С риском для жизни

Работа в такси наряду со службой в правоохранительных органах остаётся в числе наиболее опасных

15:23. 16 марта, 2014  
  
0
Динамичная жизнь города не позволяет расслабиться ни на секунду. Мы все давно стали заложниками темпа, заданного реалиями современного мира. Мы постоянно спешим, опаздываем утром на работу, вечером за детьми в детский сад, в магазин, в караоке-бар. Куда бы ты ни торопился, всегда на помощь приходит такси – сервис привычный, давно ставший чем-то самим собой разумеющимся, обыденным. За жизненной суетой мы зачастую даже не замечаем людей, которые ежедневно выручают тебя в час, когда «промедление смерти подобно». Корреспондент «Красного знамени» встретился с «человеком за рулём», посвятившим свою жизнь тому, чтобы горожане всегда всюду успевали.
 
Сергей – так зовут этого Сыктывкарского таксиста – предпочёл скрыть свою фамилию и наотрез отказался фотографироваться. Причина вполне понятна – как и подавляющее большинство его коллег, он – нелегал. О том, почему частный извоз, несмотря на все предпринимаемые государством усилия, по-прежнему в основной своей массе остаётся вне закона, расскажет он сам. Но сначала – о профессии, полной ежедневного стресса, колоссальных физических и эмоциональных нагрузок.

О профессии

Я начал работать в такси с середины 90-х. Должен признать, что за прошедшие годы условия работы кардинально изменились. Если раньше трудно было даже устроиться в такси, потому что фирм было мало, то сейчас никаких проблем. Вопрос в профессионализме. В 90-е таксисты были более опытными, дорожили своей работой. Устроиться было трудно, требования жёсткие. Сейчас же берут всех подряд. Большинство воспринимает частный извоз как временную работу, возможность подзаработать, прокормить семью, пережить до лучших времён. Это сильно подрывает авторитет профессии, сказывается на безопасности перевозок, на качестве предоставляемых услуг.
 
С другой стороны, в 90-е можно было заработать, проехав по центральным улицам города. Раньше было принято «голосовать». Сейчас люди привыкли к сервису, вызывают такси по телефону. Отвыкли от того, чтобы искать машину на улице. Работа таксиста сильно изменилась. 
 
Страшно вспоминать: 90-е – лихие года. Были случаи, когда таксистов убивали с целью овладения автомобилем, например. Очень часто возникали конфликты по поводу оплаты. Денег не было, отказывались платить. Сейчас люди стали более цивилизованными. Налицо декриминализация общества, пришло понимание, что каждая работа должна оплачиваться. Стало намного спокойнее. Страна поменялась, люди поменялись.
 
Впрочем, и сейчас случаются неприятности. Любая фирма имеет чёрный список тех, кто не платит, конфликтует, дебоширит.
 
Есть очевидные преимущества в работе таксиста, каких нет в других видах деятельности. Допустим, вам надо срочно домой. На обычной работе вас могут не отпустить, сложно добраться до дома вовремя. Я же всегда на машине, в любой момент могу сорваться и подъехать.

О призвании

Не каждому дано стать водителем, и далеко не каждому водителю – таксистом. Работа очень специфична. Мало того, что ты должен обладать профессиональными навыками, умением водить автомобиль, знанием города. Ты должен быть дисциплинирован, уметь настроить себя на работу с людьми. Когда ты везёшь человека, важен личный контакт. Во многом от этого зависит результат поездки. Очень приятно, когда человек выходит из машины и улыбается.
 
Многие садятся со своими проблемами. Часто бывает так, что люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, спрашивают, как быть. Их волнует этот вопрос, им не с кем поделиться в данный момент. Бывали ситуации, когда люди плакали от горя. Я не лез в душу. Не раз оказывался первым, кто узнавал, что кто-то умер в семье моего пассажира. Я видел горе на лицах. Таксист должен быть психологом, разбираться в людях, поддержать живую беседу.

О городе

Ситуация с движением в городе проблематичная. Плотность потока увеличилась, и в часы пик работоспособность такси резко снижается. Сложно в праздничные дни – улицы узкие, зимой плохо чистятся, во дворах не проедешь. Необходимо урегулировать вопросы с проблемными участками движения. Это решаемо. На том же Октябрьском проспекте запросто можно нарисовать пять полос. Машины и сейчас стихийно выстраиваются в три полосы при движении со стороны Орбиты. Ширина проезжей части позволяет. Поставить знак: две полосы в Орбиту, три – в обратном направлении. 
 
Очень возросла аварийность. Часто в результате ДТП в час пик на узком участке дороги просто останавливается движение. Если авария, например, случилась на Интернациональной рядом с ЦУМом, встаёт весь низ. Город парализован. 
 
