Магомед Османов: «Мы готовы встретить зиму во всеоружии»

Руководитель "Коми тепловой компании" о новом отопительном сезоне

Автор:   
11:55. 30 сентября, 2010  
  
0
Отопительный сезон в Коми начался в этот год  раньше обычного. Готовы ли были коммунальщики республики к авральной подаче тепла в наши дома и социальные объекты региона и какие сегодня существуют проблемы в этой отрасли? Эти и другие вопросы мы адресовали генеральному директору ОАО «Коми тепловая компания» («КТК») Магомеду Османову.

– Магомед Нурмагомедович, как проходила подготовка компании к отопительному сезону? В этом году он начался на две недели раньше обычного…

– Да, но он и закончился раньше весной. 10-15 мая практически во все муниципалитеты (за исключением северных районов) мы прекратили подавать тепло. Мы решили, что  в этом году нам погода дала две недели сверх плана для подготовки к зиме. Но получилось так, что и отопительный сезон пришлось начать раньше обычного: из-за низких температур в первых числах сентября пришлось подавать тепло, и не только в объекты соцкультбыта, но и многоквартирные  жилые дома. К первому сентября  в каждой из 296 наших котельных по одному-два котла  уже были готовы к запуску, некоторые муниципалитеты даже получили паспорта готовности, к примеру Ижма. Но получилось так, что пришлось в считанные дни «затопить»  все территории, все объекты. Проблема заключалась в том, что технически подать тепло сразу во все дома и квартиры всего района или муниципалитета практически невозможно. На это уходит от трёх дней до недели. Такова технология производства. Если в Корткеросе 20 котельных, а это 20 населённых пунктов, то мы не сможем  всем дать тепло в один день. Запускались в авральном режиме, поэтому были какие-то сбои, отсюда – жалобы населения. 

– Большие были проблемы с подключением?

– Не скрою, были проблемные подключения. В Печоре местная тепловая компания обанкротилась, и КТК туда пришла с первого июля. Соответственно срок подготовки  к зиме был очень коротким. При этом предприятие-банкрот должно осталось энергетикам, комирегионгазу 49  миллионов рублей. Пришлось перекупать долги старого предприятия, и только тогда ресурсоснабжающие предприятия дали нам запустить тепло. Для этого нами было подписано соглашение о реструктуризации долгов на год. В Ижемском районе в этом году котельные перешли от мазута на уголь. Поэтому там были небольшие накладки при запуске тепла: закупленное оборудование давало сбои. Сложным по запуску был Вуктыл. Здесь Центральная котельная была частная. В связи с этим было много проблем в прошлом году. И уже в этом году правительством республики было принято решение передать центральную котельную Вуктыла нам на обслуживание. Взяли в аренду котельную, все теплотрассы и водоводы города, начали ремонт и поняли, что там такой износ оборудования, что до начала отопительного сезона мы просто не успеем: теплотрассы почти все дырявые, по итогам диагностики все котлы были негодны к работе. Пришлось полностью  котлы разбирать, заказывать новые, а это делается по срокам – не меньше 45 дней. Поэтому тепло в дома вуктыльцев поступило только после 10 сентября. За что я сейчас через вашу газету прошу извинения у жителей Вуктыла. Но обещаю: зимой у них в домах будет тепло без перебоев, не так как последние 2-3 года. Я в этом уверен на сто процентов.

– Как сейчас обстоит ситуация в этих районах?

– На 20 сентября все  296 котельных компании во всех районах республики надёжно функционируют. Мы готовы к зиме на 100 процентов. 

– Отопительный сезон стартовал. Все свои обязательства перед потребителями вы выполняете чётко. А как они? Каковы долги потребителей перед КТК? 

