Маргарита Колпащикова: «Не нужно воевать с чиновниками!..»

Председатель республиканского общества инвалидов об инклюзивном образовании

Автор:   
11:47. 8 декабря, 2011  
  
1
“Красное знамя” продолжает тему инклюзивного (доступного для всех детей) образования. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает Маргарита Колпащикова, председатель Коми республиканского общества инвалидов, председатель Общественной палаты Коми.
 
 
– Маргарита Михайловна, педагоги Ухты первыми в нашей республике пригласили детей с ограниченными возможностями обучаться в обычной общеобразовательной школе
 
– Сразу скажу, мы не создаём условия доступности для инвалидов, это слишком узко, мы говорим о комфортных условиях для всех. Пандусами пользуются не только люди, стеснённые в движении, но и молодые мамы с колясками, и пожилые люди, которым тяжело подняться по высоким ступеням… Современная школа тоже должна быть удобна для всех. Весь европейский мир уже давно работает по индивидуальным программам обучения. Ребёнок-двоечник – это тоже человек со своими особенностями восприятия, такой же, как и отличник. Нельзя сравнивать, кто лучше, а кто хуже: им обоим должно быть интересно и комфортно в школе, только тогда образование будет гармоничным.
 
– Но как можно в одном классе обучать, например, ребёнка слабовидящего, слабослышащего и здорового?
 
– Мы часто ищем сложности там, где их нет. Учителя пугает неизвестность: действительно, как? Но если бы он прошёл специальную подготовку, то знал, что для слабослышащих детей важно видеть лицо учителя – они прекрасно «читают по губам»; для успешного образовательного процесса  губы должны быть ярко накрашены. Для слабовидящих детей важно, чтобы доска не отсвечивала, чтобы были тактильные наглядные пособия, учебники, написанные языком Брайля.
 
– А что важно для двоечника, для ребёнка, который просто не понимает то, что ему преподают стандартными педагогическими методами?
 
– Думаю, у каждого настоящего учителя есть свои секреты, как суметь заинтересовать ребёнка… Многое из школьной программы, уверена, можно объяснить на пальцах, главное – не лениться искать разные пути. Я сама присутствовала на открытом уроке (это было в Москве), где учительница, раздав задания ученикам, садилась под парту к спрятавшемуся там ребёнку с аутизмом и изучала с ним математику.
 
– В республике проживают больше 70-ти тысяч инвалидов, количество человек «с особенностями» (психическими, интеллектуальными) вообще не подсчитано, но, вероятно, их не меньше. Как вы думаете, почему именно Ухта стала передовиком в создании комфорта для таких людей? Повлияли громкие общественники или помогли заинтересованные чиновники?
 
– Я бы сказала так: общественность, обычные люди, родители детей с ограниченными возможностями здоровья начали – проводили разнообразные “круглые столы”, тренинги, а в администрации города, в управлении образования инициативу поддержали. Пару лет назад из городского бюджета Ухты было выделено более миллиона рублей на программы инклюзивного образования. На базе школы №16 был создан ресурсный центр по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, педагоги стали активно выезжать для ознакомления с опытом в другие регионы страны.
 
– В столице республики нет такой школы. Означает ли это, что сыктывкарские власти равнодушны к проблеме «особых детей»?
 
– Убеждена, чиновники просто не знают, как решать проблемы таких ребятишек и семей, в которых они воспитываются. До них, стоящих у руля, нужно правильно донести идеи инклюзии. От родителей тоже многое зависит. У нас в Ухте был случай: 12-летнюю девочку, отстающую в развитии, по рекомендации медиков должны были отправить в Сыктывкар, в кочпонский интернат. Но родители наотрез отказались и вышли на управление образования с требованием соблюдения права ребёнка на образование по месту его проживания. Девочку приняли в обычную школу, и сегодня она уже научилась читать и писать. Конечно, она не догонит своих ровесников, но она не лишена их общества, внеклассной деятельности и, главное, осталась в семье!.. Нужно объединять усилия в создании условий для образования таких детей, а в настоящее время, как вы заметили ранее, неизвестно даже точное их количество.
 
– Понятие инклюзивного образования идёт несколько вразрез с понятиями единых школьных стандартов, ЕГЭ, в целом с тем, что говорится в законе об образовании. Как быть учителям общеобразовательных школ, ступившим на путь работы с детьми-инвалидами?
 
– Наша республика входит в межрегиональную коалицию «Образование для всех». Кроме нас, в ней участвуют 60 субъектов Российской Федерации. Мы не раз выходили на Министерство образования РФ со своими предложениями и поправками к закону о введении ставок тьюторов и сопровождающих, об индивидуальной итоговой аттестации и другом, но пока безрезультатно. Руки опускать не собираемся. Не нужно воевать с чиновниками: война только затягивает принятие важных решений – нужно объяснять. И не только им, а вообще людям, чтобы создать весомое общественное мнение. В Америке наблюдала картину: девочка, ученица обычной школы, на коляске въехала в игровую комнату, видимо, она очень устала, потому что сползла на пол и прилегла на ковре, тут же другие девочки, её сверстницы, отвлеклись от своей игры, подошли к ней: одна стала гладить ножки, а другая читать ей сказки. Это тоже часть образования  – воспитание сострадания к ближнему, которой наши школьники практически лишены.
Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Хм
Хм
09.12.2011 21:57

Очень важное замечание: воспитание сострадания к ближнему. Простое впихивание знаний набором фраз и формул не даст вырастить хорошего человека. А человеколюбие, считаю, главная задача воспитания.