Ровно 45 лет назад, летом 1966 года, в село Летка прибыл первый студенческий строительный отряд. А через год был создан и Коми областной студенческий отряд. С 1967 по 1991 год на территории республики отработало 120 тысяч бойцов стройотрядов, которые выполнили работ и услуг на сумму, превышающую 400 млн. рублей (в ценах того времени). Стройотряды работали во всех отраслях народного хозяйства: строили и осваивали Вуктыл и Усинск, возводили Сыктывкарский ЛПК и Печорскую ГРЭС, тянули ЛЭП, трудились на сотнях объектов. Обычно к Дню строителя – главному празднику стройотрядовцев – подводились промежуточные итоги работы. А как обстоят дела сегодня? Об этом наш разговор с ветераном стройотрядов Михаилом Дроновым. Он – автор книг «Яростный стройотряд…», «Северный семестр», «Студенческие строительные: 20 лет на марше», ряда статей в журналах и альманахах, буклетов и брошюр.
– Михаил Александрович, вы стали бойцом ССО в 1976 году, так что у вас тоже своеобразный юбилей – исполнилось 35 лет с начала работы в стройотрядах. Что можете поставить себе в заслугу?
– В заслугу – это чересчур громко. Стройотряд – это коллектив, который делает общее дело. Мне довелось побывать на Всесоюзной комсомольской стройке, каковой был тогда Усинск. Студенты строили объекты на Головных сооружениях, мост через Сыню, взлётно-посадочную полосу в аэропорту. Кстати, когда работали в Ижме, также сооружали полосу на аэродроме – ту самую, на которую сел недавно аварийный Ту-154. Она до сих пор стоит и может принимать самолёты: значит, работали и делали своё дело на совесть!
Конечно, приходилось работать не только на масштабных стройках, но и коровники в деревнях строить, и общежития, помогать на фермах. Случались и конфликты, и лентяи свои были, и прогульщики. Словом, бывало всякое, но практически все бывшие стройотрядовцы убеждены, что ССО для них стали школой жизни, где они получали не только профессию. Здесь ковались характеры, шло воспитание личности. В стройотрядах работали и трудные подростки, которые получали урок отношения к труду и жизни в коллективе. Студенческие агитотряды выступали на полевых станах перед колхозниками, на разделочных площадках у лесозаготовителей, давали концерты для сельской молодёжи. В целом же стройотрядовская жизнь для молодых людей была школой взросления, где будущие специалисты разных отраслей закаляли волю. Вот, к примеру, Герой России Александр Алексеев, подполковник ФСБ, совершивший подвиг в Чечне, первую свою медаль «За трудовую доблесть» получил за организацию работы стройот-рядов, будучи секретарём комитета комсомола Ухтинского индустриального института.
Стоит отметить, что среди руководителей всех рангов немало бывших стройотрядовцев. Нынешние министры Николай Смышляев и Валерий Коробов были бойцами ССО. Нелишне вспомнить, что и Владимир Путин в далёком уже 1972 году работал в одном из стройотрядов в нашей республике…
Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить всех ветеранов ССО, сегодняшних бойцов студотрядов и организаторов движения с главным стройотрядовским праздником – Днём строителя!
– Как получилось, что вы стали заниматься стройотрядами, как сейчас говорят, на профессиональной основе?
– Вообще-то в стройотряд меня привёл Николай Цхадая. Будучи студентом, я работал в зональных штабах, бойцом линейного отряда. После окончания вуза работал в УИИ, откуда меня и пригласили в штаб студенческих отрядов. Но это такая работа, которая затягивает, поскольку требует и творчества, и полной отдачи душевных сил. И я пробыл комиссаром областного студенческого отряда до развала СССР. Потом, когда началась неразбериха, студенческие отряды стали не нужны…
– В настоящий момент руководство страны уделяет большое внимание воспитанию молодёжи, а стройотряды в этой ситуации могут оказаться крайне полезными…
– Мы об этом говорим уже много лет, ведём работу по пропаганде стройотрядов. К сожалению, в начале девяностых победила точка зрения о том, что студенты должны на каникулах интеллектуально развиваться, а не «гнуть спину на грязной работе». Мы стучались во все двери, но тогда было не до нас: шёл делёж власти, денег, влияния. Впервые какой-то интерес к возрождению стройотрядов стал проявляться после того, как первый Глава республики Юрий Спиридонов создал при правительстве комитет по делам молодёжи. К сожалению, с тех пор ситуация мало изменилась. Какого-то центра нет, как нет и нормативно-законодательной базы.
