Владимир Мороков: «Диета по группе крови – ерунда»

Рядом с нами живёт человек с именем в мировой науке, а мы о нём почти ничего и не знаем

Автор:   
14:55. 5 апреля, 2012  
  
27

Не так давно вышла в свет книга «Группы крови человека: Руководство по иммуносерологии». Объёмный научный труд в тысячу с лишним страниц… Для простых людей это, возможно, ни о чём не говорит, а вот для науки – событие очень даже значимое. Авторы этого научного труда московский профессор Сергей Донсков и доктор медицинских наук из Сыктывкара Владимир Мороков. Так часто бывает.  Рядом с нами живёт человек с именем в мировой науке, а мы о нём почти ничего и не знаем. Непорядок. 

– Владимир Аркадьевич, о чём этот ваш труд?

– Это результат собственных исследований авторов в области иммуносерологии и практического обеспечения иммунологической безопасности гемокомпонентной терапии. 

– Ой, а если немного попроще…

– Здесь представлены данные о номенклатуре групп крови, серологических свойствах, химической структуре, генетике, геногеографии, значении в трансфузиологии и акушерстве. Изложены правила переливания эритроцитсодержащих компонентов крови. Это практически учебник и настольная книга для врачей-лаборантов станций и отделений переливания крови, акушеров и гинекологов, антропологов, судебных медиков, преподавателей и студентов-медиков, организаторов здравоохранения. 

– А что такое серология? Мне лично как-то больше известно понятие гематология.

– Иммуносерология – это наука о группах крови. Если точнее, то эта наука называется иммуногематология. Просто серология – более широкое понятие, cюда подпадает многое из области науки о крови, которая распознается с помощью иммунных методов исследования. Sera в переводе с латинского означает сыворотка. Эта книга – плод очень плотной работы почти шести лет.

– Как Сергей Иванович Донсков вышел на вас?

– Я работал много лет в службе крови и как-то однажды в Москве с ним познакомился. Вот тогда, наверное, и приглянулся. Завязались контакты, начались звонки, деловая переписка… Во мне увидели того, кто готов многого достигнуть. Над нашей книгой я работал, как минимум, три года, не считаясь со временем. Пришлось переработать огромное количество литературы, почти вся – на английском языке. 

– Похоже на классический вариант, когда один, извините, пашет, а другой ставит своё имя для того, чтобы придать вес. Это ваш вариант? 

– Нет, мы нашли консенсус в этом плане. Вклад Сергея Ивановича огромен.

– Правда?

– Я стараюсь быть элегантным в высказываниях. В 1988 году я готовился к защите кандидатской диссертации,  начал собирать и анализировать материал. Так получилось, что, как соискатель, я попал к Сергею Ивановичу Донскову. Тогда он меня и взял в оборот. Он был энергичный, но очень занятой человек, а у меня была очень необычная диссертация, за которую мне сразу дали степень доктора наук, минуя кандидата. Сергей Иванович боялся такой защиты и предупреждал меня, что все предыдущие попытки такой защиты у них проваливались. Но я рискнул и защитился. Это было в 1992 году. В Коми, кстати, это был второй такой случай. Первым, кто перескочил кандидатскую и сразу стал доктором наук, был академик  геологии Николай Юшкин. Ваш покорный слуга повторил этот «трюк». 

– Как вы пришли в эту профессию?

– Что касается иммуногематологии, то ни в каком сне мне, конечно, не могло присниться, что я буду заниматься именно этим направлением. По окончании Пермского мединститута я получил распределение в Сыктывкар, на Станцию переливания крови. В институте я учился средне, исходя из того, что, когда будет конкретное место работы, тогда можно будет и увлечься чем-то до мозга костей. Так и произошло. 

Иммуносерология – строгая наука, в ней многое уже открыто, и с этим надо считаться. Это почти как латинский язык, в котором трудно открыть что-либо новое. И, тем не менее, я – нашёл.  Может, это и нескромно, но ко мне на Станцию переливания крови приезжали посмотреть, что и как, из Сибири, Новгорода, Дзержинска, Сургута… Можно сказать, что первую профессиональную жизнь я прожил на Станции переливания крови. 

