Наталья Осипова: «Я с детства была уверена, что буду композитором!»

Ученица Михаила Герцмана рассказала «Красному знамени» о том, как начинался её творческий путь

12:47. 20 апреля, 2012  
  
9
Ряды Союза композиторов России пополнились музыкантом из Коми. Ученица Михаила Герцмана рассказала «Красному знамени» о том, как начинался её творческий путь и что она считает самым важным в работе композитора.
 
– Наталья Владимировна, скажите, когда и как именно вы поняли, что хотите связать свою жизнь с музыкой?
 
– Мне всегда нравилось петь, и когда мне было шесть  лет, мама привела меня в музыкальную школу, которая тогда  находилась буквально у нас во дворе. Словно сама судьба звала учиться музыке. Мне повезло, в ту пору там работали очень талантливые педагоги.  Я вообще считаю, что  очень важно в начале творческого пути попасть в «хорошие руки». В восемь лет у меня появился педагог по композиции – Михаил Львович Герцман. Он оказал огромное влияние на меня, и уже в десятилетнем возрасте, то есть я с детства была уверена, что буду композитором! У меня отчего-то даже не было сомнений, что я им стану. Детская уверенность меня не подвела.
 
– То есть вы пришли к музыке в какой-то степени благодаря вашим наставникам?
 
– Не в какой-то степени, а процентов на 99 благодаря им, у меня были гениальные педагоги, Вера Васильевна Лема, к примеру, мой руководитель по сольфеджио, и, разумеется, Михаил Львович. Он, возможно, не воспринимал меня всерьёз поначалу, ведь до 18 лет я писала достаточно простенькую музыку. Но потом к нам пришёл учиться замечательный парень – Андрей Попов, он так плодовито сочинял, что я стала за ним тянуться, меня очень воодушевил такой пример. За два года я создала практически консерваторскую программу и с ней поступила в Санкт-Петербург.
 
– Выходит,  не только дурной пример заразителен! Какие ещё источники вдохновения у вас есть, что необходимо чтобы творить?
 
– Безусловно, в первую очередь, это талант, без таланта нечего делать ни в какой сфере. Но одного только таланта не достаточно, нужно прилагать усилия, объединять желание, стремление с профессиональным подходом к делу. Я для себя нахожу вдохновение в труде.  Для композитора труд  – это всё.
 
– Каково было учиться в консерватории?
 
– В радость, опять же скажу – мне очень повезло с моими учителями, я застала ту профессуру «старой гвардии», которая идет ещё от Николая Андреевича Римского-Корсакова. Это был очень мощный пласт культуры, сейчас такого, к сожалению, нет. Все они воспринимали свою профессию не иначе как призвание. Одно время меня обучал Борис Иванович Тищенко, сам ученик Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. А после я два года училась у известного композитора Юрия Александровича Фалика, мы часто виделись и после окончания консерватории. Сейчас, когда все эти преподаватели уже ушли из жизни, идет смена поколений, и я не знаю, удастся ли держать образовательную, и не только, планку на таком же высоком уровне.
 
– Раз уж затронули тему смены поколений, как вы видите будущее молодых композиторов у нас в России?
 
– Если смотреть в целом по стране, у нас достаточно много одарённых музыкантов, которые, может быть, пока  находятся в тени. Я наслышана, что, например, в Казани, в Ижевске, в Кирове есть молодые композиторы, сочиняющие очень неплохо – рождаются и исполняются весьма талантливые произведения. Уверена, надежда у музыкального мира есть! Единственное, в нынешнее время куда труднее реализоваться, чем раньше. Повсеместный наплыв массовой культуры не способствует развитию классической музыки, а, наоборот, душит её.
 
– То есть сегодняшняя среда агрессивна для академической музыки?
 
– Да! Раньше музыкантов ценили намного больше, статус был выше, а теперь музыкант вынужден выживать. Есть композиторы, у которых десятилетиями в столе лежат написанные произведения, и у них нет возможности где-либо их продемонстрировать. Исполнить свои сочинения крайне сложно, сложно ввиду материальных причин, в советское время так вопрос всё-таки не стоял.
 
– И как же выживают современные композиторы?
 
– Кто как.… В  столицах их, знаю, поддерживают союзы, там они достаточно крепкие, они стараются  проводить какие-то концерты. В городах поменьше с этим куда труднее, произведения авторов, у которых нет связей и денег, оседают «в стол». Своим искусством композиторы сейчас практически не зарабатывают, мы все в основном преподаём.
 
– Вам нравится преподавать?
– Очень нравится. Для меня самое приятное, это когда заходишь в училище и постоянно встречаешь там своих выпускников. Со всех сторон начинают подходить, здороваться, мы разговариваем, и идет общение уже не педагога и учеников, а друзей-коллег. Как я в своё время ездила к своему преподавателю, так теперь приходят и ко мне.
 
– Наталья Владимировна, в Сыктывкаре исполнялись ваши сочинения?
 
– Да, некоторые. Из крупных исполнялось моё произведение «Девочка с веретенце», написанное для детского коллектива – хора гимназии и для оркестра «Асья кыа». Премьера была в 2005 году. Ещё было два авторских концерта, на котором исполнялась в основном камерная музыка… На последнем концерте исполнялась моя симфония, но не симфоническим оркестром, как полагается, а ансамблем в четыре руки на двух фортепиано. Это значительное сужение. Живого тембра в полной мере, к сожалению, никто не услышал.
 
