До истечения срока полномочий главы Коми Вячеслава Гайзера осталось меньше четырёх месяцев. Затем, вплоть до сентябрьских выборов 2014 года, республикой будет временно руководить назначенный президентом человек, и нет никаких гарантий того, что этим человеком станет нынешний глава. Так или иначе, но, кажется, подходит к концу наступившее после «эпохи Спиридонова» и растянувшееся на три губернаторских срока подряд «время зарубиных-черновых-торлоповых-ромадановых-гайзеров». В попытке оценить самые общие итоги этого 12-летнего коллективного правления зарубинской команды «Красное знамя» начинает публикацию серии материалов под общим названием «ЗАРУБИНКОРПОРЕЙТЕД»: 12 лет в Республике Коми».
Президент инвестиционно-финансовой группы «Новые финансовые инициативы» Анатолий Каракчиев, который в дозарубинский период республиканской истории более семи лет занимал пост первого заместителя главы Республики Коми, как-то рассказал мне занимательную историю, дающую представление о нравах правительственной команды зарубинского разлива.
Дело происходило в 2005 году. Первый губернаторский срок Владимира Торлопова заканчивался, и команда серого кардинала республики Александра Зарубина, к тому времени давно ушедшего с поста главного советника Главы РК и возглавлявшего контролируемую алюминиевым магнатом Виктором Вексельбергом бизнес-группу «Ренова», была озабочена переназначением первого лица Коми. Главным соперником Торлопова в подковёрной схватке за губернаторский пост значился Каракчиев, который в то время возглавлял республиканское отделение «Единой России» и имел своих покровителей в Москве.
«Я тогда полез в политику, и Зарубин с Черновым (Алексей Чернов, в то время – главный советник Владимира Торлопова, ныне – первый заместитель Главы РК – прим. ред.) хотели увести меня в сторону, – вспоминал Анатолий Каракчиев. – Я говорю им, что, мол, вы беспокоитесь за меня, я сам как-нибудь справлюсь, без ваших подсказок. А они говорят: «Ничего у вас не получится в политике». Я спрашиваю: «Почему?» А они: «У вас не достает для этого одного важного качества». «Какого?» «Цинизма», – ответил Чернов».
Закончилось тем, что циничные «молодые волки», изучившие все ходы-выходы в коридорах администрации президента, переиграли многоопытного представителя старой чиновничьей школы по всем статьям: Торлопов был переназначен на новый срок, а Каракчиев ушёл из политики, сдав свой пост в «Единой России» ставленнице зарубинской команды, председателю Госсовета РК Марине Истиховской.
«Мы – люди определённой формации», – сказал как-то в интервью газете «Зырянская жизнь» Павел Орда, более шести лет проработавший в Жёлтом доме в должностях заместителя и первого заместителя Главы РК. И Орда, и его предшественник на посту первого замглавы Николай Левицкий до прихода по протекции Александра Зарубина в Коми возглавляли крупные бизнес-структуры в группе компаний «МДМ» и холдинге «ЕвроХим» и любили сравнивать республику с предприятием – плохо либо хорошо работающим. А что значит «хорошо работающее предприятие»? Это – предприятие, работающее с прибылью. Которую затем можно либо направить на развитие этого самого предприятия, либо, грубо говоря, положить в карман.
«В основном, они брались за бизнес-проекты, которые давали результат не завтра и не республике, а сегодня и им», – так оценил деятельность пришедшей команды в беседе с корреспондентом «Красного знамени» один из видных членов спиридоновского правительства.
Первым делом в рамках оптимизации бюджетных расходов были заморожены практически все долгосрочные и среднесрочные инвестиционноёмкие проекты, запущенные прежними хозяевами Жёлтого дома. Члены новой команды не собирались надолго связывать свою жизнь с предприятием «Республика Коми» и потому перенаправили свое внимание и инвестиционные потоки, соответственно, с «Белкомура», санаторного комплекса «Серёгово» и прочих долгостроев на возведение совсем другого рода капиталоёмких объектов, таких, например, как строительство сгоревшей в 2004 году во время отдыха чиновников загородной базы отдыха Жёлтого дома в местечке Чернам (кстати, совсем недавно сгоревшей вновь) или реконструкция Республиканского лыжного комплекса им. Р. Сметаниной (после завершения которой Сыктывкар перестал быть местом проведения крупных международных соревнований по лыжным гонкам).
