Александр Филиппенко: «Народ привык отдыхать и отвлекаться»

Народный артист России уверен, что острые проблемы страны должны быть решены

Автор:   
11:09. 12 декабря, 2011  
  
15

На минувшей неделе в Сыктывкаре выступил народный артист России Александр Филиппенко.

В беседе с корреспондентом «Красного знамени» артист откровенно рассказал о том, почему в России мало сатиры и думающей молодёжи, а диалог между властью и народом не удаётся.

 

– Александр Георгиевич, вы сразу приняли предложение приехать в Сыктывкар?

– Сначала я запустил сарафанное радио: выяснил, кто к вам приезжал и как прошли концерты. При выборе города для гастролей всегда важно, в какой компании окажешься. Здесь, например, был Олег Митяев.

– Две трети зала, который вы собрали в нашем театре, – для вас достаточно?

– Сколько есть – столько есть. Так должно быть. Для больших, переполненных залов есть громкие проекты, на которые затрачиваются огромные средства и масштабные рекламные кампании. Мой проект к таким не относится (задумался). Вот это и есть реальность.

 

Рассчитываю на думающую молодежь

– Старшее поколение знает вас хорошо, а молодые вряд ли. Как бы вы им представились?

– Артист театра и кино из прошлого века. И театр мой, и все фильмы – они из прошлого века. Я также представляюсь как яркий представитель тёмных сил, поскольку в кино меня знают как бандита и злодея.

– Как себя ощущаете в новом веке?

– Сложно очень. Литературным театром, который я показал сегодня на вашей сцене, занимаюсь давно. Начало было положено в театральном студенческом кружке. Уже тогда я читал Зощенко и Платонова. Жанр литературных вечеров востребован и сейчас. Главное – быть готовым к требованиям нынешнего века.

– Вам важно, чтобы молодёжь ходила на ваши концерты?

– Мне важно, чтобы она думала на темы, о которых идёт речь. Я рассчитываю на думающую молодежь. Сейчас так много толкователей советской истории, так лихо передёргивают некоторые факты, будто живых свидетелей уже не осталось. Свидетельства тех лет живы в книгах: Зощенко, Кольцов, Довлатов, Солженицын. Мне приятно быть переводчиком их произведений с авторского языка на зрительский.

– Но миллионы не читают  Солженицына и Зощенко…

– Вовсе не нужно, чтобы их читали массово. Хорошего должно быть немного, чтобы ещё хотелось. Важен выбор – тогда будет движение.

 

Диалог против фальсификаций

– Сатира в России умерла?

– Её не так много, её не пускают, говорят – не формат. Но это не значит, что сатира умерла. Например, у Акунина есть сатирические произведения. У Жванецкого есть что-то современное (задумался). Время такое. Сейчас народ привык отдыхать и отвлекаться. Он не желает затрачиваться на больные темы и сложные вещи. Наверное, у народа дома сатира и юмор, на производстве. Не знаю… Есть теоретики, которые рассуждают об этом. Сатира есть, она разная. Молодёжь рэпом занимается, в таком жанре о чём-то важном поёт.

– Есть мнение, что людей специально отвлекают от проблем?

– Об этом писал Михаил Зошенко в далёком 1934 году: «Какой-нибудь тип из актёрской братии энергично поёт с эстрады и своим козлетоном отвлекает людей от всевозможных житейских страданий». Если, читая Гоголя и Зощенко, народ смеётся, он поднимается над проблемой. Это важно. Главное, чтобы у актёра и зрителя был выбор.

– Страна сделала выбор 4 декабря. Зафиксированы фальсификации, которые власть не признаёт. Есть выход из этого круга обмана?

– Должен быть диалог. Как писал классик, «зло никогда не было движущей силой». Власти следует реагировать на факты нарушений – иначе это неприлично. Неприлично заниматься плохими делами. Они должны быть вскрыты и показаны. Жванецкий как-то написал: «Мы боремся с плесенью. А кто борется с сыростью?»

– Почему диалог между властью и народом не удаётся?

– В диалоге главное – правильно поставленный вопрос. А мы только и слышим, что то или иное явление чудовищно. Мы слышим только первый слой ассоциаций. А дальше что?

– У актёра должен быть гражданский долг?

– Лицедеи и актёры обозначают проблему и вбрасывают её в народ.

– Михаил Ефремов участвует в популярном проекте «Поэт и гражданин». Вы бы согласились на что-то подобное?

– Да, конкретно с Дмитрием Быковым я бы согласился работать. Он представляет сатиру в чистом виде, какой она и должна быть. То, что они делают, – это очень хорошо.   

– А если издадут специальный закон, запрещающий такую сатиру?

– А что здесь противозаконного? Свобода слова. Если выйдет закон – посмотрим.

 

Сериалы губят актерскую профессию

– Искусство должно быть доступно народу?

– Искусство не всегда доступно народу. Есть вечная история: опускаться до уровня или поднимать до уровня. Конечно, второй вариант. Этим занимались Зощенко, Платонов и Довлатов. Дело в том, что есть залы для разной публики – большие и малые. Важно, чтобы между публикой и актёром складывался диалог. Если ей не нравится – она не пойдёт. Сейчас искусство из идеологического инструмента превратилось в инструмент обслуживания. Опять же такова реальность.

– Вы можете себе позволить роскошь выбирать роли в кино?

– Да, могу. От многих предложений я отказываюсь. К сожалению, молодые актёры не могут себе этого позволить. Сериалы губят профессию. Там есть опаснейшая ситуация: если много играть в упрощённой манере, трудно играть в серьёзных жанрах. В сериалах нарабатываются штампы, которые опасны для кино. Я пробовал сниматься в классических исторических сериалах, например, в «Бедной Насте».

