(Продолжение. Часть I, часть II и часть III).
Для того, чтобы поглощение и усвоение огромных бюджетных средств проходило без побочных негативных эффектов, очень важно иметь соответствующие внутренние органы, которые, в крайнем случае, не мешали бы процессу, а ещё лучше — помогали ему.
Во взаимоотношениях с некоторыми из этих самых органов в лице их руководства у зарубинской команды вначале не очень-то ладилось.
С назначенным президентом весной 2003 года министром внутренних дел Коми Александром Задковым у новых хозяев Жёлтого дома отношения не сложились почти сразу.
Александр Задков стал неугоден главе Коми почти сразу после своего назначения. Фото газеты «Зырянская жизнь»
Новый министр, ранее занимавший пост начальника УБЭП криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, не успев обосноваться на новом месте, объявил о предстоящей чистке милицейских рядов в республике, и в скором времени смена руководящего состава регионального МВД, действительно, последовала. Однако открытая конфронтация между главой Коми и Александром Задковым началась после того как следственное управление МВД по РК возбудило уголовные дела в отношении министра здравоохранения республики Эльвиры Нечаевой, которую называли «семейным врачом» Владимира Торлопова, и другого близкого главе человека – руководителя ОАО «Связь Коми» Викентия Козлова.
Эльвира Нечаева. Фото газеты «Зырянская жизнь»
Нечаевой, в частности, было предъявлено обвинение в халатности и инкриминировалось заключение контрактов на поставку лекарств без конкурса и по завышенным ценам.
В это же самое время МВД разрабатывало ещё одно дело, связанное с поставками в республику по завышенным ценам медоборудования, осуществлявшимися фирмой, контролируемой зятем Торлопова Василием Прилипко. Вызываемый повестками родственник главы был вынужден неоднократно являться к следователям и давать показания.
Наконец, тогда же Задковым была инициирована проверка автохозяйства администрации главы и правительства РК, в ходе которой выяснилось, что несколько лимузинов, на которых ездили первые лица Жёлтого дома, являются контрабандными, а номера их агрегатов перебиты.
Терпение Главы РК иссякло, и он стал публично критиковать Александра Задкова, утверждая, что за спиной руководства республиканского МВД стоит скандально известный бизнесмен («свой Березовский»), тесно связанный с Коми, которому «удаётся где-то» поставить под свой контроль правоохранительные органы.
Всем, кто был сколько-нибудь знаком с реалиями «подковёрной» политики того времени, не составляло труда понять, что под «своим Березовским» глава имел в виду отставленного им с поста сенатора и имеющего связи в силовых ведомствах бизнесмена Рахима Азимова, к тому времени вчистую проигравшего Александру Зарубину битву за влияние на Торлопова.
Рахима Азимова считали «своим Березовским». Фото mskomi.ru
Александра Задкова отстранили от должности в 2005 году при весьма экстраординарных обстоятельствах: пренеприятнейшее известие министр внутренних дел России Рашид Нургалиев сообщил главе МВД по Коми в тот момент, когда последний выступал с докладом на расширенной коллегии министерства в Москве. Доподлинно неизвестно, приложили ли руку к этой отставке Зарубин и компания, однако она стала событием из разряда неожиданных: по результатам состоявшейся незадолго до этого плановой проверки, проведённой комплексной комиссией МВД РФ, деятельность республиканского министерства получила в целом положительную оценку.
Что же касается вышеупомянутых уголовных дел, то все они в итоге были прекращены с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Следующие два года министерство внутренних дел Коми возглавлял Владимир Силаев, сделавший свою милицейскую карьеру в республике, начиная с должности рядового инспектора уголовного розыска.
Владимир Силаев сделал карьеру министра с должности рядового инспектора. Фото газеты «Зырянская жизнь»
Показательно, что ещё не будучи назначенным министром, но уже исполняя обязанности главы МВД по Коми вместо временно отставленного Александра Задкова, Владимир Силаев на мой вопрос, готов ли он возглавить министерство, ответил: «Я такого согласия не давал», – пояснив, что он, находясь в резерве МВД РФ на назначение на руководящие должности, дал согласие на перевод в Якутию.
Тем не менее после соответствующего указа президента Силаеву пришлось занять ставшую к тому времени излишне политизированной должность главы МВД по РК.