– А вторую?

– А вторую – когда пришёл в Республиканский кардиоцентр. Ещё когда он строился, я вышел на администрацию учреждения и предложил свой проект – лабораторию иммуногематологии. Она была необходима, чтобы прикрыть сразу два опасных направления.    Во-первых, операции на сердце и крупных сосудах — это всегда риск большой кровопотери, а, во-вторых, родовспоможение, для этой сферы иммуногематологические исследования очень важны. Как результат: у нас сегодня нет осложнений при переливании крови, нет детской смертности по причине резус-конфликтов. Всё и вся выявляется ещё на ранних стадиях, при поступлении пациента в Кардиоцентр. Отмечу, что наша республика в этом плане давно и намного выше всех других регионов. 

– Я слышала, что  в Кирове ещё лет десять назад хотели открыть нечто фабрики по переработке донорской крови? 

– В Кирове есть Институт переливания крови, а что касается биофабрики, то, честно говоря, я не знаю, в каком состоянии сейчас этот проект. Разговор шёл о современном производстве  с высокой производительностью, потому что, когда препараты готовят маленькими сериями на различных станциях, то получаются большие издержки, часто страдает качество.  Вот в Скандинавии, к примеру, вскладчину были построены две или три биофабрики. Вся донорская плазма Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании концентрируется на этих фабриках, где, используя новейшие технологии, производят препараты крови. Затем страны получают их по квоте, в зависимости от того, кто сколько вложил. При больших масштабах производства издержки  у них минимальные, а стандарты, напротив, высокие. Контроль качества самый жёсткий и полная инфекционная безопасность.

– А у нас, получается, нет даже единых стандартов?

– Россия сейчас пытается перейти на мировые стандарты, но пока проходит лицензирование, аккредитацию… И этому не видно конца. Иммуногематология, увы, попала в довольно уязвимое положение. Россия сильно зависит от производителей тест-систем и расходных материалов, а импортёры-производители ведут себя достаточно агрессивно. Умело проводят пиар-кампании, используют российский менталитет, когда у кого-то есть и мне тоже хочется…Будучи патриотом, я всегда этому сопротивлялся, понимая, какие деньги за этим стоят и какие деньги уходят за границу…  Кроме того, у этой медали есть обратная сторона. Она в том, что лабораторные исследования теперь может произвести персонал с низкой квалификацией. И, по сути,  уже выросло целое поколение, которые ничего, кроме этих технологий, не знают и не хотят знать. А это очень опасно, потому что ведёт к деградации отечественной мысли.

– Позвольте дилетантский вопрос. В последнее время появилось много книжек о чудо-диете по группе крови. Что вы на это скажете?

-Группа крови и диета никак не связаны между собой. Это полная ерунда. Так же как математические, музыкальные и другие способности не зависят от группы крови.

– А есть разница в крови у разных народов?

– Да, частоты групп крови у разных народов различаются. В Европе, например, чаще встречаются первая и вторая группа, а у представителей так называемой жёлтой расы, как правило, третья группа и резус положительный.

– С чем это связано?

– Сложно сказать. Замечено, что определённая группа крови реже встречается в тех районах мира, в которых были пандемии опасных инфекционных заболеваний – оспы, чумы, холеры. Различия народов по группе крови – это направление было модным в 20-30-40-е  годы прошлого века.

– Немцы, наверное, этим занимались? Искали подтверждение исключительности арийской расы?

– Я не уверен, что это пошло от них. Этим занимались англичане, французы, американцы, японцы… Россия в этом плане сильно отстала. У нас вообще нет, например, никаких данных по многим малым народам. Такие исследования не проводятся. В одно время были энтузиасты, изучали ханты, манси, но разовые экспедиции отдачи не дают. Нужна системная работа. 

– А что вы скажете о коми?