– Почему вы согласились на съёмки в ситкоме «Моя прекрасная няня»?

– Потому что там участвовали представители одной театральной школы – Щукинского училища. Во-вторых, хотелось попробовать себя в новом жанре. Мои поклонники не одобрили эксперимента. К мнению зрителя надо прислушиваться. Как говорил наш великий актёр Михаил Ульянов, надо следить за своим реноме. Оно долго зарабатывается, но очень быстро теряется. Любовь публики можно потерять в одну секунду.

– Как вам публика Сыктывкара?

– Прекрасная и умная. Она чувствует и понимает все нюансы услышанного.

Наша справка

Народный артист России Александр Филиппенко поздно пришёл в профессию – после пяти лет учебы в техническом вузе и двух лет научной работы. Театральное училище окончил в 1977 в возрасте 33 лет. В его фильмографии более ста работ, треть из которых состоялась в XXI веке. После картины «Мастер и Маргарита»  пришли народная слава и масса предложений от режиссёров. Филиппенко не является рекордсменом по числу киноработ, потому как важна для него другая сторона искусства – литературные концерты в Москве и Петербурге.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
15 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
С.А. - Марии С.лидияЛидиитомупростите Recent comment authors
новые старые популярные
С.А.
Гость
С.А.

Мария Сакаева опять «отличилась». «Александр Филиппенко поздно пришёл в профессию» – пишет Сакаева.С 20-летнего возраста Филиппенко становится актёром и режиссёром эстрадной студии МГУ «Наш Дом». Это поздно? А в возрасте 25 лет приходит в Театр на Таганке. Это поздно? Высоцкий, например, пришёл на Таганку к Любимову в 26 лет –… Читать далее »

автор
Гость
автор

Мне право льстит сей многословный и эмоциональный пост по поводу более чем скромной публикации. Только мне всегда казалось, что человек получает профессию после окончания учебного заведения и получения диплома. Диплом училища имени Щукина Филиппенко получил в 33 года, а все что делал до этого – любительство. Профессионалом актер становится после… Читать далее »

Лидия
Гость
Лидия

Меня потрясла некомпетентность и профнепригодность вашего автора – Сакаевой! Неужели нельзя было узнать биографию народного артиста прежде чем браться с ним разговаривать? Все что говорит сам Филиппенко- очень интересно и талантливо, а вот вопросы, которые ему задает ваш “автор” – просто невозможно читать ! Чего стоит вопрос о зале? О… Читать далее »

интеллигент
Гость
интеллигент

Сразу видно – Лидия из культурной столицы. культура так и прет из всех мест. Я поклонник Филиппенко. Но правда – какой рекордсмен? Алексей Серебряков – рекордсмен – по пять фильмов минимум каждый годА Филиппенко? 2011 – одна картина. 2010 – одна, 2009 – одна. 2008 одна плюс няняИ то фильмы… Читать далее »

зажрался
Гость
зажрался

ни фига себе цены он установил. 800-1200 рублей Я увидала- офигела. Он один – а цены как на спектакль с десятком актеров.Я конечно извиняюсь, может у вас там в питере – это раз плюнуть, а у нас тут при з.п. 7 – 8 тысяч далеко не все себе могут позволить.… Читать далее »

да это
Гость
да это

не Филиппенко зажрался. Это прокатчики, а может и посредники, делают на его имени деньги в свой карман.Кушать им очень хоцца.И кушать хоцца-хорошо.

да то
Гость
да то

антинародные организаторы! Книжки остается читать – благо библиотеки еще бесплатные

точно
Гость
точно

всё делают,чтобы себе лучше,а людям хуже.Так ведь и артисту приятнее выступать перед заполненным залом.А Филиппенко артист отличный.Всего и надо было сделать:телерекламу и доступные цены.Эххх!Сыктывкар…обидно.

лидии
Гость
лидии

а почему бы не спросить артиста, как ему чувстсвуется в полупустом зале? Он же выступал – обычный вопрос. Не про гонорар же его спросили. Ааа про залы Питера надо было спрашивать? У вас там в столице свои журналисты – пусть спрашивают. Он же ответил – почему две трети и судя… Читать далее »

простите
Гость
простите

как это,как это? “Проект не коммерческий без рекламы мощной”… Цена на билеты 800-1200 руб. Проект-коммерческий.

тому
Гость
тому

кто обращается к Лидии

А Вы на концерте Филиппенко были? Может нам необходимо Вам посочувствовать? Уж очень Ваш коммент мутный

Лидия
Гость
Лидия

Я понимаю, как вы все тут “любите” Питер! Ну, простите, так уж получилось что я там живу, хоть у меня очень много родственников в вашем городе (дети и внуки ссыльных) – они то мне и прислали ссылку на вашу прекрасную статью, которую вы так защищаете! Еще больше мне понравилось, что… Читать далее »

Лидии
Гость
Лидии

Цены на концерт устанавливают прокатчики.Лидия,прочитайте внимательно комментарии.Кто говорит,что Филиппенко плохой артист?

лидия
Гость
лидия

а вы кто? чет все профнепригодные у вас все Все журналисты Питера и вообще все там такие – ой как страшно жить на свете! Бррр

С.А. - Марии С.
Гость
С.А. - Марии С.

Мария Сакаева: мне всегда казалось, что человек получает профессию после окончания учебного заведения и получения диплома. Диплом училища имени Щукина Филиппенко получил в 33 года, а все что делал до этого – любительство. Профессионалом актер становится после учебы как и все нормальные люди. Мария! 6 лет работы в театре на… Читать далее »