Вячеслав Майсерик: “Энтузиазм ушёл в прошлое”

Интервью с директором Коми республиканской филармонии, заслуженным работником культуры РФ В.С.Майсериком. Второй  год  Коми республиканская...

Автор:   
14:50. 12 мая, 2012  
  
14

Интервью с директором Коми республиканской филармонии, заслуженным работником культуры РФ В.С.Майсериком.

 
Второй  год  Коми республиканская филармония  работает в статусе  Государственного автономного учреждения. Предполагалось, что такая организационная форма управления  содержит больше возможностей для гибкого управления, позволяет самостоятельно распоряжаться собственными доходами, направлять  средства на развитие  или увеличение заработной платы, более гибко планировать свою работу. 
 
Но есть и другая сторона – руководители автономных учреждений фактически не являются прямыми распорядителями средств,  потому что над ними образуется так называемый наблюдательный, или попечительский, совет, состоящий из представителей прежде всего учредителей в лице министерства и  региональных административных структур. 
 
-Вячеслав Степанович, оправдала  ли себя новая форма  или это был ошибочный шаг? 
-Я не могу сказать, что это ошибочный шаг. Это большое послабление в нашей работе. Хотя бы в том, что мы сейчас  у себя на месте решаем многие вопросы.  Я знаю,  что аналогичное в Театре оперы и балета происходит.
 
-Что показала практика, Наблюдательный совет – это формальность или необходимость?  Может быть, это потеря самостоятельности, и реальные рычаги управления переходят к людям,  не работающим в филармонии? 
-Для меня – формальность.  Тем более  что одно  из последних  заседаний    Наблюдательного совета  показало, что не все одинаково «мыслят». В конце концов  автономное учреждение предполагает, что  окончательное решение  –  за директором  и художественным советом  филармонии.  Филармония должна определять, какую программу ставить, какой покупать инструмент, а не  чиновник из министерства диктовать…
 
-Правительством  Республики Коми выделены средства на приобретение девяти роялей. Теперь все творческие организации и  учебные заведения РК будут оснащены инструментами  высокого качества. 
-Это небывалый случай, я такого не помню, если ещё будет, то  – дай Бог. Единственное  –  меня смущает и настораживает, что  у нас, как в детдоме,  –  всех хотят нарядить в одинаковое.  Нам предлагают  приобрести  рояль фирмы «Бехштейн», как и  всем остальным учреждениям культуры.
 
 – Наблюдательный совет  Коми республиканской филармонии одобрил крупную сделку на покупку нового рояля.  
 -Надо сказать, что под этой крупной сделкой я подразумеваю  только рояль «Стенвей»,  и никакой другой. Кто бы чего ни говорил и кто бы на другие рояли нас ни агитировал. Никто не спорит, это очень хороший  инструмент. Но «Стенвей»- «король» роялей, и филармония, и Республика Коми  достойны такого инструмента.  Хотя  я и не пианист, но  48 лет работаю в искусстве и из них 24  – директором. И я понимаю толк в инструментах.  
 
Благодаря полученным в 2011 году грантам ансамбль  «Асъя кыа»  впервые за многие годы смог выехать на гастроли  в такие «труднодоступные»  для ансамбля районы как  Удорский, Ижемский, Усть-Цилемский, Усинский, показал новую программу «Север праздничный» в Кирове и Объячево. Ансамблю «Зарни ёль» удалось осуществить  постановку  двух концертных номеров, один из которых зрители смогут увидеть на заключительном концерте сезона 30 мая.  
 