– Усилиями вашего покорного слуги коми изучены довольно хорошо. Я в своё время опубликовал работу, в которой был приведён анализ 4850 человек коми национальности, причём с учетом геногеографии. Это было счастливое совпадение, которое заключалось в том, что выездная бригада нашей Службы крови работала как раз в районах, где сосредоточено всё коми население. Это Прилузье, Сысола, Удора, Корткерос, Усть-Вымь, Ижма. Что касается других регионов, там доля коми народа мала. Мы с вами помним, что это производные ГУЛАГа или интернационал, который слетался на запах нефти и газа. Могу сказать, что достоверные различия между коми и славянским народом найдены. Мой материал по девяти районам даёт основания разделить коми население на три группы. Первая –  это коми Прилузья и Койгородского района, которые сохранили свой генофонд. Ко второй группе относятся жители Сыктывкара, Усть-Выми, Сыктывдина и Корткероса. У этих коми есть признаки смешения – они уже ближе к русским. И третий тип – это уникальный изолят – Ижма. Суровые климатические условия, отсутствие промышленного производства, отсутствие «импорта генов» за счёт притока населения извне, – всё это, без сомнения, повлияло на распределение групп крови среди ижемцев.  

– В чём важность таких знаний?

– Распределение групп крови на определённой территории имеет важное значение. Скажем, если надо разрабатывать стратегию оказания помощи поиска доноров редких групп, заготавливать редкие группы крови. Взять, к примеру, службу крови Якутии. Якуты – они почти все резус-положительные, поэтому специалисты должны быть озабочены, где взять кровь резус-отрицательную, если вдруг возникнет такая необходимость. Знание таких вещей помогает грамотно планировать потребности. У нас среди коми реже встречается вторая группа крови, чаще первая. Число резус-отрицательных меньше. Что касается той же Ижмы, то там каждый четвёртый житель  –  резус-отрицательный. Изумительная вещь. Это выше, чем в среднем по Европе. А рекордсменами в этом плане являются баски, живущие на севере Испании. У них число резус-отрицательных составляет примерно 35-40 процентов.

– Владимир Аркадьевич, а вы читали Артура Хейли «Окончательный диагноз»? Это роман как раз о вашем коллеге.

– Я последние годы больше читал другую литературу: Достоевский, Бердяев, Шопенгауэр. Тянуло как-то на такую сложную литературу. А любимый писатель – Андрей Платонов. Его «Котлован» я перечитывал несколько раз. Окружающие даже обращали внимание, что у меня манера разговора менялась, когда я им зачитывался.

– Я знаю, что вы к тому же музыкант, играете на гитаре, сочиняете музыку…

– Предпочитаю арт, прогрессив-рок, блюз. Кумиров нет, но люблю Эрика Клептона,  «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Генезис», «Пинк Флойд»…

– Вам есть с кем в Сыктывкаре  поговорить о них?

– Да, есть. Хотя круг наш узок. Но я верю, что когда все вдоволь наедятся попсы, то вернутся вновь к акустическому звучанию, блюзу. Сейчас народ потянулся к джазу – это уже хороший признак.

– Дети пошли по вашим стопам?

– Нет, я не навязывал им медицину в качестве главного поприща. Дочка – юрист, сын – программист. У меня уже два внука. Я не стремлюсь к излишней известности. Мне достаточно того, что со мной здороваются медики, мои бывшие студенты, выпускники филиала Кировской медицинской академии, где я много лет преподавал микробиологию и иммунологию.

Я – соавтор книги «Группы крови человека», а это, поверьте, дорогого стоит. У меня есть чувство удовлетворения, что после меня что-то осталось. Это главное.

 

Наша справка

Владимир Мороков – доктор медицинских наук, создатель лаборатории иммуногематологии при Кардиоцентре РК, автор более 70 работ, подготовивший трёх кандидатов наук. Специалист по основам иммунологии, иммуногенетики, популяционной генетики, геногеографии. 

 

Словарь

Гематология – раздел медицины, изучающий строение и функции системы крови (самой крови, органов кроветворения и кроверазрушения), причины и механизмы развития болезней крови, а также разрабатывающий методы их распознавания, лечения и профилактики.

Трансфузия — переливание

 

Дополнительно:  Книга  получилась достаточно дорогой ( более 1 000 рублей) и приобрести  ее можно в интернет-магазинах.

 

Аннотация к книге:  

В руководстве обобщены имеющиеся в литературе сведения о 38 групповых антигенных системах, коллекциях и сериях эритроцитов человека, а также результаты собственных исследований авторов в области иммуносерологии и практического обеспечения иммунологической безопасности гемокомпонентной терапии. 

