Евгений Софронов: «У войны – одна правда» (ВИДЕО, ФОТО)

За что театральный режиссер презирает "чёрных" копателей?

Автор:   
10:59. 22 июня, 2012  
  
4

Накануне Дня Победы в Академическом театре драмы имени Виктора Савина состоялась премьера спектакля «Время героев».

 

Зрители выходили из зала со слезами на глазах, актёры тоже не скрывали эмоций. Автор сценария и режиссёр спектакля Евгений Софронов намеренно создал тяжёлое для восприятия произведение. Для него война – тема личная. Оба деда погибли на фронте. Много лет он занимается военной археологией, с поисковыми отрядами каждое лето ведёт раскопки в местах боевых действий. Режиссёр, актёр, автор пьес для детей и взрослых рассказал корреспонденту «Красного знамени» о том, за что любит актёров своего театра, почему презирает чёрных копателей и критикует современные российские фильмы о той войне.    


– Евгений Николаевич, к теме войны и победы обращаются режиссёры кино и театра. Почему вы решили поставить спектакль об этом? 
 
– В детстве, как многие советские мальчишки, я любил играть в «войнушку» и всегда был за «наших». Никто не хотел играть на стороне немцев. Я вырос в то время, когда в детях и подростках воспитывалась память о той войне.  И эта память была здоровой, речи не было о навязывании. Сейчас дух памяти как свечи, которая не должна угасать, уходит. Если быть совсем серьёзным, то для меня война – это близкая тема. Оба деда погибли на фронте: один в 1942 под Сталинградом, другой в 1943 – под Ленинградом.  

 

Школьников не надо загонять в театр 

 
–  Как оцениваете спектакль? 
 
– Мне трудно быть объективным. С одной стороны, я противный зритель, потому что вижу все ошибки. С другой – очень чувствительный, поскольку это моё детище. Спектакль был сделан в основном с участием  молодого состава труппы. Актёры отлично справились с задачей, понимали ответственность за сложную тему. Люблю своих актёров. Думаю, что пожилым людям и ветеранам смотреть наш спектакль будет психологически трудно. Но абсолютно уверен, что его должны посмотреть молодые. Но мне бы не хотелось, чтобы в театр загоняли школьников из-под палки, как это обычно делается. Решение посмотреть сложную вещь, которая не развлекает, а заставляет задуматься, должно быть самостоятельным.    
 
 
– Как выбирали материал ко «Времени героев»? Так много песен, хроник, воспоминаний о войне.  
 
– У меня есть любимые произведения о войне. Нужно было просто освежить их в памяти и выбрать самое ценное. Первоначально сценарий состоял из 78-ми страниц, пришлось ужать текст до 18-ти. Они и были озвучены в спектакле. Очень важную смысловую нагрузку несут воспоминания фронтовика Александра Шумилина. А ведь его рукопись «Ванька ротный» –  это 1240 страниц!  Из них я сначала выбрал часть одной из глав в 12 страниц, а в окончательном сценарии их осталось три. Поскольку выпускать спектакль пришлось в сжатые сроки (чуть больше двух недель), времени не хватило. 8 мая мы показали лишь страшную сторону войны. В ближайшем будущем расширим тематику. Невозможно «объять необъятное», но нельзя обойтись без рассказов о работе и жизни в тылу. И руководство театра даёт на это «добро». Так что в следующем сезоне – продолжим.
 
 

Насаждение патриотизма – пустое занятие

 
– В этом году мы отмечаем уже 67-ю годовщину со Дня Победы. У вас есть ощущение, что память стирается?  
    
– Война с каждым годом уходит от нас всё дальше. Всё чаще в сознании людей (я это замечаю) возникает мысль – «Ну было когда-то и было… И что?» В нашей стране постоянные экономические и политические кризисы. Много проблем: бытовые, личные. Всё это определяет, о чём и как мы помним. Но о тех годах нужно знать, поскольку история – это не страницы школьного учебника. История о теперь уже далёкой войне – это история России и история каждого из нас. 
 
– Есть мнение, что в последние годы война вошла в разряд так называемых модных тем для разговора, для кино и телевидения. Акция с Георгиевской ленточкой в итоге вылилась в то, что её стали привязывать куда угодно, без осознания символа. 
 
– К идее с Георгиевской ленточкой отношусь положительно. В первые год-два, действительно, куда её только ни привязывали. В моде тогда и сейчас были джинсы, из-под которых так и норовит выползти нижнее белье. Однажды из окна автобуса собственными глазами видел девушку, которая привязала Георгиевскую ленточку на трусишки, которые торчали над джинсами. Это же кощунство! В этом году мне показалось, что люди стали относиться к этому символу более осознанно.    
 
 
– В последнее десятилетие в России чуть ли не из каждого утюга звучит слово «патриотизм». Курсы патриотического воспитания в школе, кино и музыка, споры на тему «Патриотизм: за и против». Каково ваше отношение к этому слову? 
 
