Валерия Осташова: «Провокация возбуждает»

Откровения сыктывкарской художницы накануне открытия её персональной выставки

22:31. 8 марта, 2013  
  
5

В преддверии Женского праздника было бы логично взять интервью, скажем, у доярки, парикмахера, женщины-полицейского или, например, у ректора одного из вузов столицы республики – в Сыктывкаре и его окрестностях огромное количество прекрасных во всех отношениях дам. Но мы решили пойти другим путём – согласно крылатой фразе одного из классиков марксизма, ведь именно в этой идеологии корни празднования Восьмого марта. И вот, за несколько дней до этой даты, мы побеседовали с известной сыктывкарской художницей Валерией Осташовой.

 

Бабий бунт

– Валерия, Международный женский день – это праздник для тебя?

– Когда-то случился бабий бунт, и до сих пор по этому поводу «голливудят». Есть вполне конкретная история, и из неё делают какой-то пафос дебильный… Лично у меня этот праздник ассоциируется с пьяным бывшим мужем и сломанной гвоздикой. Каждое Восьмое марта муж приходил домой пьяный и со сломанной гвоздикой. Но бывший муж давно в новой семье, мозги мне не парит, и поэтому остаётся лишь смеяться. 

– То есть формула «Кухня, дети, церковь» – это не для тебя?

– Плодиться и размножаться – этим удел женщины не должен, вернее, уже давно не ограничивается. Есть много разных форм реализации. Я бы, конечно, хотела отказаться от кухни…

– Однако на твоей странице «ВКонтакте» есть замечательное фото, где ты радостно – по-другому не скажешь – разделываешь тушу какого-то довольно крупного животного.

– Это олень! Есть давняя традиция: под Новый год приезжает мужик в красной шубе, на оленях, и кричит: «Happy New Year! Happy New Year!..» Мужика – в сторонку, а оленя… Самец в последний раз попался. 

– А если серьёзно?

– Перед Новым годом местный художник Юра Лисовский заказывает для всех художников у каких-то своих знакомых оленину. Каждый год кушаем оленя – строганину, что-то жарим. Дети очень любят оленину. Самая здоровая вещь – не сравнить ни с сосисками, ни с курицей!     

О вдохновении

– В каком возрасте ты поняла, что станешь художником?

– Рисовала-то я, сколько себя помню. Но когда училась в обычной средней школе, я всегда выделялась – в том смысле, что считалась никудышной недотёпой. Характер в подростковом возрасте у меня был очень конфликтный. Из ничего могла сделать конфликт. И что, идти в «гэп», где все полные дебилы? Нужно было искать свою нишу. А художник – он не от мира сего, с него взятки гладки. А дальше… пришлось держать марку.

– Ты провокатор?

– Нет. Хотя провокация возбуждает. Это как короткое замыкание. В жизни нас повсюду преследуют несоответствия того, что нам сообщают, тому, что мы видим вокруг себя. Вот на этой грани всегда и отыскивается искра, дающая идеи и вдохновение.  

О художниках

– Не так давно снесли «деревяшку» – культовое для местных художников место…

– Да, там была мастерская у моего бывшего мужа. Через «деревяшку» прошло много легендарных личностей, она оставила свой след, свои воспоминания. Там было много шлака – торчки, халявщики – но место было полезное. Многие связи, там возникшие, я до сих пор сохраняю. В мастерской Сергея Разманова одно время даже музыканты репетировали и записывались. «Деревяшка» жила, пока аутсайдеры нуждались во взаимной поддержке. Когда такая острая необходимость в этом отпала, «деревяшка» постепенно и тихо умерла.

– А Союз художников – это труп?

– Отличное интервью у вас недавно было – с Сергеем Асташевым. Респект и уважуха – замечательный художник и тонко мыслящий человек. По поводу СХ полностью с ним согласна! Все эти творческие союзы понятно когда и понятно зачем создавались – чтобы контролировать художников, писателей, композиторов кнутом и пряником. Сейчас никакого смысла в существовании СХ я не вижу.

– Насколько тебя эстетически устраивает Сыктывкар?

– Полное г…о! Притом, что потенциал у города хороший. И ещё: много профессиональных и творческих людей периодически втягиваются в орбиту Сыктывкара – необъяснимое явление… Нет у нас каких-то своих «фишек», хотя и с архитектурой, и с озеленением вроде неплохо.

– Не находишь, что город целенаправленно портится в последние лет десять?

– А что ты хочешь – точечная застройка! Бабло – мерило всего. Моя воля, я бы засадила весь Сыктывкар соснами – вот это было бы «фишкой». Вот сейчас я приобрела земельный участок с домом в Затоне, и я хочу там высадить много сосен. Там будет новая мастерская – нынешняя уже не позволяет физически какие-то проекты воплощать. Например, сейчас я заказала наложенным платежом сварочный аппарат, который может сваривать почти все металлы – от алюминия до вольфрама. В имеющейся мастерской мне не разрешат пользоваться этим аппаратом по противопожарным нормативам. 

– А к какой художественной технике ты сейчас больше тяготеешь?

– Отдельно живопись или, например, скульптура, меня уже мало интересуют. Я мыслю целостными концепциями. Всё зависит от изначальной идеи. 

– Если б в твоём распоряжении вдруг оказался неограниченный бюджет, какой художественный (или личный) проект ты взялась бы реализовать?

– Да я бы сделала то же самое, что делаю сейчас, но только на более высоком техническом уровне.

О детях

– Насколько мне известно, ты ещё и преподаёшь. Расскажи об этом.

