Марк Новосёлов: «Люблю песню и надеюсь на лучшее…»

Министерство культуры Республики Коми отказало в помощи композитору, подарившему республике более 500 песен

17:53. 18 января, 2013  
  
15

– Марк Ефимович, даже человеку с абсолютным музыкальным слухом порой не дано переложить стихи на музыку. Поделитесь секретом, как рождается песня?

– Есть песенные стихи, есть – непесенные, которые можно читать, но практически невозможно переложить на музыку. Поиск хороших песенных стихов занимает много времени. Но есть авторы, с которыми я, как говорится, иду с песней по жизни. Это Василий Лодыгин, Серафим Попов (ныне покойный), Николай Тюрнин – я пишу в основном музыку к стихам коми поэтов, но есть и песни на стихотворения русских, таких как Юрий Ионов, Надежда Мирошниченко. Их произведения сами просятся на музыку.

– Музыка должна соответствовать настроению стихов, а коми языком вы не владеете. Как преодолеваете языковой барьер?

– К сожалению, в совершенстве языком я не владею, но, поскольку моя мать была коми, остались познания, вполне достаточные, чтобы понять характер стихов – это обязательное условие для создания музыки. Переводить тонкости помогают переводчики из Койгородка.

– Ваши песни часто исполняет Лидия Логинова, у вас с ней крепкий творческий тандем?

– Не так часто, как хотелось бы, но бывает. Совсем недавно состоялись мои авторские концерты в Визинге и в Выльгорте, где Лида не только пела, но и была ведущей программы. У Лиды великолепная творческая интуиция, она даже иногда предлагает мне свои стихи, которые по её чутью могут стать настоящими песнями-хитами. Как правило, её предсказания оправдываются. Песня на её стихи «Медводдза радейтчом» завоевала Гран-прин на «Василее» в 2010 году.

– Есть певцы, которым вы полностью доверяете исполнение ваших песен?

– Да. Это Леонид Родев – первый исполнитель моих песен, с которым мы вместе уже двадцать пять лет. Из профессионалов отметил бы Альфию Коротаеву, с которой познакомился летом 1993 года. Она пришла выступать с группой артистов Театра оперы и балета во главе с Ией Бобраковой в профилакторий «Строитель», где я отдыхал. Мы познакомились, а в декабре этого же года Альфия исполнила на концерте песни «Лэбо джыдж», «Висер вожын» и «Тулыс воас» по произведениям коми поэтов и получила Гран-при.

– Сколько раз вы становились призёром конкурса «Василей»?

– Прошедший «Василей» был восемнадцатым по счёту конкурсом, в котором я участвовал как самодеятельный композитор. За двадцатилетний период, что проводится конкурс, победителем был неоднократно. Были и вторые, и третьи места. Дважды мои песни получали Гран-при, а в прошлом году я получил первое место за эстрадную песню на стихи Василия Лодыгина «Пипу пос» в исполнении Анастасии Есевой.

Кстати, могу похвастаться, что мне посчастливилось поучаствовать в самом первом «Василее» в Усть-Куломе в 1994 году. Мои песни исполнила тогда Альфия Коротаева, а я аккомпанировал ей на баяне. С 1995 года праздник получил статус республиканского, но в силу отдалённости в Усть-Кулом приезжали в основном соседи и гости из столицы. Только тогда это был вовсе не конкурс, а просто народный праздник, и участникам не присуждались никакие призовые места – всё было от души.

– Вы хотите сказать, что «Василей» со временем поменял не только свой статус, но и содержание?

– К сожалению, да. Народный дух праздника утерян. Нет того задора и веселья, которые присутствовали на первых «Василеях». В последние годы на праздниках в Усть-Куломе не было оркестра, было откровенно скучно. Ведь именно оркестр задавал им тон и настроение. В последнее время в программе праздника стали обыгрывать символы года по восточному гороскопу. Получается, конечно, неплохо, но нет чувства меры – всё-таки он родом из Коми, а не с Востока. Кощунственно, когда на народном празднике песни исполняют под фонограмму! Причём «фанеру» не самого лучшего качества – считаю это браком в работе.