Представлены данные о номенклатуре групп крови, серологических свойствах и химической структуре, генетике, геногеографии, значении в трансфузиологии и акушерстве, связи с заболеваниями и возможной роли в биологии человека. Изложены правила подбора совместимых эритроцитов для переливания. Получила дальнейшее развитие концепция совместимой крови, основанная на учете 10 трансфузионно опасных антигенов эритроцитов. 

 

Руководство предназначено для врачей-лаборантов станций и отделений переливания крови, трансфузиологов лечебно-профилактических учреждений, акушеров и гинекологов, антропологов, судебных медиков, преподавателей и слушателей медицинских учебных заведений, организаторов здравоохранения. 

Поделиться в соцсетях

guest
27 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Про Хейли
Про Хейли
05.04.2012 20:24

А разве не “Окончательный диагноз”

Хулио Ган
Хулио Ган
05.04.2012 21:06

а мы о нём почти ничего и не знаем
====================================

Надо прямо сказать, что сыктывкарские газетчики (и особенно газетчицы) вообще славятся слабыми познаниями в чём бы то ни было.
А вот мы, простые сыктывкарцы, знаем Владимира Морокова давно и хорошо. И книгу эту видели ещё в прошлом году.

dr_alsever
dr_alsever
05.04.2012 22:23

Владимир Аркадьевич действительно больше известен за пределами РК, в том числе, в Туманном Альбионе и США. Думаю, статья наверняка заставит зардеться лица многих персон, особенно тех, которые прямо или непрямо ушли его из им же образованной лаборатории…

Хм
Хм
05.04.2012 22:24

Владимира знают в Сыктывкаре. Интересная личность. Интеллектуал. А про еду и кровь – где-то читал, что японец, по-моему, аптекарь, придумал ее, выпустил брошюрку и книжка хорошо разошлась. Тогда он придумал себе звание профессора-медика, ученого, взял себе в соавторы американца, навыдумывали всяких небылиц, облекли это всё в таблицы, схемы и графики… Читать далее »

Автор
Автор
05.04.2012 22:52

Позор мне! Конечно “Окончательный диагноз”. Просто говорили про кровь, вот слово “анализ” как то само и нарисовалось. Прошу прощения у читателей. Исправим.

333
333
05.04.2012 22:58

Интересно, кто-нибудь еще читал этот роман Хейли?

remark
remark
06.04.2012 09:29

В науке и медицине на таких как Вл.Мороков всегда наживаются не очень талантливые, но довольно пронырливые карьеристы.

Ме
Ме
06.04.2012 09:31

Я наполовину ижемский коми, у меня вторая группа и отрицательный резус.

Reston
Reston
06.04.2012 11:53

Хех. Володя великодушен. Его вытряхнули из его лаборатории, а он “им” всю оргтехнику и научные данные оставил.

Пермяк
Пермяк
06.04.2012 13:29

А что, в ваш кардиоцентр надо устраиваться со своей оргтехникой ? )

Labuh
Labuh
06.04.2012 15:15

Хех. Володя великодушен. Его вытряхнули из его лаборатории, а он “им” всю оргтехнику и научные данные оставил.

Он не только великодушный, но и щедрый, глядишь еще кому-нибудь напишет пару-тройку диссертаций, для него это как два пальца обоссать

AndrTsv55
AndrTsv55
06.04.2012 18:13

Привет, Аркадьич, я твой одноклассник! Ты про какой-то патриотизм сказал журналистке…Кому здесь и сейчас он на х.. нужен? Ты (извини, любя) – просто дурак, при твоей голове и знании английского я бы на твоем месте давно свалил отсюда за кордон, вот там бы тебя точно оценили, вместе с гитарой, кстати

Баззи
Баззи
07.04.2012 07:28

а это роман хейли-мура

В защиту Хейли и Морокова
В защиту Хейли и Морокова
07.04.2012 11:28

Роман не мура (хотя и не лучшее его творение), а Мороков – умница. И действительно патриот, на которых держится отечественная наука.

