Олег Пайбердин: «Смех на концерте академической музыки – это нормально»

Гость фестиваля «Традиции и классика авангарда» в Сыктывкаре выразил уверенность, что нужно принимать любую реакцию слушателя

Автор:   
10:40. 23 декабря, 2012  
  
8

В минувшую пятницу, 21 декабря, в Сыктывкаре закрылся первый в истории культурной жизни республики фестиваль академической музыки современных композиторов «Традиции и классика авангарда».

 

Фестиваль впечатлил масштабами: за пять дней состоялось девять концертов. Акцент был сделан на произведениях современных композиторов Коми. Их исполнял как сводный фестивальный оркестр (состоящий из музыкантов оркестра Театра оперы и балета Коми и Колледжа искусств), так и гости фестиваля. В частности, ансамбль «Галерея актуальной музыки» из Москвы.

«Красное знамя» посвятило концерту ГАМ-Ансамбля в Коми республиканской филармонии отдельную публикацию. Основал его в 2010 году Олег Пайбердин. Он окончил Уральскую государственную консерваторию и аспирантуру. Посещал мастер-классы С.Беринского, С.Слонимского, других российских и зарубежных композиторов, известных своим интересом к авангардной музыке.

Пайбердин находится в постоянном творческом поиске и в поиске одарённых музыкантов, которые готовы экспериментировать. В 1998-2005 годах вместе с Ольгой Викторовой руководил Мастерской новой музыки Autograph. Он не боится рисковать и берёт на себя нелёгкую задачу организации фестивалей: в 2009 и 2010 годах был арт-директором фестиваля актуальной музыки «Другое пространство». Проще перечислить те города на музыкальной карте мира, которые он не посещал в рамках фестивалей. Сыктывкарская публика Олегу Пайбердину и музыкантам понравилась. В разговоре с корреспондентом «Красного знамени» композитор рассказал, что чувствуют музыканты, когда зрители покидают зал, почему российских представителей авангардного направления в музыке поддерживают в основном зарубежные фонды и чем ему не нравится Надежда Бабкина.  

– Почему ГАМ-Ансамбль играет авангардную музыку?

– Термин «авангард» для меня спорный. Авангардная музыка – это вторая половина XX века. Прежде всего, это европейский музыкальный авангард: Штокхаузен, Ноно, Лигети, Пендерецкий, Берио и другие. В тот период в музыке был всплеск новшеств и экспериментов. Сейчас я бы не сказал, что мы в стадии экспериментов, скорее, на этапе осмысления того, что было найдено в прошлом веке.

– Ваш ансамбль называется «Галерея актуальной музыки». Актуальная – это какая?

– На мой взгляд, это музыка, которая здесь и сейчас появляется перед слушателем и не несёт на себе оценочных суждений профессионалов и критиков. Не важно, написана она двадцать или пять лет назад. Если она неизвестна, то она становится актуальной.

– Во время концерта в Сыктывкаре часть зрителей покинула зал. Что при этом чувствуют музыканты?

– Наш ансамбль с пониманием относится к тому, что зритель уходит. Значит, у человека нет ещё такой потребности, нет опыта и желания окунаться в такую музыку. Но это нормально. Главное – он это услышал. Никому неизвестно, когда у человека произойдёт щелчок. Допустим, он попадёт в джазовый клуб или услышит популярную танцевальную музыку и вдруг осознает какой-то приём, который впервые услышал на нашем концерте… Границ между музыкальными стилями нет – это как сообщающиеся сосуды. Первое «услышание» музыки остаётся. Кто-то реагирует смехом – это тоже нормально. Хорошо, что некоторые люди находят в себе силы уйти вместо того, чтобы сидеть, перешёптываться и отвлекать других. Бывают высокомерные слушатели. Им не нравится, но они продолжают сидеть, комментируют, обращаются к рядом сидящему слушателю.

– В зале филармонии было не так много слушателей. Вы ожидали большего?

– Сто человек в зале – это немало для города с численностью в 250 тысяч человек. Тем более что в Сыктывкаре проходит первый фестиваль такого рода. Андрей Дикоев (директор Колледжа искусств Коми, организатор фестиваля – прим. авт.) пошёл на этот эксперимент – для себя, для города, для слушателей и музыкантов, которые здесь живут. Это дорогого стоит.  

– Многим неподготовленным слушателям сложно воспринимать современную музыку, впрочем, как и классическую…  

– Музыка – это начало работы над собой, а не развлечение. Я не вижу смысла в том, чтобы приходить на концерт ради развлечения. Сегодня техника позволяет слушать музыку дома – тебе никто не мешает. Есть фоновая музыка, например, в кафе и ресторанах – она тоже необходима. Если владельцы кафе – умные люди, они выбирают лёгкий джаз и низкие децибелы. Люди могут спокойно разговаривать. Иногда попадаем в кафе, где включают какую-то громкую поп-музыку. Обращаемся, мол, ребята, мы к вам пришли и хотим поговорить, а вы нас заставляете слушать это.

– Часто гастролируете?

