Виталий Лифляндский: «Мне не хотелось уезжать отсюда»

Кто из жителей северо-запада России не помнит киножурнал «Северные зори», предварявший большинство киносеансов ещё...

14:44. 26 мая, 2011  
  
2

Кто из жителей северо-запада России не помнит киножурнал «Северные зори», предварявший большинство киносеансов ещё каких-то  20-25 лет назад? Увы, сегодня система кинопроката в нашей республике практически разрушена. «Красное знамя» сочло необходимым встретиться с человеком, на протяжении почти четверти века имевшим непосредственное отношение к созданию кинолетописи Коми и прилагающим максимальные усилия к возрождению киноиндустрии в регионе. Вчера Виталий Лифляндский отметил свой день рождения, а накануне рассказал нам о проблемах киноотрасли. Мы встретились в хранилище государственного предприятия «Комикиновидеопрокат», его Лифляндский возглавляет последние полгода.

— Виталий Геннадьевич, сколько же здесь коробок с киноплёнкой?

— Более восьми тысяч фильмокопий.

— Вы ведь «варяг»? Расскажите о ваших корнях и о том, как пришли в кино.

— Я человек сельский. Царскосельский. Родился и до десяти лет жил в Царском Селе (город Пушкин – прим. авт.), а потом семья переехала в Питер.

Я окончил журфак ЛГУ, работал автором и ведущим программ на ленинградском телевидении. Спустя какое-то время меня пригласили на Ленинградскую студию документальных фильмов на должность редактора кинохроники северо-запада СССР, а конкретно – киножурналов «Северные зори» и «Советская Карелия». Первый объединял хронику Мурманской, Архангельской, Вологодской областей и Коми АССР. Скоро обнаружилось, что доля сюжетов из Коми составляет половину, доходя иногда и до 60 процентов! То есть республика меня уже заочно заинтересовала. Когда я впервые, в 1987 году, сюда приехал, здесь был дикий холод, а меня при этом не отпускало ощущение тепла. Люди были тёплые, внимательные, заинтересованные.

Где бы мы с коллегами ни появлялись – в сельском клубе или чиновничьем кабинете, везде нас ждал «чай по-коми». Я спрашивал себя: «Что такое «чай по-коми»?» Заходишь – а там такая «поляна» накрыта! И солонина, и оленина, и чего только нет! Вроде говорили про чай. «Ну это чай по-коми», – отвечают.

Я жил в уверенности, что не могу находиться за пределами Питера больше недели. Но когда приехал сюда, мне совершенно не хотелось отсюда уезжать! Я поймал себя на мысли, что здесь мне, по крайней мере, не хуже, чем в Питере.

Сюжеты для «Северных зорь» в то время в Коми снимал замечательный оператор, более известный широкой публике как фотохудожник, Георгий Лисецкий, ушедший из жизни в 2005 году.

И тогда, и позже, когда я создал здесь компанию, я жил на два города – Сыктывкар и Питер.

— А семья по-прежнему в Петербурге?

— Да. У меня там три дочери, одна тоже закончила питерский журфак.

— Как у вас складывались отношения с руководителями республики?

— По-разному. Юрий Спиридонов, например, сам настоял, чтобы кинохроника стала государственной со всеми вытекающими последствиями (Комикинокомпания «Парма Ёль» занималась съёмками кинолетописи Республики Коми после закрытия (1993) сыктывкарского корпункта Ленинградской студии документальных фильмов — авт.).

Или такой пример. Октябрь 1993 года. Спиридонов прилетает из Москвы, где танки расстреливают парламент. Один танк едва не раздавил машину Спиридонова, он сам еле жив остался – в буквальном смысле. С давлением под 200 Спиридонов сразу по приезде даёт пресс-конференцию, замечает в зале меня и находит необходимым заметить: «Про проблемы кинохроники знаю, кинохронике умереть не дадим». Сказал – и сделал. 

В 1995 году, к 50-летию победы в Великой Отечественной войне, мы сняли фильм о ветеранах «Этот день вы приближали, как могли». Пока Юрий Алексеевич смотрел фильм, он сменил четыре носовых платка, а после просмотра сказал мне: «Мы твоё кино похороним!» На меня напал столбняк, прежде чем я смог спросить: «Неужели так плохо?» Он говорит: «Нет! Мы заложим фильм в капсулу и захороним возле «Вечного огня» вместе с «Книгой памяти» и фронтовыми письмами». Справа от огня есть плита с обращением к потомкам вскрыть в 2045 году. Я на всю жизнь запомнил слова Спиридонова о нас, кинодокументалистах: «Вы делаете то, чему мы цены не знаем и что наши дети вряд ли оценят. И только внуки и правнуки поймут».

Государственное учреждение «Редакция киножурнала «Парма Ёль» – Кинохроника Республики Коми» снимало кинолетопись Коми с 1997 до 2004 года.

— Что же произошло в 2004-м, на пике «тучных нулевых»?

