Александр Бабаев: «Заняться памятью мне помогла… драка»

Победитель телешоу «Удивительные люди» делится секретами мнемотехники

Автор:   
12:41. 6 ноября, 2017  
  
0

Сыктывкарец Александр Бабаев продемонстрировал в конце октября всей стране, что является обладателем феноменальной памяти. В ходе телевизионного шоу на канале «Россия 1» «Удивительные люди» он разгадал шифр из восьми кодов и вскрыл сейф с внушительной суммой денег. Дешифратор с блеском справился с заданием за две минуты, и логика шоу подсказывала, что вскрытая сумма естественным образом перекочует в карман победителя. Произошло ли это? – такой вопрос мучил «Красное знамя», и мы решили задать его самому Александру.

 

− Александр, относительно выигранной суммы осталась интрига. Деньги достигли своего обладателя?

− Деньги в шоу – это антураж. Они там были чисто символически. С такой крупной суммой меня бы оттуда просто не выпустили (смеется). На шоу приезжает немало талантливых людей, чтобы показать свои способности огромной публике. Бюджет программы быстро исчерпает себя, если каждому участнику дарить такую сумму.

− По образованию вы филолог. Как получилось так, что вас увлекло программирование, веб-дизайн, мнемотехника?

− Вообще у меня два образования. Сначала я получил средне-специальное (электромонтер). Уже с детства увлекался техникой. Интерес к ней во мне пробудили родители. А потом уже в техникуме я встретил учителей, которым было совершенно небезразлично то, понимают их предмет или нет. Тогда я стал более-менее развиваться, появились новые желания пойти каким-то более масштабным путем, и я поступил на филфак.  После обучения в университете меня привлекло программирование. Конечно, сложно было перейти с образного, метафоричного языка художественной литературы, которую я изучал, на сухой язык логики и техники. Но все получилось, и я стал снова менять свою жизнь.

− В соцсетях вы рассказываете историю про то, что вас ударили битой по голове с последующей амнезией. Думаю, такое происшествие весьма необычно для человека, далекого от криминальной или военной жизни.

− Конечно, те люди не знали меня. Ночью в Эжве я столкнулся с пьяной компанией, и завязалась драка. Как это обычно бывает, предлог был нехитрый: «Дай закурить…»  Довольно часто люди хотят позабавиться – помахать кулаками.

− Еще до удара вы занимались мнемотехникой. Как этот навык помог вам побороть последствия амнезии?  Иначе говоря, как сохранить память и как бороться с неизбежной ее утратой? Возможно, стоит отказаться от вредных привычек и скорректировать рацион.

− От вредных привычек можно отказаться, но очень сложно. Ну а в плане питания нужно отказаться от сладкого и ограничить количество соли. Если это получится сделать, то будет очень хорошо. Сахар более всего влияет на память. Нам обычно говорят: «Съешь шоколадку, чтобы голова заработала» – это абсолютно неправильно! Сладкие продукты действуют очень кратковременно, а последствия довольно неприятные. Разные добавки, которые сегодня содержатся, например, в жвачках, раньше использовали в военных целях, чтобы обособить работу левого и правого полушарий. Уже поэтому восприятие мира постоянно жующих не гармоничное, а значит, каждое полушарие начинает функционировать по-своему без связи друг с другом. Это может привести к психическим расстройствам. А наша память напрямую зависит от работы и левого, и правого полушарий.

Алкоголь, понятно, моментально разрушает нервные клетки, а не только проникает в кровь. Тут не то что памяти, тут можно жизни лишиться.  Курение, естественно, также очень плохо влияет на органы восприятия.  Но, тем не менее, отказ от этих привычек не является каким-то входным билетом в мир мнемотехники.  И не нужно долго подготавливаться, для того чтобы этим заниматься.

− Какие упражнения вы посоветуете для эффективного восстановления или улучшения памяти?

− Можно каждый вечер использовать одно простое упражнение, которое основывается на собственной памяти, – вспомнить свой день. Прокрутить его в голове от момента, как вы проснулись, до того, как легли спать, в обратном порядке. Таким образом можно восстановить давно забытые события, причем в мелких и красочных деталях, включая запахи.

Есть и другие упражнения. Утром по пути от дома до работы или на прогулке можно запоминать номера машин и лица людей, а к вечеру пытаться их вспомнить. Часто мы случайно слышим разговоры прохожих, их тоже можно постараться воспроизвести хотя бы в виде тезисов.

Иные приемы развития памяти у детей. С ними нужно играть. Например, раскладывать перед ними игрушки, а затем убирать по одной или несколько. Затем спрашивать, какой игрушки не хватает. И наоборот.

− Может ли бабушка рассчитывать на то, чтобы восстановить события 50–летней давности или же запомнить объем информации, с которым сталкивается, например, студент-первокурсник?

− Конечно, в двадцать лет проще дается умственная деятельность, но для пожилых людей осваивать любой новый навык – это стресс. Однако развивать память можно в любом возрасте. Делать это нужно хотя бы затем, что развитие памяти позволяет легко избежать многих старческих недугов. Ну а стресс необходимо высвобождать, это хорошо практиковать через ведение дневника.

− Зависят ли техники запоминания от вида информации, или одни и те же годятся для лиц, цифр и имен? Как их применять?  