Благодаря грантам осуществили постановки и другие творческие организации республики,   многие из которых стали резонансными. В этом году Министерство культуры Коми вновь объявило конкурс, и за получение грантов идёт очень жёсткая  борьба … 
 
– Можно ли считать, что получение грантов  –  это решение проблемы? 
-Это большая помощь в решении  проблемы. Хотя, на мой взгляд,  там есть  некоторые изъяны.  Выделение грантов планировалось на постановку и прокат новых проектов для театральных и концертных организаций, чтобы помочь коллективам  сделать хорошие, добротные  новые программы. Но сейчас  гранты начинают распыляться.  Их  направляют не только в творческие организации, но и в  учебные заведения. Думаю, это неправильно. Если назначение гранта – профессиональная  концертная деятельность, то и надо их  давать на концертную деятельность. 
И второе.  Я считаю, что если выделяется грант, то деньги и  результат   должны  остаться в республике.  Вкладывать надо не в разовые, а в долгоиграющие проекты.  
 Хотя на всё про всё,  на  все концертные и театральные организации  выделено  всего 7 млн. рублей, но и за это большое спасибо правительству. Это, конечно, не тот грант, который выделяют Мариинке – 3 млрд. в год. 
 
-Ну тут справедливо заметить, что и мы не Мариинка…
-Мы не Мариинка, но мы стремимся…быть Мариинкой.  Но ведь и деньги нам дают не те, чтобы осуществить что-то глобальное. Но, слава Богу, это большое достижение,  что творческим организациям удалось сделать благодаря грантам. 
В  этом году  филармонией подано три заявки. Добиваемся получения гранта  на постановку 2-го отделения программы ансамбля  «Асъя кыа» «Север праздничный». Это более 2-х млн. руб. Очень хотим получить грант, чтобы продолжить гастрольную поездку ансамбля «Асъя кыа» на север республики (Печору, Инту, Ухту, Воркуту). Надеюсь, благодаря гранту мы вывезем на гастроли и ансамбль «Зарни ёль».
 
-Как вы оцениваете уровень профессионализма наших артистов? Можно ли отметить, что он становится  выше в последнее время? 
-Безусловно. У ансамбля «Асъя кыа.», я буду больше говорить о нём, как о главной единице филармонии, уровень профессионализма очень высок.  Например, оркестру достаточно партитуру положить,  один раз сыграть, и всё –  они играют начисто. У нас крепкая балетная группа,  хорошие постановки танцев осуществляются  Д.Бушуевым  и Е. Жильцовым. Очень работоспособный хор, хотя нам очень не хватает хорошего  хормейстера, нет  хозяина. Они могли бы сделать гораздо больше. Я всю жизнь работал в ансамбле, люблю ансамбль, я  за него борюсь и считаю, что ансамбль – один из лучших ансамблей в России  и в  постановках,  и  голосах,  и творческом начале. 
 
-Какие надежды возлагаете на нового художественного руководителя ансамбля Александра Титаренко, который в феврале заменил Валерия Волохова.  Какие перспективы видите?
-Титаренко Александр Николаевич – перспективный  руководитель,  хороший музыкант. Главное, что мне в нём нравится,  –  думающий и ищущий. Он постоянно в работе, я  даже  упрекаю его иногда. Кто бы ни обратился к нему  с просьбой сделать концерт с оркестром, он сразу берётся.  Говорю ему –  ты немного оглянись, у нас в самой филармонии работы  невпроворот,  а ты  делаешь  программу с другими солистами.  А вообще у парня, я считаю,  хорошее будущее,  если он будет  самокритичнее и более  серьёзно относиться  к людям,  и  в первую очередь к себе.   
 
 – В творческом плане  какая ему задача поставлена? 
 -Тут я много говорить не могу. Не хочу конкретизировать и пугать никого. В ближайшее время мы хотим провести большую аттестацию в ансамбле. Сцена всегда требует молодости, сценической формы. Вот с этих позиций и будем  оценивать и зарплату людей,  и их перспективы.
 
