Ольга Леонтьева: «В Коми вместо лыж будет развиваться пулевая стрельба»

Московский эксперт уверена, что статус учителя физкультуры в российской школе необоснованно принижается

Автор:   
09:30. 19 мая, 2011  
  
1

Как уже сообщало «Красное знамя», Министерство образования Коми и Агентство по физической культуре, спорту и туризму озаботились физическим воспитанием школьников. На совместной коллегии 11 мая безуспешной оказалась попытка выработать системный подход к решению проблем организации спортивной жизни в школе.

В числе экспертов коллегии была эксперт из Москвы, главный редактор газет «Спорт в школе» и «Классное руководство и воспитание школьников» Ольга Леонтьева. В ходе поездки в Сысольский район информацию о положении дел в области спорта и школьной физкультуры она получила из первых уст: от сельских учителей. Сопровождавшие Ольгу Леонтьеву республиканские чиновники познакомились с условиями, в которых сельские ребята приобщаются к спорту.

С московской гостьей, не понаслышке знакомой с реальным положением дел в сфере физического воспитания школьников, побеседовала корреспондент «Красного знамени».

– Ольга Милославовна, почему вы приехали в Коми?

– Я приехала по приглашению министра образования Коми Владимира Шаркова. Мы познакомились с ним в апреле в Пензе, где проходил всероссийский семинар-совещание «Современные подходы к формированию здорового образа жизни школьников» с участием представителей органов образования разных регионов страны. Я, как главный редактор журнала о спорте в школе, интересуюсь тем, как в разных регионах страны обстоят дела в этой сфере, поэтому приняла предложение министра. Во время поездок я стараюсь находить не только болевые точки, но и положительные примеры в жизни российских школ и потом рассказываю об этом на страницах своих изданий. Надеюсь и в Коми найти что-то интересное для моих читателей.

– Зачем нужна физкультура в школе?

– Любой предмет в школе изучается для того, чтобы в конечном итоге ребёнок сдал экзамен. Физическая культура и спорт в школе работают ради другой цели: ребёнок должен познакомиться и полюбить этот предмет, с тем чтобы в дальнейшей жизни заниматься в спортивных залах. Нам не важно, будет ли заниматься математикой юный поэт, получивший по этому предмету «тройку». Не важно, будет ли безумно грамотным юный Эйнштейн, после школы посвятивший себя математике. Но каждому из нас важно, чтобы за школьные годы ребёнок полюбил физкультуру. Использовать слово «полюбил» в данном случае, может быть, непедагогично. Но именно эта задача принципиально отличает физкультуру от других школьных предметов.  

– Ваш журнал называется «Спорт в школе». Спорт и физическая культура – это разные вещи?

– Это разные вещи, но они должны быть в связке. Если спорт вообще – это победа над кем-то, над командой соперников, победа в спринте, то спорт в школе – это, прежде всего, победа над собой. Приведу пример американских школ. Они принципиально изменили подход к футбольным матчам между школами: после матча чествуются обе команды – победители и проигравшие. Это очень правильный подход. Потому что футбол и любая командная игра – это шоу для зрителей, которое без проигравшей команды не может состояться. Такой подход верен ещё по одной причине: спорт в школе учит совершать победу над собой, а не над другими. Это верно для всех ребят – как из единственной команды-победителя, так и из множества проигравших команд. Все они достойны признания и уважения.   

– Министр образования Коми Владимир Шарков на коллегии отметил, что учитель физкультуры должен нести более высокую ответственность, мотивировать школьников и заинтересовывать их в предмете, должен осваивать новые технологии. Не слишком много требований?       