Пытаясь не подставляться, с одной стороны, а с другой — не сковывать инициативу своих подчинённых, министр не накладывал запрета на проведение оперативных разработок в том случае, когда в поле зрения сыщиков попадали высокопоставленные чиновники, но сами оперативные материалы, по признанию одного из милицейских начальников того времени, клал под сукно со словами: «Ещё не время».
Тем не менее сохранить ровные отношение с Жёлтым домом Силаеву не удалось. Возглавивший в порядке общественной нагрузки республиканскую федерацию по хоккею с мячом, министр попросил главу замолвить слово за команду «Строитель» (тогда ещё выступавшую в высшем дивизионе чемпионата страны и испытывавшую серьёзные финансовые проблемы) перед руководством крупных компаний, выразившим готовность инвестировать средства в русский хоккей, но только на тех условиях, если просьба об этом последует со Стефановской площади. Глава не отказал, но, по свидетельству уже ушедшего из жизни известного деятеля физкультуры и спорта республики Павла Дышканта, с которым Силаев поделился впечатлениями от встречи с главой, попросил министра в обмен на своё слово прекратить уголовное преследование одних лиц и, наоборот, возбудить дела в отношении других.
Несмотря на проводимую им политику невмешательства, Владимиру Силаеву не удалось сохранить ровных отношений с Владимиром Торлоповым . Фото Кирилла Затрутина
Павел Дышкант рассказывал, что милицейский генерал был крайне удручён подобной постановкой вопроса. В итоге никаких договорённостей не последовало. «Строитель» из-за острой финансовой недостаточности вскоре прекратил выступления в главной лиге отечественного бенди, а Владимир Силаев в июле 2007 года скоропостижно скончался от ишемической болезни сердца. По сведениям сослуживцев, накануне рокового дня у министра состоялся чрезвычайно неприятный разговор в Жёлтом доме, после которого он находился в стрессовом состоянии.
В выборе для республики очередного главы МВД, по данным информированных источников, зарубинская команда принимала уже самое деятельное участие.
Генерал-майор милиции Владимир Ерёмченко, с которым Павел Орда, на тот момент первый замглавы, близко познакомился ещё на Ставропольщине в начале 2000-х годов (первый занимал пост первого заместителя начальника ГУВД по Ставропольскому краю, второй возглавлял одно из крупнейших предприятий в регионе – ОАО «Невинномысский Азот»), приехал в Коми со своим бизнес-проектом и своими же людьми, которые должны были претворить этот проект в жизнь.
Владимир Ерёмченко (справа), к приходу которого в Коми приложили руку члены зарубинской группировки, охранял интересы власть предержащих. Фото Андрея Шопши
Правой рукой Ерёмченко стал полковник милиции Николай Изотов, с 1998-го по 2002 годы возглавлявший отделение по экономическим преступлениям Будённовского РОВД Ставропольского края. Начальником же этого РОВД был Руслан Геворкян, который «прославился» на всю Россию в 2003 году, когда он и двое его подчинённых были арестованы как «оборотни в погонах», создавшие на подведомственной территории организованную преступную группировку, обложившую данью предпринимателей и занимавшуюся шантажом, запугиваниями и фабрикацией уголовных дел. Геворкян был приговорён к 15 годам лишения свободы, его подручные получили 12 и 14 лет колонии строгого режима, а Николай Изотов, к тому времени уже занимавший высокий пост в ГУВД Ставропольского края, вышел сухим из воды.
Господину Изотову дали курировать в МВД экономический блок. Фото Андрея Шопши
Изотова было решено поставить на одну из ключевых должностей как в структуре МВД по РК, так и в структуре выстраиваемого «ментовского» бизнеса, — заместителя министра по экономической безопасности. Занимавшего на тот момент названную должность Василия Лютоева попросили уйти по-хорошему, а когда тот отказался, «ушли» по-плохому: возбудили высосанное из пальца уголовное дело, рассмотрение которого в сервильном Сыктывкарском горсуде закончилось для замминистра двумя годами реального лишения свободы в колонии-поселении.
Дело на Василия Лютоева высосали из пальца. Фото Константина Башлыкова
Севший на освободившееся место Изотов совместно со своими земляками, занявшими другие высокие посты в министерстве и ряде городских управлений милиции, стали выстраивать отношения с местными бизнесменами по своим, ставропольским, понятиям.
Прибыльные, стабильно работающие предприятия подвергались тотальным проверкам, блокировавшим их деятельность. При малейших поводах, а то и без повода на руководителей этих предприятий возбуждались уголовные дела, которые незамедлительно прекращались, если их фигуранты оказывались понятливыми и шли на «сделку со следствием».