Нужно с умом подходить к организации дорожного движения. Надо этим вопросом системно заниматься. Настораживает ситуация со смертностью на дорогах. Давно стоит вопрос об установке отбойников между встречными потоками на Октябрьском проспекте. Люди бьются из года в год. Ситуация в корне не меняется. Нужно что-то делать, а не ссылаться на финансовые трудности. Я прекрасно понимаю, что сейчас непростое время, но нет ничего важнее человеческой жизни. Дети остаются без родителей. Это большое горе – гибель человека. 

О престиже 

До принятия закона о повышении ставки для индивидуальных предпринимателей официально оформленных таксистов было существенно больше, сейчас их количество резко уменьшилось. Престиж такси упал в плане финансовой привлекательности. Да и физически тяжело. Нервная нагрузка сказывается. Не каждый выдерживает. Человек на хорошем автомобиле месяц проработает и уходит. Болезненно реагирует, если кто-то в пьяном виде едет, хлопнул дверью, испачкал салон. Нужно сразу настроиться на работу в такси, иначе будет тяжело втянуться. 
 
Работа в такси многими воспринимается как переходной вариант между поисками другого источника доходов. На более-менее длительный период остаются процентов тридцать, да и то потом ищут что-то другое. Сильный отпечаток откладывается на семье. У многих есть основная работа, а частный извоз – лишь приработок, правда, отнимающий немалую часть времени. Отсутствуешь дома – конфликты. Если семья не поймёт, лучше бросить эту работу.

О женщинах

Работа в такси – одна из самых опасных, потому что связана с людьми. Даже служба в правоохранительных органах – на втором месте. Ты всегда находишься в непосредственном контакте с потенциальными преступниками.
 
В советские времена таксистам разрешалось не пристёгиваться, потому что участились случаи удушения водителей ремнём. Я, например, работая ночью, раньше не пристёгивался.
 
Был случай в конце 90-х, придушили девушку-таксиста. Я считаю, что женщина в такси – это вообще недопустимо, потому что это потенциальная жертва. Когда вечером подвозишь пьяного человека, Бог знает, что у него на уме. Хорошо, если кто-то окажется поблизости.
 
Одной женщине-таксисту удалось в момент нападения вызвать вневедомственную охрану. Преступник при задержании оказал сопротивление сотрудникам милиции. Они вооружены и уполномочены. Что может сделать девушка в машине, находясь с пьяным человеком? Моё глубокое убеждение – женщинам в такси не место. Нужно подумать о своей семье и близких.

О законах

Когда легализуешься, начинаются проверки. Крайне неприятно: ты платишь налоги, являешься добропорядочным предпринимателем, а тебе делают «контрольную закупку». Что изменится в статье доходов бюджета, если ты не выпишешь пассажиру квитанцию, как этого требует закон? Тем не менее налоговики строго карают за это. Я закрыл ИП, потому что понял отношение к бизнесу неповоротливой государственной машины. Те же «гаишники» останавливают такси. Почему у тебя нет шашек? Что от этого изменится? По большому счёту, ничего. 
 
Согласен, во всём цивилизованном мире такси двигается по городу в одинаково окрашенных автомобилях с шашечками и атрибутикой на борту. Оплата в соответствии с таксометром. Это и называется такси.
 
У нас всё иначе. Но есть очевидные преимущества – человек ездит изо дня в день с адреса на адрес по установленному тарифу и знает плату. Никто не будет возить его кругами, чтобы от этого увеличилась стоимость.
 
Есть и другая беда. Приняли закон «О такси» в 2011 году – все легализовались. А через год в два раза подняли налоги для ИП. Многие тут же закрылись и ушли в тень.
 
Чтобы человек работал легально, не надо его дёргать, мучить проверками. К тебе садятся два человека, а перед высадкой говорят: «Извините, мы из налоговой полиции, вы не выдали квитанцию, где ваши документы?» Такие проверки отпугивают людей от легализации. Когда начинаются подобные рейды, первый, кто страдает, – это клиент.
 
Я не знаю, как улучшить поступление финансов в бюджет, но не надо пугать народ. Тем самым достигается обратный эффект. С принятием закона о повышении ставки налогообложения количество «законных» таксистов значительно сократилось. Сейчас ставку вернули, но доверие к государству подорвано. Привлечь людей обратно в легальный бизнес будет трудно.
 
Я понимаю, что в тяжёлые времена государство всегда повышало налоги и штрафы. Но в первую очередь нужно создавать благоприятную экономическую почву.
 
В нашей фирме была практически стопроцентная легализация, а другие конторы работали без официального оформления. Это несправедливо. Ты платишь налоги, а кто-то так же спокойно работает без этого, да ещё и конкуренцию тебе создаёт, объявляет цену ниже, чем у тебя, отбивает клиентов. Правила должны быть одинаковы для всех.
 
Вопросов много. Почему я, даже будучи официально оформленным, должен предоставлять детское кресло, а в том же самом автобусе не то что кресла, ремней безопасности нет. Какие-то двойные стандарты для перевозчиков разными типами транспорта. А если два ребёнка? А если кресло не подходит?
 
