Людмила Третьякова: «Я никому не завидую»

Актриса рассказала "Красному знамени" о её нынешних ролях и коллегах

Автор:   
13:57. 21 октября, 2010  
  
7
Национальный музыкально-драматический театр открыл новый театральный сезон спектаклями «Прощай, любовь?!» и «Сердце матери», где главные роли сыграла народная артистка РК, в недавнем прошлом – прима Академического драматического театра Людмила Третьякова.

О том, что явилось причиной её ухода из театра, где она проработала 29 лет, а также о её нынешних ролях и коллегах, о творческих планах мы и беседуем с актрисой.

– Людмила Валентиновна, конечно же, самый первый вопрос, который волнует сыктывкарских театралов: почему ведущая актриса драматического театра покинула его сцену и перешла работать в другой театр?

-Хоть мне внутренне и тяжёло было покидать коллектив, но пришлось пустить в ход всё актёрское самообладание и уйти оттуда с улыбкой на лице. Мне «помогли» уйти. И прежде всего инициатором этого явилась председатель Союза театральных деятелей Галина Микова. А бывший директор театра Татьяна Вырыпаева подпала под её влияние. Микова всегда пыталась делать «погоду» в театре и делила людей на угодных ей и неугодных. Я, естественно, относилась ко второй группе. Председатель союза забыла об основных своих обязанностях: защищать и поддерживать интересы членов СТД, а не сталкивать людей, не писать на них кляузы, не ломать их творческие судьбы. Именно Микова и сыграла решающую роль в моём уходе из театра. Ушла я и из Союза театральных деятелей. А ведь я была его активисткой 26 лет! Из-за интриг и козней очень ухудшилось моё здоровье, и муж сказал, что, если я не уйду, он примет решительные меры.
В первое время мне было очень тяжело, я хотела было даже вообще уйти из любимой мною профессии, но удержалась от этого шага. Помогли мне в этой труднейшей ситуации священнослужители – отец Филипп и отец Виталий. Они убедили меня, что не нужно этого делать, а нужно продолжать служить искусству. Это испытание на прочность. По их словам, люди, занимающиеся интригами, берут на себя страшный грех, очищая тем самым нас. И что их нужно пожалеть. А я сама вообще никогда ни к кому не испытываю ни зависти, ни злости. Не так воспитана.

– Как вам работается в новом коллективе?

– Руководитель национального музыкально-драматического театра, заслуженный деятель искусств РФ Светлана Горчакова пригласила меня на работу. Она творческая личность, профессионал и талантливый режиссёр. И она, и вся труппа очень тепло встретили меня. Со многими актёрами я была лично знакома, и все они работоспособные, творческие люди. Мы понимаем друг друга с полуслова. Мои нынешние коллеги по сцене – заслуженный артист РК Андрей Епанешников, актёр Николай Бутенин, Елена Чувьюрова и другие – настоящие партнёры, неравнодушные, органичные. Мне с ними очень радостно работать.

– Насколько я знаю, вы всегда были русскоязычной актрисой. Как удалось преодолеть языковую проблему?

– В юности я играла в спектаклях на коми языке, но, конечно, пришлось поднапрячься и учить язык заново. Помогли народная артистка СССР Глафира Петровна Сидорова, партнёры, Светлана Гениевна очень поддержала. Она напомнила о моих генах. По маме я наполовину русская, наполовину коми. Вот, говорит она, у талантливых людей генетика всегда верный помощник.

– Кстати, о ваших генах. Откуда такая знойная красота у северянки? Наверное, тут не только коми-русские гены?

– Конечно, не только. Мой дед – еврей, а отец – молдаванин. Вот такая неповторимая и единственная дочь родилась у мамы, когда ей уже было за тридцать лет.

– У любой красоты есть какая-то загадка. Вы для меня действительно женщина-загадка. Я знаю, что у вас есть много зрителей-поклонников, которые ходили именно на вас, когда в афише спектакля стояло ваше имя. И я отношусь к ним. На открытии сезона я впервые увидела вас в спектакле «Прощай, любовь?!» и была потрясена вашей трепетной, тонкой и проникновенной игрой, прекрасным владением языком, умением даже интонационно передать особенности коми речи. Как можно такому научиться за столь короткое, а для вас ещё и тяжёлое в связи с уходом из драмтеатра время?

– Мне очень интересна была роль вдовы воина-афганца Павлы. Моими партнёрами по сцене были Николай Бутенин и заслуженный артист РК Андрей Епанешников. А партнёр на сцене – это половина успеха. Они внимательные, чуткие, реактивные. Когда мы понимаем друг друга, создаётся настоящий творческий тандем и появляется, как у спортсменов, «второе дыхание», когда есть ты, партнёр и зритель. Всё остальное исчезает. Вот мои коллеги по сцене именно такие. И потому, наверное, многие зрители говорили мне, что все артисты играют, образно выражаясь, на разрыв аорты. Потому и столь успешно прошла премьера этого спектакля, а также и спектакля по пьесе финской писательницы Э. Пеннанен «Сердце матери».