Понятно, что выгоднейшие подряды на строительство вышеназванных и других объектов выдавались только своим людям, которым не нужно было дважды объяснять правила перераспределения выделенных на стройки бюджетных средств.
Конечно, дело не ограничивалось банальными откатами на строительных подрядах. Использовались и прочие методы и схемы по извлечению прибыли: от акционирования и последующей приватизации стабильно работающих государственных и муниципальных предприятий и прочих легко оборачиваемых активов до искусственного банкротства предприятий и скупки с дисконтными скидками фирмами – «помойками» бюджетных долгов у частных и госпредприятий с последующим оперативным и полновесным погашением их из гос-казны.
Для перекачки активов в руки частных компаний использовались разные инструменты. Начиная с 2007 года, основным из них стало учреждённое Агентством РК по управлению имуществом ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов РК», 100% акций которого принадлежат республике, а совет директоров состоит из заместителей главы РК и министров республиканского правительства. Руководит же фондом, в который закачаны многомиллиардные активы, состоящие из денежных средств и акций десятков предприятий, Игорь Кудинов, по сведениям информированных источников, являющийся также особо доверенным человеком Александра Зарубина.
По свидетельству людей знающих, время от времени узкая группа доверенных лиц, в составе которой были теневые и официальные хозяева Жёлтого дома, собиралась вместе в одном из московских ресторанов, где подбивались итоги корпоративной деятельности, распределялись и перераспределялись полномочия и разрабатывались планы на будущее.
Вообще приезжие правительственные менеджеры не любили сидеть на месте. Работая в Коми вахтовым методом, на выходные и праздники они разлетались по домам: в Москву, Питер. Летали не дешёвым экономическим и даже не бизнес-классом, а так называемым VIP-классом, предусматривающим отдельный зал ожидания со всевозможными удобствами и с отдельной же от обычных пассажиров доставкой к самолёту. Все эти еженедельные поездки оплачивались, естественно, из средств республиканского бюджета.
Не стеснялись ребята и в удовлетворении за казённый счёт прочих своих интересов. К примеру, по желанию Павла Орды, большого любителя хоккея с шайбой, на территории загородной резиденции Главы РК в местечке Лемью построили и содержали зимой современный хоккейный корт. Пластиковые борта, осветительная система, миниатюрная машина для чистки льда, экипировка и инвентарь от лучших производителей… Простым смертным вход на VIP-коробку был заказан, а играли на нём в свободное от работы время, примерно раз в неделю, сам Орда и созданная им команда, состоящая из прочих руководящих чиновников из Жёлтого дома.
Куда более дорогой игрушкой обзавёлся нынешний замглавы РК Константин Ромаданов. Энтузиаст футбола и, видимо, не самый бедный член правительственной команды (в официальном порядке отчитался перед налоговыми органами о полученных им в 2012 году в качестве дохода 462 млн. руб.) на пустом месте создал и неизвестно из каких источников финансирует выступающую в суперлиге России мини-футбольную команду «Новая генерация», годовой бюджет которой сохраняется в тайне и составляет то ли многие десятки, то ли сотни миллионов рублей. Сведущие люди утверждают, правда, что в данном случае дело заключается не только в любви к футболу, напоминая при этом, что профессиональный спорт, и тем более – российский, давно стал большой стиральной машиной для отмывания доходов.
Между тем на официальном уровне практическая ликвидация бюджета развития (на капстроительство все эти годы выделялись жалкие в процентном отношении от доходов казны республики средства) объяснялась заботой о населении в целом и бюджетниках в частности. Проправительственные СМИ изо дня в день трубят о социальной направленности бюджета, о заботе руководства республики о стариках, детях и прочих социально незащищённых слоях населения.