– Патриотизм либо есть, либо его нет. Это чувство передаётся с молоком матери – так должно быть. Дискуссии на эту тему с пеной у рта – это неправильно. Патриотизм не нужно насаждать. Если я живу в России и говорю по-русски, то я должен тянуть с собой в сознание и сердце историю своих предков. Чувство патриотизма – оно внутри. Его не нужно насаждать извне. Насильственное «вдалбливание» приводит к тому, что понятие это обесценивается, становится анахронизмом. Нередко можно услышать от молодёжи фразы типа – «Лучше бы мы тогда в 1945 не побеждали, сейчас жили бы, как в Германии». Это ужасно! 

 

У войны – одна правда

 
– У режиссёра должна быть миссия?
 
– Миссия должна быть у театра. А у конкретного режиссёра… У режиссёра должна быть ответственность за то, что и ради чего он делает. Наш спектакль я не презентую как патриотическую агитку. Действие начинается стихотворением, в котором звучат такие строки: 

«Поэтому должен хотя бы наш разум
дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс».
 
Вот мы и попытались разобраться. Мы задавали вопросы себе и зрителям. Но ответов не давали. Их каждый должен найти сам. 
 
– Журнал «Русский репортёр» накануне 9 Мая задался вопросом «Откуда берутся три разные истории Второй мировой». О Великой Отечественной версий гораздо больше. Как вы думаете, у каждого должна быть своя правда?  
 
– Есть только одна истина и правда о войне – победили мы. Берлин взяли русские солдаты, а не американцы, как бы нас ни хотели в этом убедить. Мы освободили Европу. Кто вскрывал концлагеря? Американцы, англичане? Заключённых и измученных освобождали русские солдаты. 
 
– Отсюда некоторые псевдопатриоты делают вывод, что теперь Европа нам должна…
 
– Никто никому ничего не должен. Мы должны ценить одно – Память о той войне. Слишком велика была цена Победы. Ведь ни одна другая страна не переживала за всю историю ничего подобного. Очень горько, что чем дальше День Победы, тем меньше людей в нашей стране это осознаёт.    
 
– Спектакль заканчивается словами: «Сейчас многие переписывают историю». Кино – это своего рода переписывание. Новые фильмы о войне появляются каждый год и вызывают разные оценки. Ваше отношение к ним?
 
– Много современных фильмов о войне сделано в формате голливудских триллеров и боевиков. Напихают мистики, спецэффектов: в итоге, вроде бы и к войне привязались, и план по пропаганде патриотизма выполнили. Меня это раздражает! Я говорю сейчас не только про фильмы о Великой Отечественной, но и про картины об Афганистане и Чечне. Хотя понятно – чтобы завлечь зрителя в кинозал, надо удумать что-то необычное… 
 
Вроде неплохой фильм «Мы из будущего». Но именно – как фантастический фильм. По-другому и расценивать нельзя. Молодёжь (а именно на неё был рассчитан фильм) его приняла. И, казалось бы, здорово! И темы там важные звучат. После просмотра патриотом себя чувствуешь, и хочется прямо сейчас идти бить лица «нацикам» и «фашикам».  
 

Чёрные копатели – хуже фашистов


– Вроде бы всё хорошо. В чём тогда проблема? 
 
– В том, что после подобных фильмов молодёжь вооружилась лопатами и ринулась в леса, в места бывших боевых действий. Тысячи новоявленных чёрных копателей, охочих до лёгкой наживы. Ведь показано в фильме: копнул блиндажик – и разжился «хабаром». И ведь роют, роют, роют… В лесах под Старой Руссой Новгородской области, где мы девятый год работаем с поисковым отрядом «Северная Звезда», нередко видим следы этих «деятелей» – разрытые могилы, разбросанные кости… Не найдя ничего ценного (а какие ценности могли быть у простого русского солдата?), эти уроды даже не удосуживаются снова прикопать останки. 
 
 
– С таким варварским отношением к  памяти и истории можно бороться? 
 
– Только через воспитание. Это долгое поступательное движение, в котором должно быть заинтересовано государство и каждый из нас. 
 
 
– Может быть, в воспитательных целях запретить снимать новое кино о войне, показывать старое? 
 
– Все военные фильмы, наверное, имеют право на существование. Ведь это самый доступный вид искусства: здесь не надо напрягать мозг – только смотри, что тебе на экране показывают. Конечно, фильм фильму рознь. Но случаются потрясающие работы. «Брестская крепость», например. Или «Четыре дня в мае» – тяжёлый фильм, спорный, даже провокационный. Но он не оставляет равнодушным. 
 
 
– Что значит быть воспитанным человеком? 
 
– Быть ответственным за то, что говоришь и делаешь. 
 

Фрагмент спектакля “Время героев”:

“:

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
4 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
дапечальпппа рав Recent comment authors
новые старые популярные
печаль
Гость
печаль

Крепко…
Финал – мощно.
Но…
Надобно обдумать, а потом, если обдумается, то лучше- лично.

пппа рав
Гость
пппа рав

в если публично??

печаль
Гость
печаль

Публично – это лишнее.

да
Гость
да

Точно лишнее