Если верить источнику в правоохранительных органах, из нефтяной столицы республики — Усинска — наличные доставлялись в Сыктывкар чуть ли не еженедельно специальным курьером.
Методы работы милицейских стали известны широкой общественности в конце 2009 года, когда по инициативе Николая Изотова было возбуждено заказное уголовное дело в отношении председателя правления АКБ «Северный народный банк» Сергея Сердитова.
Сергей Сердитов на себе испытал методы работы новой милицейской команды. Фото газеты «Зырянская жизнь»
После того как известного в республике банкира заключили под стражу, тот в отличие от многих других не стал действовать по понятиям, а направил в генпрокуратуру заявление о присутствии в деле коррупционной составляющей со стороны правоохранительных органов. В итоге уголовное дело Сердитова было затребовано для расследования в вышестоящую инстанцию, а затем прекращено за отсутствием в действиях банкира состава преступления.
Жёлтый дом закрывал глаза на этот милицейский беспредел. А руководство МВД в свою очередь пресекало любые шаги, которые могли бы затронуть интересы власть предержащих со стороны невстроенных в систему сотрудников милиции, и, по-возможности, блокировало действия в этом направлении других правоохранительных органов.
Жёлтый дом закрывал глаза на милицейский беспредел. Фото Кирилла Затрутина
Упоминавшийся выше Василий Лютоев в беседе со мной, состоявшейся в начале 2008 года, незадолго до отстранения его от должности замминистра и возбуждения в отношении него уголовного дела, рассказывал следующее:
– Министр так сильно боится «площади», что иногда даже диву даёшься. За Силаевым такого не наблюдалось. В ноябре из прокуратуры Ухты пришло отдельное поручение с просьбой опросить, если я не ошибаюсь, Орду, Гайзера (в то время – заместителя главы РК, министра финансов РК – ред.) и Аликина (руководителя Дорожного агентства РК – ред.). Речь шла о каком-то мосте, который приобретался на деньги республиканского бюджета. Там проверку, по-моему, ФСБ проводила, потом в прокуратуру материалы отдала. Прокуратура поручила нам. Сотрудник ко мне подходит, спрашивает: как мне подойти опросить, всё же первые лица? Я взял поручение, говорю: ну, давайте, я посоветуюсь с министром. Тот посмотрел, говорит: мы никак не можем обойтись без того, чтобы их не тревожить? Я говорю: могу обратно отправить, любое указание исполню, но это (имеется в виду прокуратура – прим. авт.) – вышестоящая организация, и мы не можем игнорировать их поручение. Если неудобно, говорю, можно запросы написать, приложить бланк объяснения, пусть дадут ответы… На этом варианте остановились. Когда я ему принёс вопросы, он всё скомкал, говорит: так не пойдет, так мы делать не будем, надо что-то придумать по-другому. Я говорю, ну что тут думать, сроки все проходят, мы должны ответ дать… В результате опросили одного Аликина.
Владимир Ерёмченко. Фото из архива редакции
Ставропольский период в жизни милиции оми закончился уже при действующем главе Вячеславе Гайзере. В сентябре 2010 года Владимира Ерёмченко срочно вызвали в Москву, где у него состоялся непростой разговор в кабинете первого замминистра внутренних дел России Михаила Суходольского. По одним сведениям, причиной вызова на ковёр стали новые обстоятельства, вскрывшиеся по уголовным делам ставропольских «оборотней в погонах», по другим — генералу выставили счёт за безобразия, творящиеся в Коми: в частности, припомнили заказное дело банкира Сердитова.
По некоторым данным, непростым разговором в МВД РФ неприятности генерала не ограничились, и ему пришлось давать показания в известном доме на Лубянской площади.
Как бы там ни было, в результате визита в столицу Владимир Ерёмченко был вынужден подать рапорт об отставке. Но без работы не остался – в феврале 2011 года по предложению Вячеслава Гайзера, одобренному Госсоветом РК, он был назначен на должность постоянного представителя Коми при президенте РФ. Злые языки утверждали тогда, что синекуру в Москве отставленный министр получил после того как дал понять отдельным лицам из Жёлтого дома, что в ином случае он не намерен держать при себе компрометирующую информацию, накопленную им за три года работы главой МВД республики.