– Но при Министерстве образования есть отдел по работе с молодёжью, который курирует студенческие отряды и даже бодро рапортует об успехах. 10 июня состоялось торжественное открытие трудового семестра сводного студенческого отрядов проводников. Студенты СГУ работают в детских лагерях, студотряды УГТУ помогают нефтяникам, ещё кое-кто занят на благоустройстве столицы…
– Но это же капля в море! Да, студенты-ухтинцы работают на промышленных стройках, но это в первую очередь благодаря тому, что ректор университета Николай Цхадая очень много сделал для возрождения стройотрядов. Ему при жизни за это памятник поставить нужно! У него в университетском музее есть даже экспозиция, посвящённая ССО. А вот в том же СГУ отношение к студотрядам совершенно противоположное.
В феврале этого года была проведена учредительная конференция молодёжного общественного движения «Студенческие отряды Республики Коми»: хотели объединить силы, совместно начать решать проблемы. Присутствовали на конференции заместитель председателя Госсовета Евгений Шумейко, замминистра образования Нина Нестерова.
Речи там говорились правильные, были и заверения о сотрудничестве, и обещания о помощи со стороны власти. Был даже создан штаб движения, а его руководителем избран выпускник госуниверситета Дмитрий Попов.
Увы, обещания остались обещаниями. Господин Шумейко уехал в Москву, а Дмитрий Попов стал чиновником. Все данные ему поручения он, видимо, положил под сукно или в дальний ящик стола.
– Насколько я помню, в прессе говорилось, что конференция обратилась с предложениями к Главе Республики Коми. Вы после этого к нему за помощью не обращались?
– Я встречался с новым министром образования Владимиром Шарковым, мы с ним обсудили положение дел, поговорили о приближающемся юбилее, я ему даже письмо с предложениями передал. Увы, наверное, в силу занятости министр за прошедшие четыре месяца не нашёл времени на ответ.
А заместитель Главы РК Алексей Чернов дал поручение своему помощнику Павлу Марущаку встретиться со мной и обсудить проблемы. Однако тот на назначенную встречу не явился. Не думаю, что не исполнять поручения заместителя Главы республики – правильная линия поведения чиновника.
– Это при том, что первые лица государства недвусмысленно указывают своим подчинённым: обратите внимание на стройотряды!
– Да, по поручению Президента страны установлен памятник студотрядам в Москве, а премьер-министр недавно участвовал во встрече с бойцами стройотряда в Сочи. Глава правительства подчеркнул значимость и силу стройотрядовского движения. Вроде бы – прямой сигнал руководителям на местах, но…
В закон «Об образовании» после многолетней работы была внесена поправка, дающая определение студенческому отряду. Сейчас будет приниматься новый закон, необходимо, чтобы эта поправка сохранилась. Нужно идти ещё дальше: принимать поправки к Трудовому кодексу, и чем быстрее, тем лучше.
Я убеждён, что нужна большая разъяснительная работа, нужно, чтобы сегодняшняя молодёжь знала историю студотрядов, их песни, традиции, культуру. Ведь это целый пласт, который достоин изучения и внедрения в жизнь! Пока не будет пропаганды всего этого, не будет передан опыт, движение не возродится.
– Вы занимаетесь этим всю свою жизнь: организуете выставки, пишете статьи, выпускаете книги. Всё это, помимо основной работы, практически на голом энтузиазме. Сейчас хотите создать музей стройотрядовского движения в республике. Почему и зачем? Это хобби, увлечение или род недуга?
– Я был комиссаром. А комиссаров бывших не бывает…
Знала этого товарища еще пацаненком сопливым. Родители его жили на улице Косолапкина в Ухте, в доме, где книжный магазин. Отца его не помню, а от матери осталось впечатление злющей-презлющей женщины.