Как мы уже сообщали, на днях в Усинске прошёл Всероссийский Форум малых городов России. В нём участвовали около 100 гостей из более чем 40 регионов страны, а также представители ближнего и дальнего зарубежья: Украины и Греции.
Одной из самых злободневных тем, поднятых сначала на заседании Федерального совета Союза, а затем и на общем собрании участников форума, стало обсуждение, а точнее осуждение тезисов министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной на Московском Урбанистическом форуме. Указывая на тенденцию перетока населения в крупные города, она заявила, что главной задачей правительства на сегодня является, таким образом, не поиск решений, как затормозить миграцию, а как быстро модернизировать городскую среду 12 городов-миллионников. Причём в число этих «счастливчиков» не входят, к примеру, такие города как Томск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток…
– Мы полагаем, что необходимо чётко заявить о категорическом несогласии с выступлением министра, – заявил на заседании Федерального совета Союза его бессменный президент Евгений Марков. – Малые города могут развиваться и должны быть привлекательными для жизни людей. Это почти 40 миллионов населения России!
Между тем горячее обсуждение политики Федерального центра в первый день работы форума несколько поостыло к его окончанию. И если в начале звучали даже предложения отправить Нибиуллину в отставку, то в итоговой резолюции таких формулировок, конечно, уже не было.
Корреспондент «Красного знамени» поинтересовался у Евгения Маркова, не разочарован ли он «осторожностью» своих коллег.
– Евгений Мануилович, вы довольны резолюцией форума? Накануне на расширенном заседании совета было достаточно жёсткое обсуждение, а сегодня, по окончании форума, принята какая-то размытая формулировка.
– Нет, резолюция не размытая. Вчера мы сделали заявление по поводу выступления Набиуллиной. Сегодня мы обсуждали, ставить ли вопрос о её отзыве или пока не акцентировать внимание на этом. Большинство посчитало не очень этичным ставить так вопрос и высказалось, что это не главное. Тем не менее всё наше неудовольствие и всё наше возмущение по этому поводу в очень жёсткой форме изложено в нашем заявлении. Мы сделаем его в двух видах: одно – к российской общественности, а другое – к руководству страны. В нём просьба разъяснить жителям малых городов России, чья позиция преобладает в правительстве.
– Вы надеетесь, вам ответят?
– А мы не будем просто ждать. Наше дело – показать свою позицию. А как оно ответит, пусть будет на совести руководства страны.
– Совесть – категория относительная… Может, надо быть понастойчивей и посмелей. На заседании совета об этом сказал даже ваш коллега из Греции. «За вами 40 миллионов жителей малых городов, а вы боитесь сказать Путину…», – удивился он.
– Нет, у нас никто не боится. Бояться нечего. Но мы же не можем выходить на демонстрации. Мы считаем, что это не нужно. Надо просто привлечь внимание общества к этому возмутительному отношению федерального министра.
– А, может, нужны какие-то другие формы? Вот, смотрите, Союзу уже 20 лет, и я, если честно, узнала о его существовании лишь несколько дней назад. Может, к своему стыду, а может, и – к вашему, потому что если о Союзе мало слышно, то это недоработка с обеих сторон. Это говорит об авторитете организации. Разве нет?
– Конечно. Мы понимаем это и сейчас работаем со многими общественными организациями, вырисовываем общую позицию и видим, что она во многом схожа. Все говорят, что малые города нужны, и принято возмутительное решение относительно их «перспективности».Мы уже собирали большую пресс-конференцию с Союзом журналистов России по этому поводу и намерены еще раз обсудить эту тему. Во всех наших документах, которые мы направляем Федеральному центру и нашим партнёрам, мы пишем, что решительно протестуем против той позиции, которая высказана Набиуллиной. Будем добиваться разъяснения позиций на встречах с федеральными органами. Напишем письмо кандидату в Президенты Владимиру Путину…
– Евгений Мануилович, когда у вас последний раз была встреча с кем-то из чиновников, принимающих решение? Спрошу жёстче. Были ли такие встречи за 20 лет существования Союза? Или всё ограничивалось письмами?
– Ну почему же? Я встречался с министром регионального развития Басаргиным какое-то время назад (в 2009 г. – прим. автора), кроме того, на многих конференциях и мероприятиях мы встречаемся с руководителями федеральных органов и вместе выступаем по тем или иным вопросам. С заместителем Басаргина Пановым мы вместе не так давно обсуждали, например, внесение поправок в 131-й Федеральный закон по поводу предложений о том, чтобы предоставить возможность городам и райцентрам перенести некоторые свои функции с городского уровня на районный. Бодаться на почве совершенствования межбюджетных отношений, видимо, бесперспективно. Надо искать другие подходы. И вчера мы, возможно, нащупали решение проблемы. Должен быть какой-то минимум, ниже которого возможности в обеспечении финансовой деятельности местных властей не должны опускаться.