Отставленный министр получил от Жёлтого дома временную синекуру. Фото Андрея Шопши
Впрочем, олицетворять Коми в Первопрестольной ставропольскому экс-милиционеру пришлось недолго: через год с небольшим глава подписал распоряжение об освобождении его с должности без указания причин.
На этот раз отставке Ерёмченко предшествовали громкие скандалы, связанные с МВД по Коми: доведённое до суда уголовное дело в отношении замначальника агентурно-оперативного отдела регионального управления уголовного розыска Игоря Карпова, который вместе со своим непосредственным руководителем, замначальника управления уголовного розыска Олегом Мансуровым «крышевал» в бытность Ерёмченко главой республиканского МВД сыктывкарскую ОПГ «дизелей», а также возбуждённое к тому времени уголовное дело в отношении членов воркутинской банды «Ифы-Козлова», которые, давая показания, не скрывали своих связей с высокопоставленными милицейскими начальниками, в том числе с Александром Сидоренко, являвшимся первым заместителем Владимира Ерёмченко.
Лидер сыктывкарской ОПГ Сергей Емельянов по прозвищу Дизель. Фото Андрея Шопши
Дизель написал явку с повинной, показав на Олега Мансурова и Игоря Карпова (верхние фото) как своих крышевателей
Одним из причастных к группировке «Ифы-Козлова», по сведениям «Красного знамени», был и экс-директор воркутинского ресторана «Москва» Александр Сердитов (слева), при Главе РК Вячеславе Гайзере (справа) ставший заместителем руководителя Администрации Главы РК и Правительства РК, управляющим делами Жёлтого дома. Фото Андрея Шопши
Позже Игорь Карпов был осуждён Верховным судом Коми на 9 лет колонии строгого режима (Верховный суд РФ затем скостил ему срок наказания до пяти лет лишения свободы), а вышеупомянутые Сидоренко и Мансуров через некоторое время всплыли в месте, столь отдалённом от республики, что дальше некуда: первый возглавил УМВД РФ по Камчатскому краю, а второй занял должность замначальника краевой полиции.
Между тем самым вероятным кандидатом на освободившееся кресло главы республиканского МВД осенью 2010 года считался начальник УВД по Вологде Юрий Рычков, в продвижении которого, по некоторым данным, проявлял заинтересованность его земляк, владелец «Северстали» Алексей Мордашов. В свою очередь Жёлтый дом искал своего кандидата для согласования его в московских коридорах власти.
В результате люди со Стефановской площади преуспели, найдя в Санкт-Петербурге отставного генерала Анатолия Жуковского и проведя его кандидатуру через затратную процедуру согласований в кабинетах администрации президента.
Приступивший к исполнению обязанностей главы МВД по Коми в начале 2011 года Анатолий Жуковский до этого девять лет возглавлял Северо-Западное Управление внутренних дел на транспорте (УВДТ) — то есть был одним из руководителей так называемой транспортной милиции, в которой долгое время действовала, по информации ряда СМИ, мощнейшая ОПГ, насчитывавшая более 200 высокопоставленных офицеров, в том числе 15 генералов.
Размах коррупции и контрабанды в Департаменте обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД к концу нулевых годов достиг таких размеров, что потребовалось вмешательство высшего руководства страны. В конце 2009 года начались аресты высокопоставленных транспортных милиционеров. Стоит заметить, что как раз в это время по невыясненным причинам покончил с собой первый заместитель Анатолия Жуковского Николай Сергеев. Весной 2010 года была уволена вся верхушка ДОПТ, и президент РФ Дмитрий Медведев решил реформировать полностью криминализированную транспортную милицию страны. ДОПТ был преобразован в Главное управление на транспорте МВД РФ, а руководители прежней структуры, в том числе начальник Северо-Западного УВДТ Анатолий Жуковский, указом президента в июле того же года были отправлены в отставку.
С тех самых пор генерал Жуковский и находился не у дел. Пока на него не положили глаз топ-менеджеры «ЗарубИнкорпорейтед».
Таким образом, спустя 8 лет министром внутренних дел республики вновь стал питерский, но теперь уже свой для Жёлтого дома человек, от которого не стоило ожидать неприятных сюрпризов. Их и не было – вплоть до сегодняшнего дня.
Что же касается кадровой политики, то, как и следовало ожидать, Анатолий Жуковский укрепил полицию Коми своими бывшими сослуживцами. Кстати, первым назначенцем министра стал его бывший заместитель в Северо-Западном УВДТ Александр Кузякин, возглавивший УВД в Воркуте, вотчине «Северстали»…
жесть