Андрей Лобанов: «Люди в малых городах чистые и незашоренные»

Режиссёр о насущных проблемах российского театра

Автор:   
11:42. 4 сентября, 2011  
  
4

Гастроли питерского театра «На Литейном» в Сыктывкаре закончились. Труппа под руководством директора Андрея Лобанова вернулась в северную столицу. Корреспондент «Красного знамени» не смог отпустить бизнес-менеджера, который возглавляет театр восемь лет, без интервью. Андрей Лобанов откровенно рассказал о своём видении отношений между театром и государством, о деньгах и искусстве, о том, как питерских занесло в наш таёжный край.

– Андрей Сергеевич, первый вопрос финансовый. От 500 до 1500 рублей за билет – не слишком дорого для Сыктывкара? В Питере цена билетов – от ста до тысячи рублей.

– На любые гастрольные спектакли любого столичного театра цены всегда выше – это естественно. Мне говорили, что лет пятнадцать в Сыктывкар не приезжал ни один из столичных театров. Все билеты проданы, значит, цена оправданна.

Переговоры с фокусами

– Хотелось бы из первых рук узнать историю подготовки гастролей.

– Идею гастролей предложила ваша землячка Надежда Рогожина, заместитель директора театра «На Литейном» по развитию. Идея мне понравилась, мы начали переговоры: сначала с землячеством коми в Петербурге, потом вышли на уровень правительств вашей республики и Ленобласти. Процесс был долгим, переговоры начались ещё весной прошлого года. Гастролей с огромным количеством приехавших артистов и персонала, с такими масштабными спектаклями у театра «На Литейном» не было более десяти лет. Масштабность состоит в том, что мы привезли сразу пять спектаклей. Регулярно мы гастролируем с одним-двумя спектаклями.

– Переговоры проходили гладко?

– На каком-то этапе были трения. С теперь уже бывшим министром культуры Владимиром Юрковским мы быстро нашли общий язык. Он поддержал проект, была определена смета. Но он ушёл, новый министр был не в курсе дела. Или кто-то не хотел доводить дело до конца, деньги перераспределили. А правительство Ленобласти со своей стороны уже выделило оговоренную сумму. Фокусы были – без них не обошлось. Но гастроли состоялись – это главное.

– Зачем столичному театру гастроли в провинции?

– Здесь другая публика. Нам интересно, как она реагирует. Любые гастроли – это глоток свежего воздуха для коллектива. Нас везде принимают с теплом и добротой. Люди в малых городах, в отличие от жителей мегаполисов, более чистые и незашоренные. Обитатели столиц заражены большим числом болезней.

– Почему привезли только классический репертуар?

– Новую драму включать в гастрольную программу не стали, чтобы не рисковать. Показали то, что пользуется успехом в Петербурге и, вероятнее всего, будет воспринято вашей публикой. Мы надеемся, что этот приезд не последний. В будущем, возможно, привезём более модерновые спектакли, вызывающие неоднозначные зрительские реакции.

Денег не хватает всё равно

– Худрук заведует творческой работой, директор – финансовой. Сложно находить баланс между деньгами и искусством?

– Этот баланс во все времена был самым сложным. Конфликт между творческим и материальным существует и в нашем театре. Сейчас руководитель любого театра (столичного или провинциального) стоит перед выбором: делать ставку на кассовые спектакли лёгкого жанра или классические постановки, не приносящие большого дохода.

– В последние годы государство предлагает театрам зарабатывать самостоятельно, а не надеяться на бюджетное финансирование. Вам удаётся?

– Театрам постоянно говорят: «Нужно больше зарабатывать». Тем самым государство добивается наименьшего финансирования театра. Как зарабатывать? Мы можем увеличить цену билетов вдвое, но к нам перестанут ходить. Мы ведём активную прокатную деятельность. Во время каникул и в выходные дни показываем по два спектакля. Регулярно сдаём сцену в аренду. Мы зарабатываем, насколько это возможно. Но театры в целом недофинансируются по всем направлениям деятельности! А их огромное множество – от афиш до декораций. Денег, которые даёт государство, и того, что театр зарабатывает, не хватает всё равно.

– Низкие зарплаты актёров театра, по сравнению с актёрами кино, стали уже притчей во языцех. Как обстоят дела в вашем театре?

– Уровень заработных плат в драматических театрах Петербурга далёк от достойного. Дело в том, что питерские театры федерального подчинения финансируются лучше, чем театры городского подчинения. В Москве, естественно, ситуация лучше. Но в обеих столицах существуют широкие возможности: артисты записываются на радио, снимаются в кино, участвуют в театральных или околотеатральных (корпоративы и шоу) проектах.

– Может быть, московские театры в финансовом плане лучше себя чувствуют потому, что умеют лучше зарабатывать?

