Республиканский театр оперы и балета осенью этого года снова остался без главного дирижёра. Тигран Ахназарян работал в нашем театре с осени 2010 года. Не прошло и двух лет, как он покинул оркестровую яму. Молодой, амбициозный, полный энергии и творческих идей — таких дирижёров хватают, как говорится, с руками и дирижёрской палочкой и стараются не отпускать. Тигран Ахназарян тогда сменил Сергея Кисса, который проработал в театре три с половиной года. До Кисса был Александр Новиков. Сейчас он дирижёр одного из самых крупных театров страны за пределами столиц — Новосибирского академического театра оперы и балета. А ещё к нам приезжали дирижёры Аркадий Штейнлухт, Сергей Кузякин, Александр Дмитриев… Все по загадочным обстоятельствам задерживались очень недолго – от двух до четырёх лет…
В сентябре 2010 года в театральной среде поговаривали, что Кисс покинул Коми из-за разногласий с руководством театра. На прошлой неделе он приезжал в Сыктывкар по приглашению Ольги Сосновской. Прима решила, что именно он должен занять дирижёрский пульт на её бенефисе 23 декабря, когда поклонники певицы пришли на оперетту «Летучая мышь». Два года он является главным дирижёром Государственного музыкального театра им. И.М. Яушева (Саранск, республика Мордовия). В разговоре с корреспондентом «Красного знамени» Сергей Кисс ушёл от ответа на вопрос о причинах отъезда из Сыктывкара. Зато рассказал, какие условия для работы предоставляются ему и музыкантам в Саранске, какими темпами развивается театр и как власти республики относятся к культуре.
– Почему вы выбрали Саранск?
– Когда созрело решение об отъезде из Сыктывкара, были разные предложения. Было даже искушение принять предложение от одной из филармоний, потому что по сравнению с театром остаётся время на «жизнь после работы». Театр же – это круглосуточная работа. Он забирает все силы без остатка. Но изменить театру не смог. Чем меня прельстил Саранск? Там в 2010 году достраивалось новое здание для Государственного музыкального театра им. И.М. Яушева, максимально оснащённое технически. В нём мы работаем год. Сейчас происходит его трансформация в театр оперы и балета Мордовии. Фактически это старт. Это всегда интересно. Мне очень понравилась команда, с которой предстояло работать. Понравились люди, как на уровне руководства республики и министерства культуры, так и на уровне руководства театра. У нас очень хорошая командная работа: полное взаимопонимание между руководителями, что очень важно для дела. Каждый занят своим делом, всё делается для того, чтобы был совместный результат.
– Наверняка был момент сомнений: справлюсь или не справлюсь?
– Если я повар и меня пригласили работать в ресторан, то у меня должны быть продукты и оборудование. Если я плохой повар, не справляюсь – пригласите другого. Надо отдать должное директору театра – она создаёт все условия для творческой и комфортной работы.
– В чём проявляется этот комфорт для вас?
– Кроме психологического комфорта, у меня очень удобный для работы, особенно в «круглосуточном» режиме, кабинет. Под рукой – Интернет, рояль, возможность тут же сделать кофе-паузу. Рояль очень хороший. Я приглашаю в кабинет солистов, делаем спевки. Беготня с этажа на этаж – это потеря времени. А вечером, бывает, сам музицирую.
– Вас устраивают «продукты» Саранского театра?
– Под новый театр закуплены новые инструменты. Инструменты, которые есть не в каждом театре на периферии. Если говорить о музыкантах, это люди с которыми я с удовольствием работаю, но пока нас мало. Консерватории в городе нет – людей надо приглашать из других городов и регионов. Огромное количество молодых солистов приезжало на прослушивание. И мы точно знаем, кого из них мы хотим взять.
– Когда состоялся ваш дебют в театре?
– На большом гала-концерте в декабре 2010 года, посвящённом 1000-летию единения мордовского народа с народами российского государства. Этому событию было посвящено огромное количество мероприятий: проводились концерты, ставились балеты… Всё с определённым оттенком официальности, но всё для широкой публики, для людей.
– В Саранске много людей ходит в театры?
– Такая же ситуация, как в любом небольшом городе России. Публику приходится воспитывать и «приводить» в театр.
- – Вы, как дирижёр, довольны коллективом музыкантов, с которым работаете?
