Филипп Разенков: «Я не стану заниматься подражательством»

Молодой режиссёр из столицы поставит в Сыктывкаре оперу Обера «Чёрное домино»

11:20. 14 ноября, 2011  
  
9

В Государственном театре оперы и балета РК планируют уникальную постановку. Впервые за долгие годы на сцене российского театра будет поставлена опера Даниэля Обера «Чёрное домино».

Премьера оперы запланирована на апрель 2012 года и пройдёт в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс».

На минувшей неделе столицу Коми посетил 24-летний режиссёр Филипп Разенков, который в ближайшее время готов заняться работой над оперой. В преддверии постановочного процесса амбициозный и талантливый выпускник ГИТИСа встретился с журналистом «Красного знамени».

– Филипп, в этом году вы закончили ГИТИС. Постановка на сцене сыктывкарского театра будет первой серьёзной работой?

– Полномасштабной – да. Во Владикавказском оперном театре я поставил ряд детских спектаклей. В ближайшее время на сцене этого же театра пройдёт премьера монооперы «Человеческий голос».

– Почему именно «Чёрное домино» Обера? Постановка этого спектакля – ваша инициатива или заказ театра?

– Я предлагал и другие названия, но директор театра Валентина Ивановна всё-таки решила, что это будет «Чёрное домино». Первоначально я сам не был знаком с оперой, поскольку даже театральными специалистами она мало изучена, а материал по произведению трудно найти. Как только мне стало известно, что мы будем ставить «Чёрное домино», я сразу полез в Интернет, попытался найти клавир. Мне достаточно было прослушать половину одной арии, чтобы сказать: “Да, это то, что нужно! Это нужно ставить”.

Хочу сразу отметить, что в данном случае «чёрное домино» имеет значение не игры, а накидки. Поэтому с самого начала уже при входе в зал мы постараемся пустить зрителя по верному смысловому пути.

– Вы отметили, что постараетесь расставить некоторые ориентиры для зрителей. Современная режиссура вообще тяготеет к необычной форме оформления сцены, а зачастую и всего помещения, где будет происходить действо. Вы собираетесь прибегнуть к каким-то незаурядным приёмам в оформлении интерьера?

– Сейчас материал находится на стадии осмысления. Работа с художником-постановщиком только началась. Конечно, некоторые мысли по этому поводу уже есть, но раскрывать секреты я не стану.

На мой взгляд, сюжет оперы, в котором главным действующим персонажем является французская монашка и показаны её любовные интриги, не вполне может найти душевный, эмоциональный отклик у современной публики. Поэтому мы постараемся ввести какие-то ассоциации с современностью. Я вовсе не сторонник радикального переноса действа в современность. Этим зритель уже наелся. Более того, я не ставлю целью удивить театральных критиков.

Мы имеем дело с чистой трогательной любовной историей, и здесь, на мой взгляд, режиссёр не должен быть провокатором. В данном случае важно, чтобы зритель ушёл со светлыми эмоциями. Конечно, я постараюсь сделать что-то красивое и необычное, но обязательно в рамках эстетики именно этого автора.

История должна получиться светлая, современная и, самое главное, профессиональная и качественная.

– Ты успел познакомиться с труппой театра, его главным дирижёром?

– Я прилетел в Коми всего на два дня, поэтому этот мой первый визит в театр получается несколько скомканным. Вместе с тем накануне я успел познакомиться с художественным советом театра, пообщался с его представителями по поводу предстоящей постановки. У меня остались самые приятные впечатления после знакомства с ними, ощущение искренней гостеприимности и высокого профессионализма. Поэтому пока мне даже не к чему придраться (смеётся). Наша совместная работа обещает быть продуктивной.

– Над постановкой будет работать главный режиссёр театра Тигран Ахназарян, а с художником ты определился?

– В произведении музыка очень фонтанирующая, лёгкая, но нелегкомысленная.

Что касается художественной части спектакля, то я склоняюсь к тому, чтобы пригласить художника по костюмам из столицы, тем более что у меня есть на примете несколько талантливых ребят. Надеюсь, что треугольник “дирижёр – режиссёр – художник” сложится, и мы получим положительный результат.

– На роль главных героев – Горацио и Анжелы – актёры уже подобраны?

– Узнать за два дня всех актёров театра невозможно. Но процесс обсуждения актёров с руководством театра уже начался, мне подробно рассказывают про каждого актёра, в каких спектаклях занят каждый. В «Чёрном домино» всего восемь персонажей, и все они разновозрастные, поэтому я думаю, что мы сумеем задействовать и молодых, и опытных актёров, в спектакле будет участвовать хор.

– Наш театр оперы и балета, как и многие провинциальные театры страны, постоянно сталкивается с кадровой проблемой. Так, в оркестре нет музыкантов, играющих на виолончели, контрабасе, арфе, трубе, гобое, фаготе. Этот факт не затруднит постановку «Чёрного домино»?

– В культуре нашей страны сложился такой парадокс: есть архисложная русская классика, которая ставится на сценах каждого второго театра страны, и наравне с этим существует проблема отсутствия музыкантов. Да, проблем очень много, и не только в вашем театре. Внимание, которое должно уделять оперному театру, уделяется только в центральных городах.

В театры нужно привлекать профессиональные кадры. А сегодня в России сложилась такая ситуация, что молодой музыкант годам к 15-ти начинает понимать, что похвастаться перед друзьями престижностью своей профессии он не может, да и профессиональные перспективы неясны. И человек просто бросает занятие музыкой, уходя в совсем другую сферу деятельности.