– Если вас опять не услышат, а что-то мне подсказывает, что так и будет, каковы будут действия Союза малых городов?
– Союз – часть российского общества. Это не какие-то сверхлюди, готовые на какие-то героические подвиги. Это такие же граждане, как все остальные в нашей стране. Граждане, которые на кухне ругают власть, а потом идут на работу в органы управления, кланяются, благодарят и голосуют “за”.
– И вы не отделяете себя от этой массы?
– Я говорю, что мэры городов такие же люди. Кроме того, мэры – это служащие, хотя и избранные населением. Поэтому органы МСУ должны работать в рамках конституционного поля. Они могут выходить с предложениями, они могут быть настойчивыми и повторять эти предложения многократно, призывать к поддержке своих предложений другие слои общества. И всё это мы делаем. И, кстати, по целому ряду вопросов наши предложения были приняты. Не всегда полностью – частично, но это вопрос компромисса. С другой стороны, есть сфера политическая. В стране продолжается борьба идеологий, и это уже не вопрос местных властей и нашего Союза, а вопрос политических партий. Наш Союз – не политическая организация. В нём присутствуют люди разных политических убеждений: и левых и правых. Мы объединились не по политическому признаку.
– Но тем не менее вошли в Народный фронт…
– Мы вошли в ОНФ, потому что сегодня есть надежда на вовлечение идей и предложений широкого круга общественных организаций, чего раньше со стороны федеральных органов не было. Это позитивный шаг. Другое дело – как эти организации поведут себя, если у них не будет чувства собственного достоинства, а его не хватает, на мой взгляд, всем гражданам российского государства. Недостаточно мы себя уважаем и ценим. Мы себя ценим гораздо ниже того, чего мы стоим. Видимо, чувство нашего собственного достоинства еще недостаточно сформировалось.
– И терпения слишком много…
– Не терпения… Я говорю о степени недооценки себя как личности.
– Ну хорошо, давайте сменим тему. Какова ваша точка зрения по поводу двуглавия на уровне местной власти?
– Я думаю, что предложение выдвигать сити-менеджеров наряду с главой муниципального образования, в принципе, имеет под собой логическое основание, потому что, когда часто меняется глава, который, как правило, не профессионал, то город несёт потери. Хорошо в Англии, где правительство меняется, а аппарат остаётся. Но это схема идеальная. У нас – другая ситуация. У нас и подготовленных глав исполнительных органов нет, и часто они приходят не от профессионального сообщества, а от других структур… Кроме того, двоевластие уже привело к тому, что аппарат МСУ увеличился чуть ли не вдвое. Это непосильное бремя. Кроме того, сегодня очень важна координация, сведение противоречивых интересов на территории города к какому-то общему знаменателю, а двоевластие и двоеначалие не позволяют это сделать. Поэтому, я полагаю, что разделение представительной и исполнительной власти на местном уровне не должно быть.
– То есть вы за полные выборы сверху до низу: от губернатора до главы города и поселения?
– Да.
– Вы сами вот уже 20 лет возглавляете Союз. Это ведь выборная должность?
– Да, все 20 лет я ежегодно избираюсь.
– А родом вы…
– Из малого подмосковного города Щёлково. Мы, кстати, долго искали место расположения штаб-квартиры Союза. Многие говорили, что, раз Союз объединяет малые городов, то он и должен базироваться в каком-то подобном городе. Но для нас ведь важна работа с федеральными органами. Поэтому наш офис в самом центре Москвы, недалеко от Кремля. Чтобы нашим членам Союза было удобно работать…
*** Союз малых городов Российской Федерации объединяет малые и средние города, районы, посёлки городского типа, районные центры с численностью населения до 200 тысяч жителей. Сегодня в нём более 500 членов. Цель организации – привлечение внимания к проблемам малых городов, поиск путей их решения, совместное и последовательное проведение на федеральном уровне своих особых интересов. В 2012 году Союзу исполняется 20 лет.
Вот, наконец-то, поняла весь смысл существования Союза малых городов РФ – ни во что не вмешиваться, не требовать, не митинговать, а тихо-мирно сидеть в Москве, недалеко от Кремля, и ждать когда эти города загнутся естественным путём… 20 лет ждали – и ещё столько бы ждали, возле Кремля ждать как-то и… Читать далее »