Да, возросшие доходы, связанные, прежде всего, с установившимися на высоком уровне ценами на углеводороды, позволяли и позволяют индексировать зарплату работникам бюджетной сферы и частично финансировать целевые социальные программы. Но одновременно с этим продолжает ветшать жилой фонд и прочая коммунальная инфраструктура в городах и посёлках. При этом катастрофически упали объёмы жилищного строительства. Спровоцированный последним обстоятельством рост цен на квартиры, закрытие многих предприятий, неблагоприятная конкурентная среда для развития малого предпринимательства, а также отсутствие достойного финансирования науки, культуры и спорта сделали Коми в глазах многих (не только пенсионеров, но и активных людей работоспособного возраста) территорией не самой комфортной для дальнейшего на ней проживания. Основной потенциал региона – люди – продолжает убывать: численность населения упала с 1 миллиона 43 тысяч человек в 2001 году до 880 тысяч человек (данные Комистата по состоянию на 1 января 2013 года).
Когда в 2009 году сгорел Дом ветеранов в Подъельске вместе с 23-мя его обитателями, оказалось, что старики были просто брошены на произвол судьбы в доме, проживать в котором было категорически нельзя ни по каким из существующих норм. В Жёлтом доме об этом прекрасно знали, но не пошевелили и пальцем для того, чтобы исправить нетерпимое положение.
Не знаю, у кого как, а в моём сознании эти 12 лет в жизни республики связываются, прежде всего, с двумя пожарами, ознаменованными массовыми жертвами: подъельским и ухтинским 2005 года, когда в торговом центре «Пассаж» в результате поджога и нарушения правил противопожарной безопасности, на которое длительное время преступно закрывали глаза надзорные органы и муниципальные чиновники, погибли 25 человек.
И ещё – крупномасштабными кражами голосов избирателей, организованными действующей властью и приведшими к фальсификациям итогов народного волеизъявления на выборах разного уровня. И это при том, что сама эта власть пришла на смену старой в результате как раз честных выборов.
Вспомним, как это было. Вложившийся в проект под названием «Торлопов» Александр Зарубин, начавший свою головокружительную карьеру с кражи в Инте 153 рублей из женской сумочки и за десять лет прошедший путь от директора салона по прокату видеокассет до зампредседателя правления Пенсионного фонда РФ и заместителя полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе, привёз из-за пределов Коми чуть ли не две тысячи человек, которые в день выборов главы – 16 декабря 2001 года – «закрыли» практически все избирательные участки и обеспечили честный подсчёт голосов избирателей.
Правивший республикой с 1989 года сначала в должности первого секретаря обкома КПСС, потом председателя Верховного Совета, а после Главы РК Юрий Спиридонов, которого в народе попросту называли «папой», и его штаб, между тем, были абсолютно уверены в победном результате. Расчёт, главным образом, делался на присущий нашему народу патернализм. С учетом этой особенности народного сознания тогдашний советник Спиридонова Леонид Зильберг придумал даже предвыборный плакат с большой фотографией «папы» и слоганом «Родителей не выбирают!», который, правда, не был утверждён штабом в качестве продукта для массовой агитации.
Подсчёт голосов показал однако, что народ устал от авторитарно правящего на протяжении 13-ти лет Юрия Спиридонова. В ожидании перемен к лучшему люди проголосовали за возглавлявшего на тот момент Госсовет РК Владимира Торлопова, не предполагая, конечно, что барские замашки и причуды бывшего главы с течением времени покажутся безобидными шалостями в сравнении с плодами нового образа жизни, насаждаемого прибывшими в Коми системщиками и технологами зарубинского призыва.
Нехаризматичного главу Коми Владимира Торлопова очень скоро отодвинули от реальных рычагов власти, постепенно выхолостив его роль до отправления представительских функций. На место второго по статусу лица в региональной структуре власти – председателя Госсовета РК – поставили абсолютно контролируемого человека, бывшего главбуха Марину Истиховскую, которая поспособствовала превращению республиканского парламента в элементарный придаток исполнительной власти. В руководители Избиркома Коми определили выразившую готовность следовать чуровской системе подсчёта голосов Елену Шабаршину…
Назначения производились без учёта реальных заслуг и способностей кандидатов. Претенденты на ключевые посты должны были, прежде всего, отвечать одному главному к ним требованию: без лишних раздумий выполнять указания и вовремя улавливать сигналы, поступающие из Жёлтого дома.
