Михаил Иванов: «Чиновники прибегают к лукавой статистике»

Председатель Коми республиканской организации профсоюза работников образования и науки Российской Федерации ответил на вопросы "Красного знамени"

Автор:   
11:53. 9 сентября, 2012  
  
1
Первое сентября – волнительный и запоминающийся праздник: все мы когда-то были школьниками. Но за праздником неизбежно наступают будни со своими проблемами. О некоторых из них сегодня рассказывает председатель Коми республиканской организации профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Михаил Иванов.
 
– Михаил Юрьевич, на днях появилось официальное сообщение, которое, безусловно, должно настроить на оптимистический лад педагогические коллективы. Через три месяца средняя заработная плата в сфере общего образования поднимется до 28,8 тысячи рублей, при этом средняя зарплата в Республике Коми, за исключением индивидуальных предпринимателей, составляет сейчас чуть менее 35 тысяч рублей. Уже в 2013 году не будет позорного отставания доходов учителей от среднего уровня зарплат по региону. Жизнь, похоже, налаживается?
 
– В приведенной вами статистике есть свои «подводные камни». Да, цифра, на первый взгляд, выглядит относительно красиво, но ведь все знают, что работники сферы образования вынуждены сегодня работать на полторы-две ставки. Задачу по подтягиванию зарплаты в педагогических коллективах к средней по региону поставило руководство страны. Вот на местах и стараются, как могут чиновники прибегают к лукавой статистике, чтобы отчитаться. Но речь надо вести не только о деньгах. Все же прекрасно понимают, что если учитель работает на две ставки, то о повышении качества преподавания говорить трудно.
 
– Когда Бориса Ельцина избрали Президентом России, то самый первый указ, подписанный им, касался денежного довольствия учителей. Из него как раз следовало, что зарплата работников образования должна быть привязана к средней по экономике. Прошло почти 20 лет, а всё говорим об одном и том же…
 
– Все проблемы начались после того, как правительство страны отказалось быть гарантом в отношении уровня зарплат в отрасли на всей территории России. Всё было отдано на откуп регионам – пусть там сами решают, сколько надо платить работникам сферы образования. В итоге, что мы получили? Люди, имеющие одинаковую квалификацию и одинаковый стаж работы, получают заработную плату, отличающуюся не то что на проценты, а в разы! Северные и районные коэффициенты перестали иметь практический смысл, хотя их никто не отменял.
 
Сегодня во многих южных регионах оклады в сфере образования выше, чем в Коми, я уже не говорю про Москву и Санкт-Петербург. Раньше в ту же Воркуту и Инту выпускники педагогических вузов уезжали, зная, что будут иметь доход гораздо выше, чем где-либо, включая столицу страны. Было за что мёрзнуть, а что сейчас? В Республике Коми практически самые низкие оклады из всех субъектов России. Причём проблема пришла оттуда, откуда не ждали. Год назад, согласно рекомендациям из Москвы, в 20 регионах подняли уровень зарплат всем педагогическим работникам. В остальных, в том числе и в Республике Коми, пошли другим путём. В рекомендациях речь шла об учителях, значит, не каждый педагог – учитель, так посчитали чиновники на местах. Поэтому зарплату подняли только учителям-предметникам, оставив за бортом тех же воспитателей, дефектологов, психологов, то есть значительную часть педагогических работников, от которых непосредственно зависит весь учебно-педагогический процесс. 
 
Прошедшей весной повысили зарплаты воспитателям, осенью планируется рост доходов и ряду других категорий работников. Получается, что дёргают одних за другими, вместо того чтобы подтягивать уровень оплаты путём повышения окладов всем категориям одновременно. 
 
Почти треть работников отрасли напрямую не связана с педагогической деятельностью, те же технические работники. Сегодня они получают заработную плату меньше восьми тысяч рублей, то есть меньше прожиточного минимума.
 
– И где же выход?
 
– Должны быть официальные гарантии со стороны федерального правительства, такие же, например, которые есть в отношении государственных служащих. Если бы вслед за заявлениями о повышении заработной платы педагогическим работникам появилось постановление о минимальных окладах и поднятии до советского уровня статуса северных и районных коэффициентов, то ситуация кардинально бы изменилась в лучшую сторону. Но нет даже намёков, что появятся в обозримом будущем какие-то федеральные нормативные акты подобного рода. 
 