Понятно, что закон призван обеспечить безопасность перевозок. В соответствии с ним необходимо ежедневно проходить технический и медицинский осмотры. Но я за своим автомобилем смотрю лучше, чем кто-либо. Меня машина кормит. Я не заинтересован в том, чтобы она попала в аварию из-за технической неисправности. Я её ремонтирую сам и слежу за её состоянием. В случае ДТП я лишаюсь работы. Это не в моих интересах. Другое дело – медицинское освидетельствование. Но и тут всё на совести самого водителя.

О самоконтроле

Об алкоголе не должно идти и речи. В любом случае пассажир может почувствовать запах от водителя и отказаться от поездки, сообщить в полицию. Я считаю, что таксиста нужно лишать права перевозки от 5 до 10 лет, если он пойман в состоянии алкогольного опьянения. Потребляешь – не должен работать! Да и в любой фирме такого работника уволят без раздумий. Никому не нужна подмоченная репутация.
 
Хуже, если у тебя есть хронические заболевания вроде гипертонии, которые могут неожиданно привести к резкому ухудшению состояния здоровья и, как следствие, к неприятностям в пути.
 
Водитель такси обязан быть дисциплинированным человеком. Чувство самоконтроля должно быть порядком выше, чем у обычного человека за рулём. Если чувствуешь себя неважно – сиди дома. Я отвечаю за жизнь людей. Кроме того, у меня есть семья, обязательства перед родными. Я стараюсь свести к минимуму все риски.
 
Если люди отправляют со мной детей в школу и садик – это о чем-то говорит. Они доверяют и уверены во мне. У меня самого двое детей. 

О рынке

Рынок перевозок такси в Сыктывкаре далёк от идеала. Во всех цивилизованных странах предприниматель закупает автопарк, приобретает лицензию. Человек, желающий работать в такси, заключает трудовой договор и приступает к работе водителем. Соответственно есть все социальные выплаты и гарантии. Не убивается личный автотранспорт, автомобиль застрахован, если что-то случается, его ремонтируют и обслуживают.
 
Если всё делать так, стоимость перевозки в Сыктывкаре вырастет в разы. Много расходов связано с содержанием автопарка. При стоимости поездки в среднем 100 рублей по городу, содержать и обслуживать сразу несколько автомобилей нереально.
 
Я разговаривал со старыми таксистами, у них поездки были расписаны на два месяца вперёд, люди брали такси по особым случаям. Это не было доступно как сейчас, поездка обходилась в немаленькую сумму. Свадьба, аэропорт, больница – словом, экстраординарные случаи. 
 
Сейчас всё проще. Но любое повышение цен на бензин сказывается на стоимости заказа. Перед тем как увеличить плату на 10 рублей, мы собираемся и обсуждаем, стоит ли это делать. Рост цен сильно влияет на спрос.

О перспективах

У нашего государства есть возможность достичь нового уровня развития в политическом и экономическом плане. На мой взгляд, есть несколько решений. Можно создавать особые экономические зоны. В регионах с более трудными транспортными развязками облегчать налогообложение. Главное – создать стабильные условия для развития.
 
Я разговаривал с компетентными людьми, которые были готовы привлечь на строительство дорог иностранцев. Но Москва запретила. Почему? Наверное, есть лица, заинтересованные в том, чтобы подряды распределялись среди своих. Стабильная ситуация возможна при наличии здоровой конкуренции. Если её не будет, нормально мы не заживём. Система откатов, некачественного предоставления услуг – к сожалению, это наша реальность.
 
К такси это в какой-то мере тоже относится. Правило российского бизнеса – минимум вложений, максимум отдачи. Никто не будет вкладывать колоссальные суммы в автопарк и окупать их через 10 лет. 
 
Меня однажды спросил приезжий из Санкт-Петербурга, почему у нас нет машин представительского класса. Я поинтересовался, сколько берут таксисты в Питере. Оказывается, поездка в аэропорт (а это примерно 20 км от центра) стоит около двух тысяч рублей. У нас такое расстояния вы проедете максимум за 400. Что вы хотите при такой разнице цен? Конечно, всё зависит от спроса и покупательской способности населения. О каких автомобилях представительского класса может идти речь в таком случае? Если все легализуются, цена поездки вырастет однозначно. Люди должны будут привыкнуть к этой цене.
 
Думаю, в ближайшем будущем бизнес поменяет свою психологию. Сейчас нам угрожают арестом активов за границей. Бизнес начнёт вкладываться в Россию. Тогда возможны кардинальные перемены. 

Кстати

С 1 января 2014 года ставка налогообложения для индивидуальных предпринимателей (в том числе и предоставляющих услуги частного извоза) возвращена на прежний уровень. Но поможет ли это решение государства вернуть к легальному бизнесу тех таксистов, кто закрыл ИП годом ранее?
 
 
Поделиться в соцсетях

avatar
1000