– Вот вы сказали: всё исчезает, есть только сцена и зрители. Но ведь семья тоже требует внимания. Как вам удаётся всё сочетать и так прекрасно выглядеть?

– Мне во всём очень помогает муж Николай Дмитриевич, это мой друг, брат, советчик, защитник. В трудную минуту он всегда выслушает, поможет, посочувствует, посоветует. Я благодарю Бога, что вот уже 17 лет мы с ним живём в согласии и уважении друг к другу. Честно говорю: если бы не он, я бы вряд ли пережила «чёрную» полосу в моей жизни. Он оптимист и меня заряжает жизнелюбием. У меня тяжелобольная мама, и он очень помогает мне в уходе за ней. Я могу спокойно идти на репетиции и спектакли, зная, что мама в надёжных руках. А насчёт того, что выгляжу хорошо, так я просто никому не завидую и живу с добром в сердце. Я стараюсь, как советовала мама, делать как можно больше хоть и маленьких, но добрых дел. Подкормлю бездомную собачку, например, или птичек, помогу перейти дорогу старушке. И никогда в жизни не написала ни на кого ни одной анономки или кляузы. Вот, наверное, Бог и даёт мне силы преодолеть все испытания

– А кем стали ваши дети, пошли по стопам родителей или проторили свою стезю в жизни?

– Дочь Мирослава живёт в Ярославле, она медработник, у неё растёт сын. Елена живёт в Сыктывкаре, у неё юридическое и театральное образование, но театр всё же взял верх в её профессиональной карьере. Она работает в том театре, где столько лет играла я и из которого с тяжёлым сердцем ушла. Беспокоюсь за неё, как бы недоброжелатели и ей «не перекрыли кислород». Сын Михаил пошёл по отцовским стопам, он окончил сначала наш Лесной институт, а затем – Санкт-Петербургский университет. Он – наша особая гордость, строил мосты в Питере. Сейчас Михаил занят интересным делом, выполняет президентский заказ, строит мост во Владивостоке, в бухте Золотой Рог. Радуемся, когда приезжают или приходят в гости дети. А для внуков я просто Люда.

– А чем вы занимаетесь на досуге? Есть ли дача?

– У нас есть небольшой домик в Визябоже, там замечательное место, рядом река, просторы полей. Прекрасные соседи по даче. Сейчас мы из-за болезни мамы редко ездим туда, но соседи следят за участком. Очень люблю цветы, сейчас я их дома развожу. Много положительных эмоций приносит мне моя любимица сибирская кошка Дуся. Когда мне нездоровится, она меня лечит, вытягивает всю негативную энергию.

– После стольких лет работы на сцене волнуетесь ли вы перед выходом к зрителям?

– Волнение у творческих людей всегда бывает, как бы ни была отточена роль. Без него не бывает актёра. Я всегда выхожу на сцену с мыслями: «Во славу Бога, на радость зрителям».

 
 
 
 
Сцена из спектакля “Прощай, любовь?!” В роли лётчика-афганца – Николай Бутенин

 


 

Наша справка

Народная артистка Республики Коми Людмила Валентиновна Третьякова родилась в Сыктывкаре. Окончила Республиканское училище искусств, затем – Российскую Академию театрального искусства (РАТИ), бывший ГИТИС.

В Академический театр драмы пришла в 19 лет. Сыграла в этом театре более 70 главных ролей в спектаклях по произведениям писателей-классиков и современных драматургов.

Замужем, муж – инженер-мостостроитель. Вырастили двух дочерей и сына, растут два внука и внучка.

Поделиться в соцсетях

guest
7 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Театрал
Театрал
21.10.2010 19:02

Жаль Союз театральных деятелей.Вместо единства и умножения рядов, из Союза уходят.

Жаль Микову Г.А.! Вместо талантливой актрисы, мы видим сварливую “чинушу”.

Аноним
Аноним
21.10.2010 19:09

Странно, что СТД стоит в стороне от общественной жизни. Почти ничего не слышно об этом творческом союзе. Театр для артистов – это работа. А Союз театральных деятелей для артистов – это что?

Артист
Артист
22.10.2010 04:09

На сегодняшний день-СТД это НИЧТО,а сварливая “чинуша” вместо “вспоможения” заражена геном уничтожения.

аналитик
аналитик
22.10.2010 08:50

“люди, занимающиеся интригами, берут на себя страшный грех, очищая тем самым нас”

Может быть, в этом и есть очищающая сила искуства – потому, что, как ни деятель культуры – то сварливый и недалёкий интриган и кляузник за редким исключением.

Артистка
Артистка
23.10.2010 13:38

Все знают,что подобные “аналитики”-неудачники, ненавидящие тех, кто занимается искусством, и есть главные интриганы.

читатель-артистке
читатель-артистке
24.10.2010 08:22

Не знаю,кого Вы имеете в виду под “аналитиком”-но Ваш комментарий характеризует как раз его вывод.

Бывалый
Бывалый
24.10.2010 10:50

А вообще тема перехода актрисы из одного театра в другой не очень интересна. Как и тема злодейки, из-за которой это якобы произошло. Во всём этом есть что-то бабско-кухонное…