Михаил Китайгородский: «Атмосфера нашего вуза притягивает»

Ректор рассказал, почему выпускники не идут работать в школы

12:34. 24 июня, 2011  
  
0

В начале мая в должность ректора Коми государственного педагогического института официально вступил Михаил Китайгородский. Управлять первым и одним из крупнейших вузов республики – задача нелёгкая.

О том, каким видит будущее учебного заведения, а также о политике развития вуза, новый руководитель института рассказал во время встречи с корреспондентом «Красное знамя».

– Михаил Дмитриевич, на протяжении многих лет вы работаете в Коми государственном педагогическом институте. Как было принято решение о выдвижении вашей кандидатуры на должность ректора вуза?

– Действительно, в институте я работаю с 1986 года, поэтому жизнь его я знаю во многих направлениях. Решение о выдвижении моей кандидатуры на должность ректора не было единоличным, и, наверное, человек не должен такие решения принимать индивидуально. За мной стоял серьёзный коллектив: коллеги, друзья, которые меня поддерживали и считали, что я могу принести институту много пользы, я и сам это понимал. Поэтому решение о выдвижении можно назвать закономерным.

– Какой вектор развития видите для института?

– Мы поставили себе задачу создать систему многоуровневого профессионального педагогического образования. Первой ступенькой в этой пирамиде станет среднее профессиональное образование, этим сегодня занимается Гуманитарно-педагогический колледж имени Куратова. При этом мы не собираемся дублировать те программы, которые сегодня преподаются в ссузе. Речь также идёт о бакалавриате и магистратуре. В этом году на ряде факультетов мы открываем магистратуру.

В систему многоуровневого профобразования войдёт аспирантура, которая на протяжении нескольких лет успешно функционирует на базе вуза. У нас действует система повышения квалификации педагогов, а также переподготовки кадров. Можно говорить о том, что вертикальная уровневая система в институте практически сформирована.

Кроме того, мы работаем в направлении создания образовательного комплекса, который будет функционировать на базе вуза.

Что касается развития института, большое внимание уделяется международному сотрудничеству с другими вузами. Наш институт является организатором тематической сети экологического образования. Участниками этой сети являются боле десяти вузов мира. На её базе мы начали реализовывать несколько международных программ.

– Помимо общения со сверстниками из других стран, чем ещё может быть полезно подобное сотрудничество для ваших студентов?

– Студенты могут обучаться некоторым дисциплинам за рубежом, участвовать в международных конференциях. При этом речь не идёт только о студентах факультета иностранных языков. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда нашим зарубежным партнёрам интересна коми культура, в частности национальные промыслы. На факультете технологии и предпринимательства преподаются дисциплины «Ремёсла народов Севера», «Прикладные ремёсла». Иностранцам интересна самобытная культура наших народов. Этими вопросами в вузе занимается кафедра культурологии. Кроме того, внимание партнёров привлекает экология и экологическое образование.

Осенью мы примем очередную делегацию из-за рубежа.

 «Идеальных систем образования не бывает»

– Возвращаясь к вопросу о бакалавриате и магистратуре интересно узнать ваше отношение к воплощению в жизнь уровневого образования.

– Новой для России и, в частности,  для нашего вуза эту систему назвать нельзя. В некоторых вузах страны она применяется с 1991 года, а в нашем институте – с 2007 года. В следующем году ожидается первый выпуск бакалавров на факультете технологии и предпринимательства.

Относительно того, хороша эта система или нет, могу сказать одно: идеальных систем образования не существует. Одна из причин перехода России на ступенчатый принцип обучения – интеграция страны в мировой рынок образования. Говоря о содержательной стороне вопроса – что лучше: бакалавр или специалист, замечу, что для нашего института с введением ступенчатого обучения принципиальных изменений не произошло. Педагогическое образование – особенное, и для него были введены пятилетние стандарты с двумя профилями обучения. В нашей республике, где много малокомплектных школ, сочетание двух специальностей у одного педагога на руку.

Конечно, изменились и образовательные стандарты, более активно нужно вводить интерактивные образовательные формы. Могу сказать с уверенностью одно: качество образования наших выпускников от данных нововведений не пострадает.

– Вас устраивает качество образования, которое даёт пединститут?

– Качество образования наших студентов находится на достаточно высоком уровне. Это подтверждается теми успехами, которые они достигают в педагогической, управленческой деятельности, победами на профессиональных конкурсах, в частности в конкурсе «Учитель года».

Но, конечно же, эти результаты не означают, что можно остановиться на достигнутом. Сейчас проведена масштабная работа по внедрению новых образовательных программ, которые соответствуют последним стандартам.

– Какое количество специалистов ежегодно выпускает вуз?

– Примерно 700 педагогов.

