Ирина Котылева: «Молодёжь стала ходить в музей без пива»

Собеседница газеты рассказала о застенчивости провинциальных музеев и экскурсоводах

Автор:   
16:38. 15 июня, 2011  
  
0

Чёртова дюжина может оказаться счастливой. Так произошло с Национальным музеем Республики Коми, который впервые принял участие в международном фестивале «Интермузей-2011». Тринадцатое по счёту событие с участием 170 музеев России и зарубежья состоялось в начале июня в Москве. Об итогах поездки сотрудники музея Коми рассказали вчера журналистам.

Стенд нашего музея оказался рядом с экспозициями Эрмитажа, Российского исторического музея и Музея Востока. «Никто мимо нас пройти не мог», – отметила директор Национального музея РК Ирина Котылева. Его сотрудники презентовали экспозицию о Стефане Пермском. Православная тема и фигура просветителя была выбрана не случайно: музей поставил перед собой задачу рассказать не столько о себе, сколько о республике и её столице. Это удалось. По словам Ирины Котылевой, в Москве интерес к Стефану Пермскому, к культуре и истории Коми оказался очень высоким. Кроме того, удалось немного заработать: CD-диски о национальном костюме коми, красочные альбомы, открытки и сувениры разошлись как горячие пирожки.

Ирина Котылева призналась, что на большой успех не рассчитывала. Более того, неуверенность в собственных силах стала причиной отказа от участия в конкурсных программах фестиваля.

– Ирина Николаевна, почему ваш музей только в этом году решил поехать на фестиваль?

– Мы себя недооценивали, высокий уровень фестиваля пугал. Может быть, причина в северной сдержанности. Многие значительно удалённые от Москвы музеи принижают свои возможности. Финно-угорские регионы особенно застенчивы: в этом году Марий Эл и Мордовия не принимали участия в фестивале.

– Поездка стоит денег. Кто вам помог решить финансовый вопрос?

– Наш музей не имеет федерального статуса, поэтому на государственную поддержку рассчитывать не приходилось. Благодаря спонсорским деньгам мы не только покрыли транспортные расходы, но и вошли в каталог участников фестиваля. Он разойдётся по всем музеям России и зарубежья, о нас узнают.

– Как в целом складываются отношения с бизнесом?

– Пока нашему музею не удаётся найти того уровня понимания, которого бы хотелось. Есть предприятия, которые нам постоянно помогают. Кто-то игнорирует наши предложения. Может быть, музею пока не удаётся найти верного подхода. Хочется, чтобы бизнес понимал: мы для них важны, поскольку их дети и внуки рано или поздно придут в музей, чтобы приобщиться к культуре. При этом музей должен понимать: только качественная работа является залогом доверия и помощи со стороны бизнеса.

– Одна из целей фестиваля – привлечение молодёжи в музеи. Насколько вам это удаётся?

– Удаётся. В прошедшую не так давно «Ночь музеев» наши экспозиции стойко вынесли наплыв посетителей. Среди них были в основном молодые люди – немало представителей субкультур. Они буквально остолбенели: с таким удивлением рассматривали экспонаты! Было видно, что многие из них первый раз в жизни оказались в музее. Мы не испугались волны посетителей: открыли все экспозиции, хотя охрану пришлось усилить. Всё прошло без ЧП: ценности остались целыми и невредимыми. В эту “Ночь музеев” среди посетителей было гораздо меньше нетрезвых. Первые два года проведения «Ночи музеев» ситуация с алкоголем была катастрофическая: приходили прямо с банками пива. Выходит – культуру можно воспитать.

– Экспозиция может быть сколь угодно интересной, но если экскурсия была скучной, то человек вряд ли вернётся в музей. Общение с посетителем – это искусство?

– Самое главное правило для экскурсовода – он должен уметь нравиться. Вести диалог, выстраивать повествование в зависимости от уровня знаний, возраста, настроения посетителей – это принципиально иной подход к работе. Он отличается от того, к которому все привыкли. Вопрос в том, хотят и готовы ли к этому сотрудники. Заставить их работать по-другому сложно, но такую работу нужно проводить.

Я работаю экскурсоводом много лет. И всякий раз ставлю перед собой задачу – человек должен меня слушать, должен интересоваться. Статус, возраст, образование не имеют значения. Однажды я проводила экскурсию для Юрия Спиридонова. Он сразу предупредил: о Коми знает всё или почти всё, поэтому большой потребности в экскурсоводе не испытывает. В итоге наша прогулка по залам музея длилась почти час.

– В Европе уже давно работают по такому принципу…

– Я бы не стала идеализировать. Проблема взаимоотношений сотрудников и посетителей актуальна и там. Но в Европе доход экскурсовода напрямую зависит от качества его работы: основную долю составляют чаевые от посетителей. В ряде музеев есть жёсткое правило: не улыбнулся посетителю раз – замечание, не улыбнулся два – увольнение.

– В России вам справедливо могут возразить: за такую смешную зарплату ещё и улыбаться?..

– Дело не только в зарплате. Если завтра будут платить больше, люди не станут улыбаться. Если бы в нашей стране люди знали, что потеряют работу, они вели бы себя по-другому.

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments