виноградников и вдруг увидели большие дома, улицы, полные машин и трамваев. И лишь маленькая табличка извещала, что всё это не что иное, как Женева.

Наш отель находился в другом конце города, поэтому мы вкусили Женеву всю и сразу. Проехали мимо железнодорожного вокзала, увидели бьющий на высоту 140 метров женевский фонтан на озере, прокатились по мосту Монблан, полюбовались на вершину горы Монблан, выглядывающую из городских строений.

Женева по численности населения и территории равняется Сыктывкару без Эжвы. Ещё одно сходство с родным городом – аэропорт, который расположен чуть ли не в центре. Он был последним пунктом нашей поездки по Швейцарии. Вечером следующего дня после прибытия в Женеву мы улетели домой.

В аэропорту Шереметьево тут же бросились в глаза валяющиеся окурки, фантики, бутылки из-под пива. Подумалось: а ведь те, кто мусорит, наверняка называют себя патриотами. Может быть, им стоит поучиться патриотизму у швейцарцев?
 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
6 Comment threads
5 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
ндаТерентьев С.А.АнтихабалАнтихабалУДля ага Recent comment authors
новые старые популярные
Читатель со стажем
Гость
Читатель со стажем

Эка невидаль! В 2014 году проехаться на велосипеде по хорошим дорогам Европы – что в этом необычного? Вот если бы это было в 1984 году или хотя бы в 1994, то ещё где-то как-то. Блогер Савва в прошлом году прошёл пешком от Праги до Вены – 300 километров за 5… Читать далее »

тоже читатель со стажем
Гость
тоже читатель со стажем

С удовольствием ознакомилась с впечатлениями от поездки И.Бобракова. Интересно, легко, без всякой показухи. Хочется последовать примеру.

Самое главное – чем больше таких публикаций, тем больше вменяемых людей, осознавших, что жить так, как живем мы, нельзя! Так что старейшая газета республики делает правильно – воспитывает граждан.

ага
Гость
ага

“Чем больше таких публикаций”, тем больше бобла напилит КЗ.
Не одной же Зарубинкорпорейтед пилить.

тоже тоже
Гость
тоже тоже

Подобные заурядные репортажи появляются в блогах каждый день. Никому не приходит в голову нести их в газету.
Съездил в отпуск – написал об этом на своей страничке. Все дела.
А если кто-то живёт так, как жить нельзя, то ему никакая газета не поможет, тем более “Красное знамя”.

Антихабал
Гость
Антихабал

Мой первый пере пост,но он стоит того! На 7х7 как обычно засунули. Посмотрим,что скажут здесь,про хвалёные либерастические,но текст абалденный,в нём всё. Однажды к Мастеру Вану пришли трое его детей, и каждый желал странного. — Отец, — жеманясь и краснея, сказал старший сын. — Мне кажется, я люблю мужчин больше, чем… Читать далее »

АнтихабалУ
Гость
АнтихабалУ

Не читал, но осуждаю!

Антихабал
Гость
Антихабал

Твоё право. А я знаю и осуждаю Лёню,бобракова,андреева,сафронова,соловьёву,суранова,сажина-их немного,но зло и вред несут великое.Поэтому пусть скрутят в трубочку свои гейойроповские ценности. Путь лопаты! верный путь.

ага, тоже-тоже и другим злыдням
Гость
ага, тоже-тоже и другим злыдням

Народ, что ж вы такие злыдни. Не хочешь, не нравится – НЕ ЧИТАЙ Я прочитала: грамотный русский язык, легкость повествования и полное представление о путешествии))) Но, уважаемый Игорь, этот народ патриотизму не научить. Патриотизм признак благородства. А в России окурки, плевки на тротуарах, банки-бутылки пива, шелуха от семечек и безграничная… Читать далее »

Для ага
Гость
Для ага

знавал я одну ага дык. На НЕ ЧИТАЙ-НЕ ДОЖДЁТЕСЬ! Не будет вам по маслу.

Терентьев С.А.
Гость
Терентьев С.А.

Использование двухколёсного велосипеда в мирных и познавательных целях – что может быть лучше! Но так бывает не всегда. Уже упомянутый печально известный корреспондент “Красного знамени” Михаил Казанцев тоже имеет в собственности велосипед, на котором катается по улицам и площадям Сыктывкара. Однако, использует он это благородное транспортное средство не всегда в… Читать далее »

нда
Гость
нда

Ох уж этот Казанцев!