про хей
про хей
07.04.2012 12:13

Напишите ещё что-нибудь про Хейли. Так интересно!

Hazey Davey
Hazey Davey
08.04.2012 02:11

Привет, Володя! Браво! Рад за тебя! Из некоторых постов понял, что у тебя проблемы? Не парься, все образуется. Дальше буду on English, чтобы ваши модераторы меня не заблокировали – let your envious enemy fuck themself in ass, let they all crap out! Sincerely and best regards, Hazey Davey, Miami, Florida,… Читать далее »

dr_saver
dr_saver
08.04.2012 03:27

Вот что дословно написано в книге Донскова и Морокова “Групповая принадлежность крови не определяет вкусовые предпочтения и способность организма перваривать и усваивать те или иные пищевые продукты. Рекомендации по соблюдению различных диет в зависимости от группы крови не имеют под собой научного обоснования. Математические, музыкальные и другие способности не зависят… Читать далее »

Хм
Хм
08.04.2012 16:29

Браво dr_saver (и Мороков) – развеяли дурь в головах многих “ученых”. Так же ещё надо и про всякие “фен*уи” рассказывать.

диссер
диссер
08.04.2012 23:49

Интересно, а у геев какая группа и резус преобладают?
Надо провести исследования – на этом можно диссертацию защитить, сразу докторскую.

Да
Да
09.04.2012 20:55

Про этого гения наслышан… правда тоже узнал недавно – в прошлом году.Хорошие же “чокнутые” встречаются в наших краях…Спасибо ему.

Тёзка и однокурсник
Тёзка и однокурсник
10.04.2012 16:26

Владимир! Поздравляю тебя еще раз с выходом этой замечательной монографии! Продолжай в том же духе!

Завистники были, есть и будут. Но они нормальным,трудолюбивым людям не помеха. Молодец одним словом!

Bluesmaker
Bluesmaker
12.04.2012 19:51

По поводу гитар – я, если честно, однажды послушал его “вживую”, такого исполнения и подобной манеры игры на гитаре (она у него как-то не так, не стандартно что-ли настроена?) никогда не слышал…Так мало того, он оказывается понимает толк в студийной записи, и вообще кучу всего своего записал – дал ссылку… Читать далее »

Полковник
Полковник
15.04.2012 13:19

Классика жанра: интервью блондинки с академиком=))! Респект автору: Владимира Аркадьевича, конечно, знают и уважают многие, но – больше – в качестве ученого… Замечательный человек.

доктор Мороков себя еще покажет
доктор Мороков себя еще покажет
17.04.2012 22:02

Согласна, доктор Мороков – умница и, похоже, хорошо изучил “законы” поведения в определенных сферах, он сейчас просто “держит паузу”, а ближе к юбилею кардиоцентра, в августе этого года, раздаст еще кое-какие очень “забавные” интервью. Все “заинтересованные” лица уже в полном страхе – им “нечем крыть”, у них нет аргументов, а… Читать далее »

Оленьи клапаны сердца вместо свиных
Оленьи клапаны сердца вместо свиных
20.04.2012 18:59

Недавно появилась информация, (БНК Коми) что с Коми связано одно перспективное в кардиологии направление – использование оленьих сердец вместо свиных, там еще фото, гле академик кардиохирург Лео Бокерия вместе с местными деятелями ПВЖ…

Как это понимать?

dr_saver
dr_saver
20.04.2012 19:09

Да, почитали, меня в свое время Владимир Аркадьевич кое-чему обучил. Так вот – использование свиных или оленьих клапанов для пересадки человеку – полный бред! Если такое было возможно, то давно бы уже свиную, коровью, баранью и оленью кровь с успехом бы переливали людям! Ан-нет, ничего путного из этого не вышло,… Читать далее »

Bluesmaker
Bluesmaker
17.05.2012 20:27

Ну вот, еще раз убедился, что Володя на гитаре играть умеет, он на своей странице “В Контактах” выложил очень хорошую “заднюю” партию ритм-гитары, призвал всех гитаристов Сыктывкара наиграть партию соло…я послушал исходное – там нет баса, нет электроограна (хотя бы чисто для фона), но самое главное – надо на это… Читать далее »