Минимальный базовый оклад и минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должны соответствовать друг другу. Сегодня МРОТ составляет 4611 рублей, а минимальный базовый оклад в сфере образования 2900рублей. Всю эту тарифную сетку надо поднимать хотя бы процентов на 60, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. После очередного повышения минимальный базовый оклад учителей составит 5715 рублей. Но это всё равно мало. Ведь сколько нужно накручивать процентов, чтобы довести доход учителя до среднего по нашему региону. Уже сейчас понятно, что это просто нереально сделать, если, конечно, не брать дополнительные ставки.
 
– Несколько лет назад в одном из интервью вы сказали, что вряд ли наберётся хотя бы сто мужиков, работающих учителями в школах республики. А ведь у нас учителей более 10 тысяч. Сегодня что-то поменялось?
 
– По-крайней мере, могу сказать, что мужчин, работающих в школах, меньше не стало. То есть отток прекратился. И всё же ситуацию ни в коей мере считать нормальной нельзя. По мнению психологов, соотношение мужчин и женщин, работающих в педагогических коллективах, в процентном соотношении должно быть примерно 40 на 60. Колебания в ту или иную сторону ведут к негативным последствиям.
 
Отток мужчин из школ стал следствием не только низких зарплат, но и реальных перспектив получить хоть какое-то более-менее приличное жильё. Если бы сегодня у нас существовала государственная жилищная программа, как у военных, то было бы легче. Главное – появилась бы конкуренция за рабочие места. А где конкуренция – там престиж профессии повышается.
 
– Охотно ли идут сегодня выпускники вузов работать в сельские школы?
 
– Сейчас проблема не стоит так остро, как раньше. Есть положительные изменения в оплате труда молодых специалистов, реально получить жильё. Но льготы действуют лишь первые три года работы. Поэтому многие не задерживаются на селе, принимают решение искать лучшую долю, чаще всего не связанную со сферой образования. То есть сложная кадровая ситуация сохраняется.
 
– В августе мы писали о скандале, связанном с увольнением директора интинской гимназии №2 Ольги Сайко. За 20 лет работы к ней не было ни одной претензии, были только благодарности. Гимназия считается одним из лучших учебных заведений рес-публики. А потом вдруг, без всякого объяснения причин, глава администрации Инты Павел Смирнов взял да и расторг трудовой контракт. Неужели руководители учебных заведений не имеют никакой правовой защиты и их могут рассчитать в любой момент по чьей-то прихоти?
 
– Подробностей с увольнением Ольги Николаевны я не знаю, к нам за помощью она не обращалась. Но действующее на сегодняшний день законодательство ставит тех же директоров школ в положение людей, которых можно уволить без всякого объяснения причин. Это надо воспринимать как данность. Парадоксально, но рядовые педагоги, когда речь идёт о расторжении трудовых отношений, гораздо лучше защищены.  
 
– Михаил Юрьевич, а как обстоит ситуация с материально-техническим положением наших школ?
 
– Отвечу цифрами. На проведение работ по ремонту школ во время летних каникул тот же бюджет Сыктывкара выделил 66 миллионов рублей. Если эту сумму поделить условно между всеми школами, то каждой достанется примерно по полтора миллиона рублей. Какой ремонт на такие деньги можно сделать в школах, площадь многих из которых зачастую исчисляется тысячами квадратных метров? Ну, разве что косметический. Поэтому руководители постоянно вынуждены обращаться за помощью к родителям,что вызывает недовольство и постоянные жалобы. 
 
Объективности ради необходимо отметить,что здесь ситуация с каждым годом меняется в лучшую сторону.
 
– Работникам бюджетной сферы не привыкать ждать выполнения обещаний, так что удивляться здесь нечему. Раньше учителя жаловались на то, что нужно много времени уделять написанию разного рода отчётов, учебных планов… Что-то поменялось?
 
– Отвлекаться на написание дежурных бумаг стали ещё больше. Корень зла находится в Москве, в кабинетах чиновников, отвечающих за развитие отрасли. Их штаты непомерно раздуты, всем надо найти какое-то занятие. Мерилом «бурной деятельности» как раз и стало количество распоряжений и инструкций. Не так давно Министерство образования и науки РФ возглавил Дмитрий Ливанов, будем надеяться, что ситуация будет меняться в лучшую сторону. 
 

Для справки

Иванов Михаил Юрьевич родился 5 ноября 1966г. в Сыктывкаре.
 
В 1983 г. поступил на физико-математический факультет СыктГУ.
 
1991 г. – учитель математики СОШ №12;
 
1993 г. – председатель профсоюзной организации студентов СыктГУ;
 
1998 г. – заместитель, 2002 г. – председатель Коми республиканской организации профсоюза работников образования и науки РФ.
Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
нон учитель
нон учитель
10.09.2012 09:31

последний абзец про корень зла сильно и правильно, но не исполнимо к сожалению