– Это школа-интернат №4 для глухих и слабослышащих детей. Он расположен в Максаковке. Там живут дети со всей республики. Сыктывкарцы и эжвинцы уезжают к родителям на выходные, а остальные разъезжаются по домам только на каникулы. У меня группа из детей начальных классов – от шести до 12-13 лет. Поскольку это слабослышащие дети, то очень много времени отдано процессу их социальной адаптации. Например, даже когда им ставят слуховые импланты и они начинают слышать, то по-прежнему не реагируют на обращения – нет привычки. Этих детей нужно учить тому, что для нас элементарно, – различать звуки, говорить и так далее. У меня с ними такие занятия: я им даю какую-то идею и объясняю, как её реализовать. Например, прочитала им курс о печатях и штампах, а потом они сами делали линогравюры – на станке, сделанном мной из старой стиральной машины. Там есть такие регулируемые отжимные валики: найти хорошее клише – и деньги можно печатать!.. 

– Значит, ты хороший ремесленник. Можешь при необходимости дома что-то отремонтировать?

– Да, но я не буду этим заниматься. Если только совсем не припрёт. 

– Твои собственные сыновья проявляют интерес к художественному творчеству?

– Нет. Задроты – оба. В том смысле, что пошариться по разным сайтам – лучшее развлечение. С другой стороны, я знаю, что если буду их гнуть под себя, то, во-первых, они никогда не станут, как я, а во-вторых, лишь сгублю их собственное начало, загублю развивающихся мужчин. Это было бы программой уничтожения. Поэтому пусть ищут свои пути. Старшему 25, работает в автоцентре и учится в институте на информационных технологиях. Младшему – 15 лет, он очень неплохо в различных графических и видеоредакторах работает. Иногда калымит на видеорекламе. Задрот обыкновенный. Зато я в компьютерах – полный профан. Я могу сказать сыну: «Артур, хочешь, я помою за тебя посуду?.. Размести мне вот эти фотографии там и там и заодно обрежь так и так».

– Помню, что на открытии одной из выставок к тебе подошёл Вячеслав Гайзер, и ты ему что-то рассказывала. Ты и он рядом – зрелище было экзотическое.

– Знаешь, как в галерее они такие визиты воспринимают – «Ой, Гайзер, Гайзер придёт!..» Там хохма такая случилась. Мне сказали быть поблизости, если Вячеслав Михайлович захочет поговорить. Ну я и находилась недалеко. А у меня тогда на телефоне рингтон был – фраза из «Масяни»: «Кто это? Директор? Да иди ты в ж..у, директор, не до тебя!» И вот стою я за спиной Гайзера, и тут звонит телефон, рингтон – на максимальной громкости… Пока я снимала рюкзак с плеч, искала там телефон среди кучи всякого барахла, Гайзер прослушал «Иди ты в …, директор!» раз пять. Самое смешное было в том, что звонили из галереи.        на максимальной громкости

О козах и козлах

– Когда готовится ближайшая выставка?

– Готовлю проект – апрель-май ориентировочно – процентов на 80 он будет осуществлён в металле. Плюс шёлк и дерево. Это будет графика по железу. Планируется, что экспозицию представит Национальная галерея. Галерея уже внесла выставку в свой план. Однако на оформление работ нужна некоторая сумма, совсем небольшая. Если мне в ней откажут, я буду искать другой вариант устройства выставки. Кроме того, в связи с этой выставкой намечается грандиозный проект. Хочу отснять всё от начала до конца – от подготовки экспозиции до закрытия выставки. Не в Сыктывкаре, а в Глотово – это одно из самых глухих сёл Удорского района. Там нет дорог, одни направления. Кстати, прошлым летом я поймала там здоровенную щуку. 

– А как ты нашла это место?

– Я там уже была дважды – с моей подругой, поэтом Ниной Обрезковой. В Глотово 300 домов, и ещё есть разрушенный храм XVIII века. Вот там я и сделаю экспозицию. Представляешь, приедут художники, да и на открытие всё село придёт! На 21-22 июня этот фестиваль запланирован. Из отснятого видеоматериала можно сделать самостоятельный арт-проект. Хочу договориться, чтобы в эти два дня был обеспечен транспорт из Сыктывкра в Глотово: уже есть желающие приехать – художники, и не только отсюда, а и из Ухты, и других мест республики. Администрация Удорского района обещала обеспечить мне всё необходимое – даже козлов и козочек выгнать из храма. Но я не хочу, пусть гуляют там среди арт-объектов!      

 

 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
5 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
АнонимСпичакЛарисаЛиляО.Мойсеевич Recent comment authors
новые старые популярные
О.Мойсеевич
Гость
О.Мойсеевич

Лера, мы тоже хотим в Глотово! Свистни нам, когда соберётесь. Ты говоришь на обустройство выставки нужна небольшая сумма. В пределах? Если небольшая, можно и скинуться и спонсора найти. А?

Лиля
Гость
Лиля

И мы хотим в Глотово!
Очень хорошее интервью, только зачем ты своих сыновей задротами называешь? Обидно же… Успехов!

Лариса
Гость
Лариса

Лера! Ты такая молодец! Спасибо за интервью и тебе и Михаилу.И я тоже в Глотово хочу…)))

Спичак
Гость
Спичак

Лера, привет… идея сосен в сыктывкаре только на первый взгляд нормальная…В 90-х с ребятами тему пытались инициировать, так биологи-ботаники стали доказывать нам, что выкинем деньги на ветер. Почвы такие в большинстве мест, что сосна не приживется… Увы… А рябину(тут кто-то ещё и идею рябин толкал) нельзя густо ни в коем… Читать далее »

Аноним
Гость
Аноним

Лера выдала все тайны, вот в Глотово удивились, наверное)))