-В будущем  году исполнится  25 лет, как вы  работаете в должности директора. Говорят, что благословение стать директором  вам дала Ия Петровна Бобракова, которая  в  1988 году была художественным руководителем филармонии?  
-Я  думаю, что это, конечно, слишком большой срок.  Я вот уже три года ищу себе замену,  понимаю, что должность не может быть вечной. Возможно,  я слишком критично отношусь к своим предполагаемым преемникам.  Конечно, пока человека не посадишь на место, не узнаешь.  И я  попал в директоры совершенно случайно. В 1988 проработал  4 месяца первым  заместителем у Б.Г.Коломийца, которому вскоре пришлось, в связи с болезнью матери, уехать из республики. Сразу  предложили мне, я  отказался, потому что боялся ответственности. И,  кстати, Ия Петровна Бобракова и Виктор Петрович Морозов (в то время художественный руководитель ансамбля  “Асъя кыа»)  настояли. Виктор Петрович сказал, что  вот ты сейчас будешь замом, а придёт человек со стороны (в то время компартия разваливалась), без специального образования, но с хорошими административными навыками, он будет руководить, а работать всё равно будешь ты. Так что иди и не упрямься. И Ия Петровна сказала:  “Да,  Вячеслав Степанович,  я тебя благословляю”. Вот так и благословили. И вот я уже 48 лет в филармонии и из них половину –  директором. 
 
-Что вы лично считаете своей победой? 
-Наверно, основное, – что мы пережили и сохранили ансамбль «Асъя кыа»  в 90-е годы, когда всё рушилось.  Распадались не только коллективы,  но и целые филармонии. 
После смерти Морозова Валерий  Волохов держал ансамбль в хорошей творческой форме.    Но,  к сожалению, сейчас он уехал.  Я хотел вытащить его сюда, но не нашёл поддержки со стороны нашего руководства, а ведь он был готов ещё работать. И мне очень жаль, потому что я считаю, что В.Волохов  –  очень большого класса музыкант,  и, дай Бог, чтобы у нас такой появился  в ближайшие десять  лет. Я не говорю о Морозове, он выше всех стоит. 
 
-Хотелось бы и про  филармонический  коллектив услышать, он обновляется? Такое ощущение,  что в филармонии  один ансамбль…
-Нет, я никогда себе не позволяю так даже думать. Да,  лично для меня «Асъя кыа»  –  коллектив номер  один  ещё и потому, что я в нём долго  работал. Но это не значит, что мои уши  – только в сторону ансамбля… 
 
Сейчас ансамблю «Зарни ёль»  купили новые инструменты, коллектив обновился. К сожалению,   В.Шеболкин перешёл на преподавательскую работу, но  мы взяли молодого,  перспективного балалаечника.  На ударных инструментах   – пока ещё студент училища искусств – тоже очень интересный и перспективный. Сейчас они усиленно репетируют в новом составе.  
В ансамбле инструментальной музыки «Вдохновение» после прихода молодой талантливой скрипачки Ольги Ульяновой тоже все, слава Богу,  стабильно. 
 
С солистами, конечно,  проблема, особенно с мужскими  голосами.   Заслуженный артист  РФ  Алексей Моисеенко,  к сожалению, уже второй  раз побывал в больнице, годы подпирают. И надо бы искать нового, и  мы ищем,  но вокалист такого уровня  как Моисеенко, так скоро вряд ли у нас появится, если вообще появится.  Ольга Кравцова  – хорошая, крепкая вокалистка, когда в форме, она очень хорошо  поёт. У нас две  замечательные певицы народного плана  – Вера Булышева и Виктория Пыстина. Очень профессиональный исполнитель   эстрадного плана Александр Балашов.   Но нам  не хватает  певца классического направления  –  и баритона, и тенора. Ищем. 
 