По республике  в КТК входит 17 компаний: от Инты до Летки. Мы во всех сельских районах, где-то работают наши филиалы, где-то мы присутствуем в виде дочерних фирм, арендуя имущество у муниципалитетов. Нас нет в крупных городах, а там, как вы понимаете, более платёжеспособное население, и есть кому реализовывать свою продукцию. В наших населённых пунктах зачастую нет никакого производства, только бюджетная сфера, а это – детские сады, школа, клуб, медпункт и жители. Поэтому на сегодняшний день задолженность потребителей пред нашими предприятиями составляет порядка 450 миллионов рублей. Работу с должниками мы проводим. Информируем через СМИ, профилактическими беседами стараемся повлиять. Если нет результата, только тогда  заводим исковые дела на злостных неплательщиков. Только в Удорском районе у судебных приставов находятся исковые дела на 50 миллионов рублей. Но очень много дел возвращается с неисполнением, потому что у должника нет доходов и взять за долги  нечего. В таких случаях по Жилищному кодексу суд должен его переселить в более худшие условия. Но он и так живёт в  неблагоустроенном бараке. Вот такие проблемы.

До принятия ФЗ-122, в народе известного как  закон о монетизации льгот,  предприятия напрямую получали от Агентства РК по социальному развитию    компенсации за льготников по оплате ЖКУ. Теперь же эти  самые льготники получают от государства живые деньги напрямую, но не все платят за коммунальные услуги.   Так мы недополучаем 30-40 процентов от прежних платежей за льготы. 

Сегодня порядка 100 миллионов рублей нам должны управляющие компании (УК) и ТСЖ – как юридические лица. Во многих районах мы работаем с населением по прямым договорам. Это удобно. Мы выставляем услугу напрямую потребителям и знаем, кто и сколько должен, кто вовремя заплатил. И там с должниками мы работаем напрямую, через суд и мировых приставов.

Через УК эта информация закрыта, и мы не знаем, когда и в каком объёме нам придут платежи, оплаченные населением. Такая ситуация у нас, к примеру,  в Инте. Там одна управляющая компания нам должна 15 миллионов рублей. И это только одна. А таких по республике много. Денег на её счету нет, счета заблокированы. Как получить с них долги, непонятно. И работать с такими компаниями, честно говоря, очень тяжело. Сегодня они нам не союзники. И без помощи муниципальных властей нам проблему с неплатежами населения не решить.

– Как у вас выстраиваются отношения с главами муниципальных образований? Есть ли взаимопонимание?

– Конечно, практически со всеми. Они нас понимают и помогают по  мере своих возможностей. Понимаете, средств в местных бюджетах тоже немного. Если мы, например, в каком-то из районов арендуем имущество, то предлагаем в качестве оплаты произвести его капитальный ремонт. Договариваемся, но, к примеру, капремонт    арендованного имущества требуется сделать на восемь миллионов рублей, а наша аренда в год – только четыре. Приходится изыскивать деньги в  компании, и часть ремонта производить за свой счёт. Ведь мы понимаем: нам работать в этих условиях. И мы продолжаем капитальный ремонт по всей республике. В 2010 году тарифным комитетом  в тарифы было заложено на капитальный ремонт 135 миллионов рублей. Уже на первое сентября нами выполнено работ на 140 миллионов рублей, и ещё будет сделано до октября капремонта на 36 миллионов. Получается, что физических объёмов мы выполнили намного больше тех параметров, которые были установлены. 

– Капитальный ремонт требуется на многих объектах вашего предприятия?

– Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день износ наших фондов составляет более 60-70  процентов (теплотрассы, водозаборы, очистные сооружения, котельные). Изоляция теплотрасс осталась со времён 70-х годов. Материалы раньше были другие, и сегодня потери по теплотрассам очень большие. К примеру, возьмём котельную в Удорском районе в Усогорске. Там она находится от населённого пункта в четырёх километрах. Пока тепло из котельной  дойдёт до жильцов, представляете, какие будут потери! А всё потому, что в те времена вокруг котельной  было настроено много производственных объектов: болгарские лесобазы, лесопункты, железнодорожные тупики…  Болгары ушли,  объекты отключили, остались потребители – только местные жители. Сейчас мы готовим проект, чтобы перенести котельную прямо к Усогорску, таким образом уходим от потерь по теплотрассе. Цена этого проекта очень большая. Но деваться нам некуда!.. Вот если бы капитальный ремонт можно было делать на условиях софинансирования: часть из федерального бюджета, часть – из республиканского и муниципального, нашему предприятию было бы намного легче выжить…