Возвращаясь к опере «Чёрное домино», хочу отметить, что материал оперы совсем непростой, но, я думаю, что этому театру задача будет по силам. Ведь в репертуар вашего театра входят и более трудные названия, как то «Пиковая дама», «Кармен», «Евгений Онегин». Эти названия знает театральная публика каждого города, а сами постановки всегда находятся под прицелом зрителя. В случае с «Чёрным домино» мы находимся в выигрышном положении, поскольку эта опера никогда не ставилась в России, кроме как в Петербургской консерватории. И то нужно понимать, что консерватория – это несколько другое, нежели театр оперы и балета.

Свежий, неизвестный материал всегда интригует публику, привлекает её. Зритель придёт на «Чёрное домино» с непредвзятым отношением и не станет выискивать минусы.

Обер – малоизвестный в нашей стране композитор, и я думаю, что опера «Чёрное домино» станет глотком свежего воздуха для местных любителей театра. Я, как молодой специалист, в этом очень заинтересован.

–  Значит ли это, что при постановке вы намерены максимально придерживаться первоисточника?

– Нет. Режиссёр не должен являться просто иллюстратором. Я не хотел бы делать сугубо классический спектакль. Костюмированный концерт – это неинтересно ни для зрителя, ни для автора. Если публика будет скучать, то я этого себе не прощу.  Конечно, будем что-то произносить от себя. Но повторюсь: пока ничего я рассказывать не буду.  Сейчас идёт творческий процесс.

– «Чёрное домино» – это опера-буфф…

– В этой опере достаточно как комического, так и академического начала. В то же время это произведение нельзя подавать как оперетту. Финал «Чёрного домино» должен вызывать у публики серьёзные эмоции.

– Согласны ли вы с утверждением современных критиков, что зритель сегодня идёт в театр, больше нацеливаясь на развлечение, шоу, нежели на какой-то серьёзный жанр?

– Согласен. Только сказать, что это положительный момент, я не могу. В этом театре идёт мюзикл «Мёртвые души» – это достойный материал, и я уверен, что зритель на него пойдёт и через 10 лет. Я не отношусь к тем людям, которые уверены, что нужно слушать оперу с утра до вечера, это бред. Среди той музыки, которая массово пользуется популярностью, немало действительно профессиональной, и я её слушаю. Но опера сегодня после мощного спада стоит на пороге какой-то новой эры. Работникам театральной сферы стоит уделить особое внимание этому жанру, поскольку он вскоре начнёт развиваться с новой силой.

– Самым востребованным режиссёром в России и российским постановщиком за границей сегодня является Дмитрий Черняков. Вы равняетесь на этого режиссёра? Являются ли его постановки, методы работы эталонами для вас?

– Эталонами я бы назвал то, что делали Мейерхольд, Таиров, Вахтангов, Борис Покровский, и то, когда копаешься в рецензиях или собственных размышлениях, всегда стараешься вступить с ними в спор. Нельзя, просто развесив уши, впитывать всё.

Черняков для меня не является эталоном, но на сегодняшний день это самый уважаемый мною режиссёр, несмотря на то, что многое у него я не принимаю. Простановка Чернякова «Воццек» была для меня настоящим потрясением. Наряду с Черняковым очень уважаю то, что делают Дмитрий Бертман, Юрий Александров. Все они провокаторы. Я не стану заниматься подражательством, и слава Богу.

Поделиться в соцсетях

guest
9 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
просто Мария
просто Мария
14.11.2011 13:29

А что кроме подражательства 24-летний типа режиссер может предложить в принципе? большие сомнения по поводу его гениальности или хотя бы таланта. Как в той сказке – я еще не волшебник, только учусь
Если дальше так пойдет, то скоро в сыктывкаре будут ставить спектакли детскосадники. Печально

театр
театр
14.11.2011 13:31

во Владикавказе поставил спектакли? детские? ну это конечно показатель право слово)

просто Марии
просто Марии
14.11.2011 13:34

Мария, по себе не судят. Если вы считаете, что молодое поколение ни на что не способно, то вы сильно ошибаетесь. В России много перспективных и талантливых молодых людей, и если их совсем не подпускать к искусству, то мы так и будем ходить на спектакли постановки Ии Петровны Бобраковой!

дилетант
дилетант
14.11.2011 13:57

“Черное домино”Д.Обера.А как считают профессионалы,именно эта опера будет востребована у сегодняшнего зрителя?

Ре
Ре
16.11.2011 15:13

Злые Вы. А вдруг получится? Опера вообще никогда не будет востребована у нынешнего зрителя))) Но хоть работа интересная будет у театра.

почему не будет
почему не будет
16.11.2011 22:38

это смотря какая опера. ждем уже давно новых опер. увидим, что получится. Пусть дерзает, молодой да ранний.

наталья
наталья
10.03.2012 13:56

Странно. Что можно обсуждать, когда ничего пока и нет. Обязательно пойду на спектакль Одену чёрно-белое платье. В любом случае это надо увидеть. Удачи всем!!!

наталья
наталья
10.03.2012 13:58

Написала приличный комментарий Почему ничего нет?

Хулио Ган - наталье
Хулио Ган - наталье
10.03.2012 17:04

Обязательно пойду на спектакль. Одену чёрно-белое платье.
==========================================================

Наталья! Платье не одевают, а надевают. Никуда не ходите, пока не освоите школьную программу по русскому языку.