Татьяна Вокуева: «Горку» по заказу не гуляют»

Бывшие устьцилёмы съезжаются на празднование «Горки» со всей страны.

10:51. 3 августа, 2010  
  
0

Не так давно в Усть-Цильме отгуляли ежегодный праздник «Горка». Десятки творческих коллективов съехались в древнее село для того, чтобы «поводить горку» и спеть песни, которые исполняли предки усть-цилемов. Многие годы праздник «Горка» не обходится без участия ансамбля «Русь Печорская», творчество которого давно полюбились жителям и гостям Усть-Цилемского района. В дни празднования корреспондент «Красного знамени» встретилась с сотрудницей постоянного представительства Республики Коми в Москве, председателем московского представительства Межрегионального Общественного Движения «Русь Печорская» Татьяной Вокуевой.

– Татьяна Дмитриевна, что из года в год заставляет вас и ваш коллектив приезжать на «Горку»?

– Я сама родилась и выросла в Усть-Цильме. Мои предки пришли на усть-цилемскую землю в числе первых, их имена записаны в самых древних документах, обнаруженных на территории района. Поэтому я, как и многие другие, впитала национальную культуру этой земли и любовь к родному краю.

Мы − участники «Русь Печорской» – приезжаем в Усть-Цильму ежегодно и подпитываемся здесь духовно. Когда мы все вместе встаем в горочный хоровод, то ощущаем единение со своими земляками. Наверное, именно в этот момент и идет обогащение энергией от малой родины. В этот момент идет не только обогащение, но и очищение: духовное, нравственное. Поэтому традиция приезжать в Усть-Цильму заложена не только в нашу кровь, но и в кровь детей, внуков, которые с удовольствием едут сюда.

– Некогда гостем «Горки» стал Геннадий Заволокин и члены съемочной группы «Играй, гармонь». Тогда между столичными гостями и усть-цилемами произошло некоторое недоразумение.

– Заволокин приезжал на праздник примерно 10 лет назад. Видимо, съемочная группа не была готова к такому размаху «Горки», поэтому когда мы начали «водить горку» москвичи заметались по полю. Представьте себе: каким образом можно заснять хоровод, в котором участвуют несколько сотен человек. Они просто не ожидали такого размаха! После «Горки» Геннадий Заволокин попросил еще раз провести праздник, хотел заснять все сверху, но усть-цилемы возмутились, ответив, что не гуляют «Горку» по заказу.

– Каким образом с течением времени меняется празднование «Горки»?

– С каждым годом растет число фольклорных коллективов, которые желает принять участие в празднике. Что особо приятно, растет профессионализм участников. Сегодня каждый коллектив старается сохранить национальную самобытность фольклора Усть-Цильмы. Например, наш ансамбль разучивает те песни, которые пели наши прадеды. Это делается для того, чтобы единственное в своем роде песенное наследие не было забыто, утрачено.

Понятие этого ко мне пришло не сразу. Когда я переехала из родного села, в горд, то поняла, что такой народной культуры больше нигде нет. Подтверждением тому является отношение жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нарьян-Мара и даже Японии к нашему фольклору, традициям: когда люди узнают, что в Коми сохранилась такая древняя русская культура, то они непременно хотят увидеть праздничное действо сами. Для многих этот праздник становится сказкой, побывать в которой хочется вновь и вновь.

– Меняется не только празднование «Горки», но и проведение «Петровщины» (празднование «Петровщины» проходит накануне «Горки» – Ред.)…

– Да. В дни моего детства на «Петровщину» усть-цилемы переезжали за реку, ведь река — это граница между миром живых и мертвых. Не стоит забывать, что сам праздник приурочен к дню поминовению усопших. Прежде все проходило более скромно, и, как правило, люди отмечали этот праздник в семейном кругу. Сейчас «Петровщина» празднуется масштабно, ощущается дух единения народа. Несмотря на то, что народ отходит от исторических традиций, мы приобретаем новые. «Петровщина» сегодня — это встреча людей, их единение.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000