В связи с вышесказанным вряд ли стоит удивляться тому обстоятельству, что нынешний Глава РК Вячеслав Гайзер, также обязанный своим карьерным ростом и назначением на губернаторский пост Александру Зарубину, весной этого года взял в свои заместители по социальным вопросам Тамару Николаеву, пять лет назад осуждённую за покушение на хищение бюджетных средств. На вопрос, не смущает ли его этот факт в биографии заместителя и поднятая в связи с этим шумиха, глава ответил отрицательно.
С легкостью проведя кадровые перестановки внутри доставшегося им хозяйства, приезжие топ-менеджеры вскоре нашли рычаг, позволивший им активно участвовать и в процессе заполнения вакансий на руководящие посты в федеральных органах власти, действующих на территории республики. Познакомившись через олигарха Виктора Вексельберга со всемогущим замруководителя администрации президента РФ Владиславом Сурковым и руководителем управления президента по внутренней политике Олегом Говоруном и обнаружив, что имеют дело с людьми той же «определённой формации», к которой относятся они сами, Зарубин, а позже и Чернов стали успешно лоббировать назначение своих людей на руководящие должности в федеральные структуры.
Подобным образом были произведены перестановки руководителей в правоохранительных органах. Непредсказуемых, а потому представлявших для хозяев Жёлтого дома опасность в силу понятных причин Александра Шуклина и Александра Задкова, занимавших в течение недолгого времени, соответственно, должности прокурора РК и министра внутренних дел РК, выдавили из республики. На их место были рекрутированы москвич Владимир Поневежский (позже его незаметный и бесконфликтный труд был вознаграждён пожалованным ему мандатом депутата Госдумы РФ) и уроженец Ставрополья Владимир Ерёмченко, запретивший своим подчинённым заниматься разработкой оперативных материалов, в которых фигурировали и даже просто упоминались высокопоставленные чиновники Жёлтого дома. Когда же Ерёмченко со скандалом был смещён Москвой, на его место был назначен вытребованный всё тем же порядком, отставленный президентом с должности начальника Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте и после этого находившийся не у дел питерский генерал Анатолий Жуковский.
Пытаясь взять под свой контроль практически все сферы жизни и навязывая обществу свою систему ценностей, топ-менеджеры зарубинской формации проводили и проводят тотальную зачистку общественно-политического и информационного пространства региона.
Усилиями главного идеолога Жёлтого дома Чернова и набранных им в помощники молодых юристов и журналистов оппозиционные и просто не желающие вписываться в намеченное властью прокрустово ложе деятельности структуры и их лидеры шельмуются и маргинализируются. Реальные вещи подменяются разнообразными муляжами и клонами: вместо поддержки разнообразия общественной жизни – созданная в числе первых на региональном уровне карманная Общественная палата Коми, председателя которой посадили на щедрый кошт, выплачиваемый из республиканской казны; вместо стимулирования развития институтов гражданского общества – организованный и финансируемый властями так называемый «Гражданский форум РК», на котором заправляют прикормленные властью политологи и общественники; вместо ровного и равного отношения к СМИ – создание информационного холдинга, руководимого чиновником Жёлтого дома, и жёсткий прессинг по отношению к нелояльным изданиям…
Надо ли говорить, что с так называемым «простым народом», особенно после отмены прямых выборов губернаторов, церемонились еще меньше.
Выступая как-то на одном из совещаний, на котором речь зашла о предоставлении квартир ветеранам Великой Отечественной войны, Павел Орда, занимавший тогда высокую государственную должность первого заместителя Главы Республики Коми, заявил, имея в виду ветеранов, что они «воевали, но не за эту страну».
«Этой стране всего 14 лет. Эта страна на себя взяла какие-то обязательства», – разъяснил свою позицию г-н Орда, продемонстрировав образец корпоративного мышления.
- 17Поделились
Неплохая подборочка для Кремля и Старой площади.