– Доволен, но есть и над чем работать. Например, нужны музыканты. Здесь мы встречаем понимание руководства республики — оно готово нам содействовать. «Наверху» театр встречает понимание. В лихие 90-е всё развалилось – сейчас приходится воссоздавать. Сегодня нет «железного занавеса», и мы знаем, как живёт весь остальной мир. Сейчас уже не хочется терпеть по дороге к светлому будущему. Хочется всё и сразу.
– Как обстоят дела с репертуаром? Допустим, вы хотите дирижировать оперой, а предлагают оперетту.
– Я всеяден, люблю дирижировать всем, любыми составами, любой музыкой. Почти никогда не доволен своими результатами. Производительность моя могла бы быть больше, если бы, к примеру, было два состава оркестра и солистов. Если бы при этом мы могли позволить себе заказать любые декорации. С этим сталкиваются все заведения культуры, кроме тех, кто имеет серьёзную спонсорскую поддержку.
– Что вы успели за эти два года в Саранске и чем можете быть довольны?
– Во-первых, мой оркестр и в целом коллектив театра востребованы на официальных мероприятиях. На каждом правительственном концерте есть наш театральный блок. Год назад мы доказали, что можем работать на высоком уровне. За этот год у нас было много новых концертных программ. Например, концерт, посвящённый 9 Мая, который мы проводили прямо на ступеньках театра. Новый сезон открылся премьерой первого в Мордовии национального балета «Алёна Арзамасская». Весной этого года оркестр начал давать концерты камерной музыки. Для театрального оркестра это высший пилотаж. Наши камерные программы сейчас востребованы на мероприятиях, связанных с профессиональными праздниками, и на корпоративах.
– То есть вы зарабатываете деньги?
– Театр всё равно такой деятельностью занимается. Концертов камерной музыки для широкой публики пока нет, но они в планах. У нас нет статуса симфонического оркестра, но это опять же в планах.
– Как относитесь к эксперименту в оперном театре?
– Плохо отношусь. Нередко к нему прибегают те, кому нечего сказать. Есть хороший пример – опера «Богема» Паоло Паницце, которая была поставлена в Сыктывкаре в 2010 году. Никакого эксперимента: классическая постановка, при этом очень интересная.
– В целом культурная жизнь Саранска и Мордовии богата на события?
– У нас проходит огромное количество фестивалей. Например, Международный фестиваль искусств «Классика, браво!» и фестиваль классической музыки «Декабрьские дивертисменты». Есть два молодых фестиваля, которые уже стали брендами. В 2011 году в Саранске впервые прошёл Всероссийский фестиваль вокального искусства имени Яушева. В этом году в нём участвовали солисты Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. Приезжал солист из Мексики, который учился у Пласидо Доминго, работал в Метрополитен Опера. Приезжали российские солисты, которые поют в Ла Скала и других театрах. Международному фестивалю классического балета «Браво» тоже два года. На фестиваль «Браво-2012» приезжали солисты из Михайловского театра (Санкт-Петербург), труппа Московского музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
– Театры России пытаются получить поддержку фондов. Саранск чем-то может заинтересовать грантодающие организации?
– В прошлом году (в рамках фестиваля имени Яушева) театр сотрудничал с крупнейшим российским фондом «Таланты мира». Благодаря им мы привезли первоклассных солистов. После этого я получил предложение стать дирижёром фонда. Это огромная моя гордость. Я дирижировал оркестром в Московском международном Доме музыки. Одно из выступлений там состоялось совсем недавно, 3 декабря, по случаю 10-летия фонда. Ещё одно достижение: в этом году на Второй вокальный фестиваль им. Яушева мы приглашали Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского. Их солисты – наш оркестр.
– Какова повестка дня на ближайшее время?
– Готовим Рождественский концерт в рамках фестиваля «Рождественская звезда». Мы вывели его на новый уровень: приглашаем солистов, усиливаем оркестр, хор активно принимает участие. В этом году будет исполняться симфоническая и хоровая музыка. Хор покажет себя в новом качестве.
– Какова ваша дирижёрская мечта?
– Чтобы люди, с которыми я работаю, могли не задумываться о финансах.
опера «Богема» Паоло Паницце, которая была поставлена в Сыктывкаре в 2010году
———————————-
Невнятно написано. “Паоло Паницце” – это дательный падеж. Как автор предлагает его понимать? Предполагаю, что автор хотела написать “опера “Богема” режиссёра Паоло Паниццы”.