– Мы выиграли грант швейцарского Фонда Эрнста фон Сименса на 2012-2013 годы. Фонд занимается поддержкой музыкантов, композиторов и проектов. В рамках гранта в этом году состоялись наши концерты в Новосибирске, Томске, Барнауле, Кемерово, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Сургуте. Сейчас Сыктывкар. Проект называется «ГАМ-Ансамбль: новая Россия – новая Европа». Его задача – объединить в одной программе музыку российских композиторов нового поколения и европейскую музыку. В одном из концертов этого проекта мы выступали также с финским коллективом «Ajassa!» Он состоит из молодых музыкантов. Государство их поддерживает – они приехали за свои деньги.

– Вы чувствуете поддержку, заинтересованность со стороны нашего государства?

– Наше государство почти не поддерживает музыкантов, специализирующихся на новой музыке. ГАМ-Ансамбль поддерживает Московская государственная академическая филармония: мы играем концерты в рамках абонементов современной музыки. Филармония на это идёт и, слава богу. Поскольку учреждение финансируется из федерального бюджета, можно сказать, что в этом смысле государство нам помогает.

– О государстве представители культуры говорят много. Что музыкантам нужно от государства?

– Я бы хотел, чтобы выделялись гранты на поддержку современной музыки и ансамблей, занимающихся такой музыкой. А также, чтобы государство поддерживало композиторов. Как делают в Европе? Если композитор пишет для коллективов современной академической музыки, государство оплачивает его труд. И все довольны: музыканты заняты работой, композиторы востребованы, публика слушает. А у нас какая практика? Музыкантам ничего не выделают, композиторам – копейки. Государство выкидывает гроши в пустоту. Никто не доволен – ни композиторы, ни слушатели. Столько мы уже об этом говорим…  Наш ансамбль гастролирует по России за счёт грантов зарубежных фондов: Эрнста фон Сименса, фонда «Про Гельвеция», Гёте-института (Немецкий культурный центр им. Гёте – прим. авт.), Польского культурного центра в Москве. Российские ансамбли поддерживаются Германией, Швейцарией, Италией, Польшей и Францией.

– А в Европе как складываются отношения между государством и представителями культуры?

– Каждый крупный город в Европе имеет свой ансамбль, финансируемый из бюджета. Да, в российских городах поддерживают, допустим, фольклорные ансамбли. Но нужно поддерживать коллективы, представляющие разные спектры музыки. В этом и заключается культура. А когда нам говорят: «Это не музыка, а культура – это только определенные вещи». Тогда мы всё время будем наступать на одни и те же грабли. Поэтому и искусство в нашей стране – это Надежда Бабкина.

– Чем вам не нравится её творчество?

– Это псевдонародная музыка. Я бы сравнил с матрёшками разрисованными: деревянные матрёшки, деревянная музыка. Корни – ещё из советского времени с народными хорами. Солисты выходят,  улыбка до ушей, в платочках. Спели и ушли. Вот такая улыбка до сих пор является лицом российской культуры. Когда мы пытаемся говорить серьёзно на нормальном языке – это уже мрак. Есть спрос на картинку и маску, под которой ничего нет, нет структурности и мышления. А мы занимаемся мышлением, пытаемся мотивировать слушателя на размышления. Нам важно, чтобы человек на концертах чувствовал и думал.      

– Какова, на ваш взгляд, задача музыки?

– Она расширяет кругозор и формирует культуру человека. Культура – это самое главное. Она строится на понимании того, что происходит в мире и искусстве.

Поделиться в соцсетях

guest
8 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
первый
первый
23.12.2012 15:47

Автор! Про “это дорогого стоит” Вы уже писали. И примечания авторские делали. Не надо повторяться.

главный
главный
24.12.2012 12:08

Клёвое интервью. Почти пожалел, что не послушал эту команду.

последний
последний
24.12.2012 14:28

Какой же ты “главный”, если не ходишь на концерты и, при этом, не стесняешься в этом признаваться. У них было целых два концерта, а ты в это время наверно пивасик с семками поглощал.

последнему
последнему
24.12.2012 20:13

Главный был на всех концертах фестиваля – сам видел

не дуркуй
не дуркуй
24.12.2012 20:23

как же был, если он сам говорит, что “пожалел, что не послушал эту команду”? то есть он признаётся в непосещении как минимум двух концертов.
а ты тут завираешь, гопник

мда
мда
24.12.2012 20:53

Только в России под материалом о культуре могут быть комментарии с некультурными словами и выражениями. Парадокс. Или это специфика Коми. Тогда печально очень

Хулио Ган
Хулио Ган
24.12.2012 21:48

мда [24 декабря 2012г. 20:53:56]Только в России под материалом о культуре могут быть комментарии с некультурными словами и выражениями. Парадокс. Или это специфика Коми. Тогда печально очень ——————————————————– Во-первых, материал не о культуре, а о музыке – это не одно и то же. А во-вторых, где же вы тут видите… Читать далее »

мудрый
мудрый
30.12.2012 13:35

Это лучшее интервью года из всех, что делалось музыкантом.