-Вячеслав Степанович, время  «подпирает» филармонию и в техническом плане. Возможна ли реконструкция  концертного зала и сцены? 
-Мы сейчас пригласили  специалиста, который обследовал нашу сцену и наши возможности. Наша беда в том, что комплекс  предназначался   колледжу   культуры  и совсем  не приспособлен под концертный зал. Просто невозможно применять  современные методы оформления сцены, приходится  вешать эти «тряпки» на задник. Нет колосников, чтобы поднять и  поменять сразу план. В наших  сыктывкарских  театрах такая возможность уже есть. Мы просто приспосабливаемся к своей сцене.
 
Нам нужен новый звуковой пульт. Старому уже 13 лет, хороший был пульт по тем временам, 46 каналов. Он начал отказывать прямо на концертах, включается и выключается, когда захочет. И на концерт Игоря Бутмана нам даже пришлось арендовать новый пульт  в «Музыкальном мире». Хороший цифровой пульт стоит порядка 800 тыс. рублей. Нам нужно новое световое оформление, плюс игровой свет.  Думаю,  что на это миллиона  два нужно. 
 
Нам просто необходим кондиционер! Нас постоянно упрекают, что зимой у нас холодно, а летом – душно. Недавно газета «Про город»  «прошлась»  по  нам. Да мы задыхаемся!  Несколько лет я обивал пороги и добивался решения этой насущной для нас проблемы.   Один раз ещё  при Владимире Торлопове утвердили и даже подписали  смету на 7 миллионов. Эти средства предназначались для ремонта крыши и установки кондиционера. Но так получилось,  что я был в командировке,  и тогдашний министр культуры с бывшим главой  Торлоповым  решили перекинуть эти деньги на другое учреждение, посчитав,  что тем  нужнее. С нас деньги сняли,  и вот  мы до сих пор  слышим в свой адрес упрёки. Зритель представить себе не может,  что в наше-то время в филармонии нет кондиционера. 
 
72-й  концертный сезон  филармония прожила  успешно.  Подтверждением этого можно считать  аншлаги на концертах не только   Д.Крамера, И.Бутмана, А.Архиповского, но и полные залы на  концертах  собственных коллективов: ансамбля «Асъя кыа», «Зарни ёль»,  музыкальных салонов. 
 
-Сложно ли договариваться о концертах  со «звёздами»? 
-Сложно. Но не с Архиповским,  Крамером и Бутманом. Если вы заметили,  мы сейчас почти не катаем  эстраду. Ну  за исключением, может быть,  «Синей птицы»,  мы с ней давно дружим. Трудно с эстрадой, потому что они просчитывают зал, примерную цену билетов и всё «выгребают», но мы ведь тоже хотим заработать. И потребности у них, как правило, большие очень, не хочется с ними работать. Мы выполняем свою задачу,  которую не под силу выполнить ни нашим театрам,  ни «Ренове». Мы должны приглашать и вокалистов, и инструменталистов, что мы и делаем. Настоящую музыку, настоящего исполнителя наш зритель понимает и любит.
 
-Как вы оцениваете уровень профессионализма, требования зрителей  и, вследствие этого, отношение к музыкантам-профессионалам? 
-В Сыктывкаре есть хорошие профессионалы – С.Гусев, Р.Магомедова, С. Фещенко, А Титаренко, А.Егоров, С.Громков… Из вокалистов, безусловно, – Моисеенко, Коротаева, Сосновская… всех не перечислишь. Но всё же считаю, что мало профессионалов высокого класса  в Сыктывкаре. Уезжают люди. Хорошие,  крепкие ребята заканчивают наш колледж, уезжают учиться в столицы, а потом их не заманишь. Потому что нечем – ни квартир, ни зарплат. 
 
Не думаю, что уровень профессионализма стал ниже, просто все собрались в мегаполисах.  Вот сейчас приезжал Бутман с оркестром.  У него каждый артист, хоть самый юный  – великолепный музыкант, а инструменты какие! И зарплата у них такая, что нашим и не снилась.  
Ещё раз хочу отметить знаменательное событие. Большая благодарность правительству, что выделили деньги на приобретение  хороших инструментов для  республики.
Я сам по себе знаю, если хороший инструмент, то и заниматься  хочется и 10, и 12 часов в сутки.  Если инструмент соответствует уровню исполнителя, то и музыкант профессионально растёт.  Если правительство обращает внимание на культуру,  то и профессиональный уровень становится выше,  профессионалов становится больше. Энтузиазм ушёл в прошлое.
 