– Где ещё можно послушать ваши произведения? Выходили ли они на каких-нибудь носителях?
 
– Да, у меня есть диски, но ими в основном занималась я сама. Несколько лет назад я записала авторский диск с очень хорошим  санкт-петербургским квартетом, там были прекрасные певцы. Это духовная музыка, и этим диском я по праву могу гордиться. Но я не занималась его распространением. Записала для себя.
 
– Вы сочиняете музыку и для песен?
 
– Вокальную музыку я очень люблю писать. У меня есть романсы, есть музыка на различные духовные тексты, на стихи японских, русских поэтов. Эта музыка с удовольствием исполняется. Под мою музыку пели, к примеру, Ольга Сосновская и Альфия Коротаева, молодые певицы театра оперы и балета Алёна Лодыгина и Галина Маликова. Сейчас я пишу новый вокальный цикл на книгу, которую мне подарил Михаил Львович, –  «Сумерки человечества». Это авангардная литература, которая  очень мне нравится. Также планирую в будущем написать музыку для мужчины-вокалиста, тенора или баритона.
 
– Есть ли у вас увлечения, помимо музыки?
 
– Да, я  увлекаюсь литературой, так я в какой-то мере отдыхаю от музыки. Когда у меня нет работы, летом, я иногда погружаюсь с головой в книги, в основном в произведения ХIХ века, в романы моего любимого Чарльза Диккенса. Мне импонирует английская литература, как, впрочем, и английские композиторы, такие как Генри Перселл и Бенджамин Бриттен. 
 
– Каким Вы видите свой творческий путь в будущем?
 
– Сейчас передо мной стоит проблема создания своего авторского стиля, выработки индивидуальных стилевых особенностей  в произведении. Мне как композитору-профессионалу это очень важно. Особенно после вступления в союз.
 
– Скажите, а кого принимают в Союз композиторов и трудно ли туда попасть?
 
– Я считаю, что непросто, хотя кто-то со мной, возможно, не согласится. Есть определённые критерии к кандидату. Помимо камерной и детской музыки, необходимо представить на суд произведение крупного жанра: балет или оперу, или симфонию… Этот крупный жанр должен быть не только написан, но и безупречно исполнен и иметься в записи. Безусловно, кандидат должен обладать талантом, мастеровитостью, без этого никак. Можно ведь написать множество крупных сочинений, и всё это будет не то… Были прецеденты, когда люди по нескольку раз получали отказ и не попадали в ряды союза.
 
– Вступление в союз даёт дополнительные возможности для самореализации?
 
– Разумеется. В первую очередь осознаёшь уровень ответственности как признанный профессионал, нужно постоянно держать планку. Ну и, конечно, это в некоторой мере повышает шансы на то, что написанное прозвучит со сцены.
 
– У вас есть мечта?
 
– Тут всё очень просто. Мне хотелось бы не потерять себя, не утратить никогда интереса к своему делу, желания идти вперед и желания трудиться. Создавать – в этом смысл жизни.

 

Поделиться в соцсетях

guest
9 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
"Я с детства была уверена"
"Я с детства была уверена"
21.04.2012 09:44

Вот и сидит теперь у разбитого корыта – без мужа, без детей, без семьи, потеряв всякую женскую привлекательность ещё в довольно молодом возрасте, оставшись наедине со своей музыкой, которой с равным успехом могло бы и не быть.Да и рассуждает-то Наталья Осипова как старуха.Композиторство – не женское дело. Исключения только подтверждают… Читать далее »

Вованушка
Вованушка
22.04.2012 13:18

“Я с детства была уверена”

реагирую на этот хамский пост – так пишут только бездарные и безмозглые злопыхатели и завистники, из которых и состоит быдло, не имеющее морального права называться народом

Аврора (крейсер)
Аврора (крейсер)
26.04.2012 08:06

Солидарен с Вованушкой! Только добавил бы, что автор первого поста куда несчастней этой талантливой женщины, окончившей консерваторию и поступившей в Союз композиторов. Ведь сам этот сплетник – типичный старичок, который уже много лет сидит на на завалинке и провожает злобными репликами каждого, кто идёт своей дорогой.

Баззи
Баззи
26.04.2012 10:46

для первого поста. и медицина не женское дело и спорт, а так же все науки и искусства. кто из женщин выбрал себе профессию то, однозначно-у разбитого корыта.

МК
МК
26.04.2012 18:34

Для Баззи – это ДАЖЕ в России уже давно перестало быть правилом.

МК
МК
26.04.2012 18:35

Только Шопшу надо было взять с собой

Баззи
Баззи
26.04.2012 18:39

да. он бы корыто починил

h moll
h moll
26.04.2012 21:53

Грешно так легкомысленно относиться к своей жизни.
Женщина сначала должна быть женщиной, а потом уже композитором, банкиром, депутатом, космонавтом, балериной и пр.

Нилад
Нилад
03.03.2017 17:47

Ебало завалите все кто против !! Она топ !!!