– Уже не первый год в России и в Коми складывается ситуация, когда больше половины выпускников педагогических вузов предпочитают преподавательской деятельности другие виды работы. Если ситуация будет усугубляться, то мы придём к кризису в системе образования. Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

– Что касается нашего вуза, то мы оставили давнюю систему, при которой деканы факультетов, проректоры, ректор общаются с выпускниками и определяют их будущее трудоустройство. Из разговоров со студентами видно, что они хотят идти работать в школу, однако существуют независящие от нас факторы, тормозящие планы выпускников. Как правило, это отсутствие жилья, поскольку не все города и районы, приглашая на работу учителя, предоставляют ему комнату в общежитии. Немаловажным фактором является низкая заработная плата начинающих педагогов, содержать на которую молодую семью, снимать жильё очень трудно. Правительство обещает повышение зарплат молодым специалистам, поэтому будем ждать положительных сдвигов в этом вопросе. Кроме того, со следующего года республика обещает дополнительную финансовую поддержку тем выпускникам, которые поступали в институт по целевому направлению.

Вместе с тем я не соглашусь с мнением, что более пятидесяти процентов выпускников не идут в образование. Педагогическое образование предполагает не только непосредственно учительство, но и работу в сфере дополнительного образования, в интернатах, в структурах, где требуются специалисты для работы с детьми, например в детских комнатах милиции. По нашей аналитике, около 60 процентов выпускников идут работать в систему образования.

Потребность в педагогах была, есть и будет всегда. Так, например, почти все выпускники факультета педагогики и методики начального образования устраиваются по специальности. Более того, даже после этого в школах республики сохраняется дефицит учителей начальных классов.

Тандем энергии и опыта

– В каких вы отношениях с вашим предшественником –  Валерьяном Исаковым?

– По взглядам на жизнь, позициям по отношению к людям мы очень похожи с Валерьяном Николаевичем. Мы продолжаем общаться, в некоторых вопросах я с ним консультируюсь.

Сейчас Валерьян Николаевич активно занимается преподавательской и научной деятельностью.

– Вы собираетесь продолжать ту политику правления вузом, которую вёл бывший ректор?

– У каждого ректора должно быть своё видение развития института, его стратегии и политики. И оно не может полностью соответствовать линии развития предыдущих ректоров. Конечно, некоторые изменения уже происходят, а именно: изменились состав ректората, структура управления, вводится управление по учебной, воспитательной и социальной работе, чего раньше не было.

С момента моего прихода прошло только два месяца. Что-то масштабно реорганизовывать за это время не нужно.

Что же касается моего отношения к сотрудникам вуза,  поддержка аспирантов, отношение к работникам старшего поколения будут такими, как и прежде.

– В эти дни начинается вступительная компания. Традиционно конкурс на многие факультеты пединститута очень высокий. Чем обусловлен такой интерес абитуриентов к вузу?

– Наш институт популярен не только среди выпускников школ республики, но и среди абитуриентов Кировской, Архангельской областей; в прошлом году к нам поступила девушка из Сочи.

Коми государственный педагогический институт является первым вузом республики. За это время в институте сложилась уникальная образовательная среда, которая выражается преемственностью педагогических поколений вуза. Я думаю, что этот тандем даёт очень многое студентам. Атмосфера нашего вуза притягивает. 

Несомненным плюсом является то, что за время учёбы в институте студент овладевает сразу двумя специальностями. Этим, пожалуй, не может похвастаться ни один вуз региона.

На каждом факультете функционирует свой компьютерный класс. Доступ к безлимитному интернету для всех студентов в корпусах вуза и в общежитиях бесплатный.

Что касается быта студентов, то мы постоянно улучшаем условия в общежитиях, в которых проживают иногородние студенты. Плата за проживание в общежитиях вуза невысокая. Более того, с этого учебного года стоимость проживания в общежитиях студентам-первокурсникам будет компенсирована.

Кроме того, мы вводим повышенную стипендию для тех первокурсников, которые показали высокие результаты на вступительных экзаменах. Мы практикуем дополнительные надбавки тем студентам, которые сдают сессии на «хорошо» и «отлично».

Одной учёбой жизнь студентов не ограничивается: для реализации творческих способностей учащихся в институте функционирует два десятка ансамблей и спортивных кружков.

Наша справка

Михаил Дмитриевич Китайгородский родился в 1963 году в Сыктывкаре. Детство провёл в посёлке Седкыркещ, там же окончил среднюю школу. По окончанию школы поступил в Московский государственный педагогический институт на факультет физики. Учился в аспирантуре, после чего защитился и получил степень кандидата физико-математических наук.

Трудовую деятельность начал в КГПИ на факультете технологии и предпринимательства в должности лаборанта. Позднее работал в должности старшего преподавателя, заведующего кафедрой, декана.

С 2008 года – проректор по учебной работе КГПИ.

В мае текущего года приступил к обязанностям ректора вуза.

Женат, имеет двоих дочерей.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000