– Кого из режиссёров двадцати «Василеев» вы бы выделили?

– Замечательный был режиссёр Игорь Скляр! Его постановки я считаю эталоном, согласно которым надо ставить программы «Василеев». Первые театрализованные представления были сделаны именно им, и действительно ведь было на что посмотреть.

Ещё один минус – праздник сильно затягивают. По причине своего недуга мне тяжело было дождаться финала в позапрошлом году, когда он длился на протяжении пяти часов. Но, надо отдать должное зрителям, ни один не покинул своего места. Значит, этот праздник действительно снискал большую народную любовь в республике.

– Вы пережили тяжёлую болезнь и теперь нечасто бываете в столице по состоянию здоровья. Между тем Министерство культуры Коми ещё в позапрошлом году пообещало выделить вам жильё в Сыктывкаре.

– Воз, как говорится, и ныне там! Мне прислали чиновничью отписку, что вопрос с жильём обязаны решить депутаты Койгородского района. Не совсем понимаю, как местные депутаты могут повлиять на выделение жилья в столице. В родном муниципалитете мне, естественно, отказали: «Ты – не вдова!» – отрезала одна из чиновниц. То есть для решения жилищной проблемы мне как минимум нужно быть вдовой или побывать на фронте. Сейчас я живу в неблагоустроенной квартире в Койгородке. Благо что справляться мне помогает социальная служба. Особо хочу поблагодарить Викторию Литвинову. Как бы там ни было, я продолжаю сочинять музыку, люблю песню, держу тесную связь с коллегами по творческому цеху в Сыктывкаре, хочу организовать авторские фестивали и надеюсь на лучшее.

 

 

Наша справка:

Марк Ефимович Новосёлов – заслуженный работник культуры РК, лауреат премии Правительства РК в области музыкальной культуры, самодеятельный композитор и музыкант. С 1990 года выпустил в свет шесть авторских сборников песен и тринадцать сборников песен в соавторстве с другими поэтами РК.

В общей сложности Марк Новосёлов занимается композиторской деятельностью свыше 40 лет, написал более 500 песен. В 1999 году музыка койгородского композитора впервые прозвучала в Театре фольклора (в настоящее время – Национальный музыкально-драматический театр РК) в спектакле «Ар – гтрасян кад» («Осень – время свадеб») драматурга Василия Леканова. С тех пор он написал музыку ещё к трём спектаклям: «Гтрась, пиук, гтрась» (2009), «Прщай, любовь?!» (2010) и «Кан-кан – сыктывса кань» (2012) сыктывкарских драматургов Алексея Попова, Александра Ларева и Сергея Журавлёва. Музыка Марка Новосёлова звучит и в призведениях, исполняемых Государственным ансамблем песни и танца «Асья кыа» («Утренняя заря»). Сотрудничает с профессиональными исполнителями – народными артистами РК Лидией Логиновой, Фёдором Святовцом, Анатолием Смирновым, заслуженной артисткой России и народной артисткой РК Альфиёй Коротаевой, заслуженной артисткой РК Верой Булышевой, солисткой Республиканской филармонии Ольгой Кравцовой. Его музыка звучала и за рубежом: в Австрии, Финляндии, Германии, Польше, Эстонии. Любят песни Марка Новосёлова и в первопрестольной.

В позапрошлом году Марк Ефимович отметил свой шестидесятилетний юбилей, но полон творческих сил и энергии в осуществлении намеченных планов. Свидетельство этого – новая книга автора «Величаем Россию Матерью!», которую он посвятил 90-летию со дня образования Республики Коми. В книгу вошли свыше сорока произведений на слова известных поэтов Республики Коми и России.

 

Поделиться в соцсетях