— Кинолетопись не выдержала натиска Веры Скоробогатовой (в то время замглавы РК – прим. авт.), приказала долго жить. А ведь мы документировали все стороны жизни республики! Но тут пришла Скоробогатова и сказала: «Зачем нам кино, если есть телевидение?» Если помните, был у нас в те же годы замом, а потом и первым замом Главы Павел Орда – человек прижимистый, умевший считать деньги. Так вот, даже он мне сказал позже в кулуарах: «Я так и не понял, почему нужно было отказываться от собственной кинолетописи из-за каких-то полутора миллионов рублей в год». К сожалению, этот вопрос курировал не он, а Вера Скоробогатова.

По иронии судьбы, через полгода после принятия решения о закрытии кинолетописи мне было присуждено звание «Заслуженный работник Республики Коми» за сохранение этой самой кинолетописи. Я хотел отказаться принимать награду, и только Владимир Осипов (в 2004 году – руководитель администрации Главы и правительства РК – прим. авт.) смог уговорить меня. Кстати, Скоробогатову «ушли» из правительства  не то через полгода, не то через год после тех событий. Владимир Михайлович Осипов (царствие небесное!) потом тоже был отстранён от должности.

— С Вячеславом Гайзером есть взаимопонимание?

— Мы знакомы ещё с тех пор, когда он был заместителем министра финансов. Он умеет считать и видит перспективу. И, как мне кажется, он интеллигентный человек, то есть должен понимать важность того, что мы занимаемся сохранением национальной памяти в зрительных образах. Мне очень хотелось бы с ним встретиться и понять его личную позицию. Пока же Гайзеру просто не до кино, все силы брошены на празднование 90-летия республики.

— Раз уж мы вспомнили 90-е годы: не секрет, что тогда в кино Коми подвизалось немало странных личностей и структур. Как, например, вы оцениваете деятельность компании «Эском-Фильм» и её владельца Владимира Фотиева?

— По моему убеждению, Фотиев – мошенник и мерзавец. Доказать покушение на убийство компетентные органы не смогли, но кое-что «накопали». Этот господин подвизался в кино с одной-единственной целью – кино должно приносить ему много-много денег. Почему до сих пор  на месте кинотеатра «Парма» в Сыктывкаре котлован с водой? Как мне рассказали осведомлённые люди, Фотиев собрал с инвесторов около ста миллионов рублей — якобы на реконструкцию «Пармы».

— Возлагаете ли надежды на нового министра культуры?

— Валерий Иванович Коробов – опытнейший управленец, знающий проблемы кино и болеющий за него.

Очень надеюсь, что киносеть и кинолетопись республики мы возродим. Кстати, кинолетопись мы продолжали снимать, хоть и в ограниченном объёме, вплоть до 2010 года. Правда, для этого мне пришлось продать машину, гараж и квартиру в Питере — но это преходящее.

— Кто виноват — вроде ясно. Что же делать?

— Нужно во что бы то ни стало сохранить систему кинопоказа и на видео, и на цифровых носителях, и на киноплёнке, потому что кино и видео, плёнка и цифра – не одно и то же. Изображение, снятое на киноплёнку, даёт объём и глубину. Ведь не случайно, несмотря на головокружительный технологический прогресс, мэтры кино продолжают снимать на плёнку. Кстати, согласно новейшим исследованиям, негатив чёрно-белой киноплёнки может храниться до пятисот лет. 

У нас разработана концепция развития кинопроката в Коми на ближайшие 10-15 лет. Представьте: ещё 20 лет назад в Коми было 800 киноустановок (почти в каждом селе!), сейчас – около 20. Например, в Усть-Куломском районе (проблемном в связи с алкоголизацией) система кинопоказа упразднена полностью – хлопотно, видите ли. А жизнь вообще – хлопотная штука!..

— У вас есть мечта?

— У меня – три мечты. Первая – восстановить киносеть и кинолетопись Республики Коми; вторая – собрать, систематизировать и оцифровать всё, что уже снято о Республике Коми за 90 лет её существования, и третья – снять полнометражный историко-документальный фильм о Питириме Сорокине.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
2 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
СВЕТЛАНАПармаландский Recent comment authors
новые старые популярные
Пармаландский
Гость
Пармаландский

Кинолетопись глазами варяга – это кинолетопись глазами колонизатора (

СВЕТЛАНА
Гость
СВЕТЛАНА

А ЗНАЕТЕ. СПАСИБО ВАМ ВИТАЛИЙ. Я ВООБЩЕ СЧИТАЛА ЧТО У НАС В РОССИИ ЕСТЬ ТОЛЬКО ПИТЕР И МОСКВА. ХОЧУ, ОЧЕНЬ ХОЧУ ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ О КОМИ ГЛАЗАМИ БЫВШЕГО ПИТЕРЦА И СМЕЮ НАДЕЯТЬСЯ ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВОГО. хочу любить свою страну РОССИЮ. МАЛО ИНФОРМАЦИИ.МАЛО ФИЛЬМОВ. СЕЙЧАС ЖИВУ В ИТАЛИИ И ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ КАК ИТАЛЬЯНЦЫ… Читать далее »