– Дело не в этом. Дело в том, где денег больше. Естественно, их больше в Москве, но и в Питере их немало. Все зависит от финансирования театров. Я не верю, что театр может успешно развиваться на принципах хозрасчёта. Ещё в 1970-е годы один из театров перевели на такие рельсы, но он прожил около полугода. Эксперимент не удался. Я убеждён, что любой репертуарный театр не может существовать без государственной поддержки, потому что такой театр требует огромных финансовых затрат.

– Как быть с тем, что при активном зарабатывании денег страдает качество работы артиста на сцене родного театра?

– Такова болезнь театральных артистов нашего времени – использование любых возможностей заработать. Если бы у театра была возможность достойно оплачивать труд артиста, проблема постоянной погони за деньгами исчезла бы. Время диктует такие условия, когда на уровне руководителя театра нет таких финансовых ресурсов. А государство этого делать тоже не хочет.

Сокращение должно быть обоснованным

 – У государства денег нет. А репертуарному театру они нужны. Может быть, перейти к антрепризе? 

– Сторонники антрепризы кивают на Европу. Но там театр зарождался именно в такой форме. А достижение российского театра заключается в том, что исторически он рождался исключительно как репертуарный. Россия – единственная страна в мире с богатыми традициями репертуарного театра.

Не хочу обидеть никого из своих коллег, но, если государство решит сократить какое-то количество репертуарных театров, в каждом конкретном случае такое решение должно быть обоснованным. Везде нужна мотивация. Если в каком-то российском городе театр не востребован, он не нужен, потому что численность населения сократилась втрое… Но я фантазирую сейчас. Я не готов назвать принципы, по которым это должно происходить, хотя я не сторонник такой политики. Я за сохранение и максимальную поддержку театров.

– Как в целом относитесь к антрепризе?

– Антреприза в варианте, когда берётся два-три медийных узнаваемых всеми лица и минимум декораций, – это хороший пример зарабатывания денег. Но задача театра в широком понимании состоит вовсе не в этом. Когда антреприза только появилась в России, я ходил на такие постановки. Это было нечто новое. Сейчас не хожу.

– Театру сложно найти спонсоров в бизнес-среде?

– Да, сложно. Спонсоры есть только у театров, имеющих бренд, например, Большой в Москве или Мариинка в Петербурге. Если в спектаклях заняты медийные артисты, театру также легче найти инвестиции. У нашего театра спонсоры появляются, но нет генерального, который бы постоянно поддерживал театр. Но мы активно привлекаем гранты. 

– В театре «На Литейном» есть медийные лица?

– Есть, например, всемирно известная Ксения Раппопорт. Но раньше «звёзд» на сцене нашего театра было гораздо больше. По этому вопросу мы расходились во мнении с художественным руководителем театра. Я против активного привлечения медийных лиц на сцену. Поскольку артисты труппы сидят без дела, получая зарплату, а мы при этом платим немалые деньги приглашённым «звёздам».  

– Какая проблема для театра сейчас наиболее актуальна?

– Проблема реставрации здания театра, которое было построено ещё в девятнадцатом веке. Очень приятно находиться в новом здании вашего театра в Сыктывкаре. Конечно, беда реконструкций в том, что разрушается коллектив театра. Именно по этой причине театры очень неохотно решаются на это. Но реконструкций без потерь не бывает. 

Поделиться в соцсетях

guest
4 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Юрий
Юрий
04.09.2011 15:24

лично моё мнение – Лобанов сказал лишь часть правды, всё дело в том, что “Театр на Литейном” – точно такой же провинциальный театр, как и любой другой – Сыктывкарский, Кировский, Пензенский. Чтобы мои слова не показались странными и вызывающими можно провести достаточно простой эксперимент, попросите прохожих назвать два-три Питерских театра,… Читать далее »

М
М
04.09.2011 19:32

В 1909 году на месте старинного манежа графа Шереметьева начал работу Литейный театр, репертуар которого составляли пьесы Театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии. Литейный театр в начале ХХ века служил площадкой для реформаторских опытов Вс.Мейерхольда, Н.Евреинова, М.Фокина, М.Кузмина. Спектакли оформляли Л.Бакст, И.Билибин, Б.Кустодиев. Название постоянно менялось: в 1911-12 – «Мозаика», с… Читать далее »

читатель
читатель
04.09.2011 21:58

Ой, и не говорите, весьма и весьма известный театр… и да, википедия, безусловно, рулит… без сомнения
🙂

театралу  М
театралу М
04.09.2011 22:56

Совесть есть?Так ” содрать ” с википедии!Чувствуется,Вы артист.Плагиат.Только чужие слова и произносить,выдавая за свою просвещенность.Глупо у Вас получилось.