− Каждый вид информации подразумевает свой способ, хотя большинство из них основаны на ассоциациях, визуализации. Запомнить цифровые значения довольно-таки просто. Берем первую десятку цифр, и каждой из них подбираем максимально простой образ. Например, единица похожа просто на миллион вещей: карандаш, змея… Совокупность этих предметов можно оформить в историю.

Конечно, если мы имеем дело с большим объемом информации, то здесь допускается составление ментальных карт, ассоциативных рядов. Также существует метод Цицерона, иначе называемый «Система Римской комнаты». Для мнемотехники – это вообще класс! Она позволяет привязать информацию к знакомому помещению. Это удобно. Ведь у нас очень прочная связь с пространством, потому как для каждого человека жизненно необходимо прийти в хорошее, знакомое место, где мы можем вообще не задумываться, как в нем ориентироваться. Там же мы можем просто расслабиться.

На этих визуальных привязках человеку очень легко найти незнакомый, новый предмет в знакомой комнате. Поэтому такой способ очень хорошо действует. К сожалению, для больших учебных материалов такой способ не подойдет. Здесь нам придется создавать уже целые улицы и города. А для всей информации потребуется, наверно, весь мир. Хотя многие так и делают.

− Мы все тяготимся кропотливым трудом изо дня в день и хотим осваивать новое без особых усилий, быстро и, главное, надолго. Отсюда «ленивый» вопрос: насколько быстро можно освоить мнемотехнику?

− Я бы хотел разделить понятия «память» и «мнемотехника». Техниками запоминания можно овладеть очень быстро и легко. На развитие памяти нужно время. Качество запоминания будет зависеть от затраченного времени и усилий.

Конечно, не нужно повторять по миллиону раз одно и то же, просиживая долгие часы. Хотя без определенного ряда повторений обойтись нельзя, потому что без него вся информация не перейдет в разряд долговременной памяти.

То есть если с использованием мнемотехник запоминать что-либо и повторить через день, то информация сохранится примерно на две недели. Если сделать то же самое через полмесяца, то вы будете помнить ее еще несколько месяцев. Пяти периодических повторений достаточно, чтобы сохранить знания на долгие годы.

Однако так с бухты-барахты применять эти техники не получится. Начинающего они будут только перенапрягать и вызывать головные боли. Это связано со свойством нейропластичности головного мозга. Нервные клетки начинают бурно размножаться, образуя нейронные связи. Натренированный человек имеет очень обширную нейронную сеть, которая позволяет осваивать большую информацию практически без потерь, усталости и в короткий срок. Но у начинающего ресурсов не хватает, потому необходимо здраво оценивать свои силы. Лучше двигаться постепенно от простого к сложному и ставить перед собой простые задачи: запомнить пин-код, пароль или номер телефона.

− Насколько вы избирательны в информации, которую получаете? Многие люди, например, искренне не понимают и не могут объяснить своим детям, зачем изучать историю и читать литературу.  А заученная со школьной скамьи фраза: «Нужно знать историю, чтобы она не повторялась» –  часто оказывается неубедительной.  Каково ваше мнение на этот счет?

− В основном я запоминаю материалы научно-технического характера, которые я мог бы применить на практике. Например, обосновать, почему нужно делать именно так, а не иначе. Иногда человек без объяснений не хочет ничего делать. Еще я очень люблю историю. Фраза о том, что, если ты знаешь историю, у тебя больше шансов не повторить каких-то ошибок, относится больше к государственным деятелям. Возможно, люди, далекие от управления государством, наоборот, хотели бы повторить этот опыт.

Вообще, неважно, что мы будем изучать − историю или математику. Человек, который развивается, совершенно по-другому планирует свою жизнь и меняет ее качество.

В основном, мы смотрим на свою жизнь схематично, но, развивая память, можно увидеть ее в ярких красках. Это позволит сформировать иное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, которое можно моделировать. Это не эзотерика, а визуализация реально достижимых результатов. Не обращение к космосу, а самопрограммирование. Мы закладываем определенную программу, чтобы впоследствии принимать решения в соответствии с ней.

Человек, который не читает, а просто живет генетической памятью своих родителей, скорее всего, не видит смысла своего существования. В то время как начитанный человек формирует образ своего будущего гораздо богаче и ярче, не просто на уровне быта. Он впитывает для примера историю великих людей и имеет гораздо больше шансов повторить ее.

− Вспоминается Шерлок Холмс со своей известной мыслью о том, что мозг – это чердак, и не стоит его захламлять ненужной информацией. Отсюда возникает вопрос: способствует ли обилие информации лучшему запоминанию или же герой Конан Дойля был прав?

– Я сторонник разнообразия во всем. Например, никогда не мог понять, почему люди замыкаются на одном жанре в музыке. Здесь мы опять же возвращаемся к вопросу о нейронной сети. Количество синапсических связей в нашей голове – это наше разнообразие в мире. Если мы можем быстро и легко запоминать любую информацию, то исчезает наше внутреннее сопротивление, и отпадает вопрос: «Зачем мне это надо знать?» Мы постепенно начинаем наполняться разнообразной информацией. Это помогает принимать нестандартные решения в жизни. Думаю, секрет гениальности в развитом воображении и отличной памяти.

Поделиться в соцсетях
  • 19
    Поделились

Оставьте комментарий

avatar
1000