Поделиться в соцсетях

guest
14 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
ну
ну
12.05.2012 21:19

с бывшим замглавы Торлоповым
=============================

Это когда Торлопов был замглавы?

Елена
Елена
12.05.2012 22:18

Вячеслав Степанович большой умница и молодец. Столько лет у руля… В самые тяжелые для культуры годы! Да этому человеку уже памятник при жизни надо ставить! Вот чей портрет бы на доску почета! Только не на ту, что “плывёт” недалеко от Стефановской площади. А по уму, товарищи из Правительства, за Майсерика… Читать далее »

Артём
Артём
13.05.2012 07:37

Даже если филармония приобретет не один “Steinway”, а десять, в филармонии не изменится НИЧЕГО.

яя
яя
13.05.2012 08:15

Все дай дай –ЗАРАБАТЫВАЙТЕ

ага
ага
13.05.2012 08:57

Просить ведь выгодно.

Елене
Елене
13.05.2012 09:00

А можно без орденов и прочей этой наградной херни? Только о цацках и думаете, рабы.

Санёк
Санёк
13.05.2012 09:43

Орден-то он уже,говорят, выпросил. В смысле – заслужил. Вот-вот повесят. Орден.

Елена
Елена
13.05.2012 19:28

Вот уж кто-кто,а филармония всегда сама зарабатывала. И орден для Майсерика сам по себе не нужен, нужно внимание и уважение к человеку, который честно четверть века отдал филармонии и почти полвека искусству вообще. Поистине нет пророка в своем отечестве. Вот потеряем (не дай Бог!) будем вздыхать: ах какого человека… Добрее,люди.… Читать далее »

Осип
Осип
13.05.2012 20:20

Елена, да что Вы тут хлопочете? Вы ему кто – родственница, любовница? Тысячи людей честно отдали своей профессии и побольше, чем уважаемый В.С. Майсерик, и продолжают спокойно жить и даже работать дальше. Наград не просят и не ждут.Вот потеряем Майсерика (все там будем!) и ничего страшного не произойдёт. Придёт новый… Читать далее »

Надежда
Надежда
13.05.2012 21:00

Чванливый и лицемерный. Говорят, что известные артисты получают копейки, а у него по жизни были дорогие иномарки, квартиры и дома.

угу
угу
13.05.2012 21:15

Не без этого. Он там со своей бухгалтершой много намутил. И с дружком своим Волоховым.

Да уж....
Да уж....
14.05.2012 15:31

Ну,зачем же хоронить Энтузиазм…на нем вся Россея держится.Разве в прошлое ушел лозунг,особенно в культуре “сделать из Ничего Чего-то”…а это “Ничего”по майсериковски только всего-навсего “звук монет”,но ведь мозги людей,их желание,их бескорыстие и их умение “заразить”других своей одержимой идеей-это ведь в людях осталось и никуда не ушло…просто,скорее всего это “бубнятство майсериковской старости… Читать далее »

Вот
Вот
14.05.2012 16:26

будет достойный министр культуры и уберет этого алконавта

Сочувствующий
Сочувствующий
08.06.2012 23:27

Сегодня один знакомый очень удивился, узнав возраст Майсерика. Моложавый, симпатичный, дипломатичный, опытный руководитель, переживший многие трудные периоды в жизни нашей страны и культуры. Прекрасный менеджер, блестящий музыкант – удержал, не позволил развалить, всё выдержал и по мере возможностей старался развивать, повышать, украшать… Когда такой человек уходит на пенсию, его надо… Читать далее »