– При этом  с каждым годом вы  продолжаете увеличивать объёмы проводимых работ…

– Да. Каждый год в КТК идёт замена сетей и котлов. Ежегодно  эта цифра  растёт. Если в 2008 году мы заменили 22 котла в республике, в 2009 — уже 47, то сейчас — 51 котёл. И планы капремонта на следующий год мы начинаем формировать уже в ноябре этого года. Я говорю всем директорам наших филиалов: «Если вы хотите спокойно жить зимой, уже с весны надо начинать активно готовиться к зиме». Все это понимают, поэтому проблем  с подчинёнными филиалами у меня нет.
 
Помните эту суровую зиму? Отвыкли мы от таких морозов. И тем не менее, хочу сказать, что по нашей вине ни один объект в республике не остался зимой без тепла. Конечно, были какие-то небольшие утечки, но наши сотрудники тут же устраняли все неполадки в течение часа. Единственная была проблема в Летке, но и она была создана  не по нашей вине. В этом населённом пункте  были заморожены водоводы из-за того, что при строительстве была нарушена глубина залегания водовода. Из-за чего 270 жителей в течение двух месяцев не получали данную услугу. Но мы делали всё возможное. Вода ежедневно доставлялась жителям на машинах. К нынешней зиме, если она тоже выдастся морозной, мы готовы.

– Вы возглавляете «Коми тепловую компанию» почти два года. За это время вам много удалось сделать. Тяжела ноша?

– До КТК я возглавлял Сосногорский водоканал. Объёмы были другие. За один день я мог объехать весь район, всё посмотреть и сразу решить проблему. Сейчас и объёмы другие, и территория необъятная. Но моё мнение таково: если ты не был на объекте и не видел всё своими глазами, как ты можешь давать советы и спрашивать с подчинённого о его работе. Сидя в кабинете, очень сложно давать распоряжения. Поэтому я был, и не один раз, во  всех филиалах и котельных КТК по всей республике и могу сказать, где-что происходит, какие проблемы в Харъяге или Ношуле. Конечно, если у руководителя не будет доверия к подчинённым, то и работы не получится. Поэтому с руководителями на местах я нахожу общий язык, понимание проблемы и методы её решения. 

– Каково Ваше видение ситуации в своей отрасли? Куда двигаться  дальше?

– Всё оборудование в котельных, установленное в 70-80 годы прошлого века,  на сегодняшний день морально устарело. Нужно его полностью менять. Но это огромные средства, которых у нас нет и вряд ли будут. Без помощи государства нам не обойтись. На модернизацию нашего производства нужна и федеральная, и региональная помощь. Мы вместе должны повернуться к коммуналке, без которой на Севере  никак не прожить.

И ещё, моё интервью выходит накануне Дня пожилых людей. И я хочу, пользуясь случаем, поздравить всех ветеранов своей отрасли и всех ветеранов республики с праздником. Ведь благодаря им, кто создал своим трудом  все сферы и отрасли республики, сегодня  работают и  работают неплохо наши  предприятия. Желаю всем долгих  лет жизни. Всё,  что возможно сделать для вас, уважаемые ветераны, мы постараемся сделать!
 


спонсор публикации
 
Компании «Центр каминов и котлов» предлагает широкий ассортимент отопительного оборудования, как для промышленных котельных, так и для систем отопления в частных домах. Мы предлагаем газовые котлы, котлы на дизельном топливе, электрические котлы, твердотопливные котлы, а так же комбинированные котлы. Котел отопительный от компании «Центр каминов и котлов» – это надёжность, отличное качество работы в условиях российского климата и значительное снижение затрат при эксплуатации.
Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments