С открытием в Сыктывдинском районе этнокультурного парка и проведением двух «Ыбиц» село Ыб прогремело на всю страну, а глава сельского поселения Николай Форосенко, что называется, проснулся знаменитым. Николай Владимирович рассказал «Красному знамени» о повседневной жизни населённого пункта, которому в минувшем году исполнилось 425 лет, и трудовых буднях его руководителя.
– Николай Владимирович, как давно вы на посту главы?
– С 2008-го. До этого работал управляющим местного совхоза (имею квалификацию «учёный агроном»), но потом попал под сокращение. С 2001 года трудился сторожем, подрабатывал в лесу…
– А потом – резкий карьерный взлёт?
– Я был депутатом сельского совета первого созыва. Когда в Ыбе сместили руководителя села и стали избирать главу поселения, я в числе других претендентов подал заявление. Выбрали меня.
– С большим перевесом голосов победили?
– Достаточно существенным.
– Какое «наследство» оставил вам свергнутый предшественник? В каком состоянии была вверенная вам территория?
– В плачевном. Начинали благоустройство с освещения улиц, приведением в порядок дорог…
– Где на это черпали денежные и людские ресурсы?
– Спонсоры помогали – остались связи ещё со времён моей работы в совхозе, а также город, район…
– Какие самые значимые события произошли в селе в бытность вашу его главой?
– В прошлом году у нас открылась пожарная часть, где на сегодняшний день работают 15 человек, у них на «вооружении» – две пожарные машины. Уже от нашей пожчасти организован пост в посёлке Яснэг, там тоже две единицы техники, штат – шесть человек. В здании бывшего ыбского совхоза планируем открыть учебный центр противопожарной службы.
Второе событие для села – открытие финно-угорского парка.
– Какие новые функции появились у вас с его появлением?
– А какие ещё могут быть функции? Я по натуре не артист, я производственник. Это ведь проект республиканского, а не местного значения. Бывает, спрашивают, где взять ту или иную технику… К сегодняшнему розыгрышу снегохода «Буран» администрация села подготовила списки всех зарегистрированных на территории сельского поселения жителей.
– И сколько их?
– 1086 человек.
– Сколько из них трудятся в этноцентре?
– В селе «официальных» безработных – 80, фактически – человек 200. В финно-угорском культурном центре работают человек 15 –дворниками, трактористами, охранниками, экскурсоводами… Может, расширится этнокультурный центр, и появятся новые вакансии.
– Молодёжь не возвращается в село?
– Потихоньку начала, несколько человек уже вернулись.
– Ажиотажа вокруг приобретения жилья и земельных владений в селе не наблюдается?
– Ажиотажа нет, но спрос на них заметно увеличился.
– Вообще, сильно ли изменилась жизнь села после открытия этнопарка?
– Да как сказать… Я, как глава, не вижу особых позитивных сдвигов. Как нам не давали деньги на благоустройство села, так и не дают – крутимся сами… С одной стороны, радует, что появились рабочие места, с другой – летом от оставленной грязи страдали. Но сейчас я сказал организаторам: «Если сами гадите – сами и убирайте, меня этой проблемой не напрягайте. В нашем бюджете нет на это средств».
– Из чего складывается бюджет села? Что запланировано на текущий год?
– Источники формирования бюджета – налоги на землю, имущество, доходы физических лиц. Но это – мизер, в основном держимся на дотациях. Годовой бюджет села – порядка пяти миллионов рублей, два с половиной из которых республика передала нам на очистку центральной дороги от въезда в Ыб до финно-угорского парка, а на ремонт остальных местных дорог предусмотрено всего 80 тысяч рублей. Это при том, что они в два раза длиннее «республиканского» отрезка и составляют километров 30, тогда как путь к парку -14 километров.
– В селе много святых мест, храмов. Повысился ли к ним интерес после открытия финно-угорского этнокультурного парка?
– Безусловно. Миннац Коми планирует обустроить святые источники, сделать к ним дороги…
– Кто ухаживает за источниками сейчас?
– Церковь, иногда миряне своими силами что-то подремонтируют.
– Говорят, в одном из ыбских храмов мироточит икона…
– Действительно, такое случается, особенно по праздникам и во время служб.
– Николай Владимирович, вы – человек верующий?
– Да, но не до фанатизма. До отца Георгия у нас был отец Трифон, который говорил: «Главное – вспоминать Бога…» Но на праздники я хожу в церковь, на Рождественской службе был, свечи за упокой и здравие ставил.
– Глава на селе – больше, чем государственный человек. Приходилось вникать в проблемы частного характера, например, быть «третейским судьёй» в семейных конфликтах?
– Всякое бывает. Каждый день люди заходят, когда я на месте – всех выслушаю, часов приёма у меня нет. В меру своих полномочий пытаюсь помирить поссорившихся супругов, соседей… Если компромисс не находится, советуют обратиться в суд.
– На семейные торжества вас часто зовут?
– Стараюсь не смешивать работу и частную жизнь. Бывает, что всё переворачивают наизнанку. А у нас – борьба с коррупцией, взятками… (Смеётся).
– Как селяне называют вас «за глаза»?
– При посторонних – по имени-отчеству, без «лишних ушей» – просто по имени.
– Чему ещё, кроме работы, есть место в вашей жизни?
– Охоту люблю, собак (собираюсь в феврале двоих щенков взять – недавно на охоте волк съел одну из моих лаек…) Как истинные селяне, мы с семьёй занимаемся огородам, разводим кроликов, баранов…
– Велика ли семья?
– Жена и трое детей. Старшему сыну 8 января исполнилось 22 года, второму в июне «стукнет» 21, и четыре годика дочке Валерии.
– Многие жители Ыба следуют вашему примеру и заводят личные подворья?
– К сожалению, таких всё меньше. Основная причина тому – некуда сдавать продукцию, да и времени на оформление необходимых для этого документов много уходит… Летом ещё натурпродукт дачникам продают, а зимой с реализацией сложнее. В селе трудятся предприниматели Абасовы. Они взяли в аренду один из развалившихся корпусов бывшего животноводческого комплекса, отремонтировали и стали разводить в нём овец. На первых порах овцеводы пытались воспользоваться услугами местного населения, но с первой же получки наймиты начинали «праздновать»…
Много проблем на селе: безработица, алкоголизация населения, неустроенный быт… Но надо с этим справляться, работать и жить.
Упырь Шуктомов разграбил все село!!! Незаконно скупил много участков с домами обманным путем. Ограбил и оставил нищими половину населения!