– Учитель физической культуры находится в ужасном положении почти во всех школах России. Фраза наподобие «сила есть – ума не надо» стала уже классической. Мне больно смотреть на учителей физкультуры, которые немножко запуганы. Например, они уверены в собственном неумении выступать на публике. В России пока не поняли одну очень важную вещь: учитель физкультуры работает с телом. Чем может бравировать ребёнок? Тем, что не очень хорош в математике или в другом предмете. Но бравировать неправильным телом не будет никто. Это сложнейшие психологические моменты. Нужно помнить о том, что учитель постоянно работает на точке риска. Вероятность того, что на уроке математики ребёнку станет плохо, низка. А риск того, что с учеником что-то случиться на уроке физкультуры, к сожалению, совершенно другой. В этом отношении учитель в сегодняшней российской школе не имеет социальной защиты. Например, штукатурка сыплется, потому что директор, скорее, потратит деньги на покупку интерактивной доски, чем на ремонт зала. А зачем нам спортивный зал? ЕГЭ по физкультуре сдавать не нужно. А если штукатурка упадёт на голову учащегося, на кого ляжет ответственность? Другой пример: купили футбольные ворота, а денег на установку не хватило. Мальчишки их сами вкопали, ребёнок повис на этих воротах – они ему по голове.

– И отвечает за это только учитель физкультуры?     

– На него сыплются все шишки, которые только могут быть. Если учитель хороший, то у него нет выходных дней, потому что он идёт в походы, проводит соревнования, ведёт летние площадки. Кто об этом думает? Практически никто.

– Владимир Шарков также отметил, что все школы Коми обязаны будут принимать участие в «президентских спортивных играх» и «президентских состязаниях». Российские школы к этому готовы?

– Это очень сложный вопрос. Мало кто обратил внимание на то, что одним из четырёх видов спорта в этих состязаниях является пулевая стрельба. Остальные три дисциплины – баскетбол, лёгкая атлетика и плавание. Это означает, что школьные учителя должны будут готовить ребят по этим видам спорта. Пулевая стрельба практически не присутствует в сфере школьного спорта. Но её включение в перечень означает, что регионы должны будут вкладывать деньги в строительство тиров, в обучение детей пулевой стрельбе. Если они будут использовать эти навыки после окончания школы, то встречать обученных стрельбе людей будем на улицах мы с вами.

– Инициаторы решения не подумали о таких последствиях?

– Решение было принято в качестве пробного. Но если регионы будут молчать, учителя обязаны будут это делать. Очевидно, что федерация пулевой стрельбы за счёт школ решила поднять свой статус. Она имеет права не задумываться о том, что спорт в школе работает на завтрашний день школьников. А органы региональной власти, отвечающие за школу, обязаны об этом думать. Более того, те, кто принимает такие решения, своих детей отправит учиться за границу, а от таких решений будут страдать наши дети.

– Последствия такого рода решений очевидны. Почему представители образования регионов молчат?

– Все приняли этот приказ Министерства образования России. Но в ведомстве пока не осознали, что статус “президентские состязания” означает, что пулевая стрельба становится спортивной доминантой во всех регионах. То есть в Коми будут развиваться не лыжи, а четыре президентские дисциплины. Развитие пулевой стрельбы за счёт школ – одна из самых больших ошибок.      

– Страна готовится к Олимпиаде 2014 года. Президентом поставлена задача по физическому воспитанию нации. Связанное с этим строительство физкультурно-спортивных комплексов в одних регионах идёт активно, другие пока отстают. Вы бываете в разных регионах. Каковы ваши впечатления от всероссийской спортивной стройки?

– Меня удивляет строительство комплексов без зрительских трибун. Единственный регион, в котором они предусмотрены – Пензенская область. Огромное число новых комплексов по всей стране их не имеет: так заложено в нормах, видимо, экономят деньги. Мало смысла в таких сооружениях, потому что спорт – это в том числе и шоу для зрителей. Вызывают большие опасения модели школьных бассейнов, они строятся по устаревшим нормам. Большой резонанс получила история с одним из учителей физкультуры. Он дал команду – к бортику, в бассейне потух свет. Он пошёл выяснять, что случилось, а пока педагога не было, один ребёнок утонул. По нормам в школьном бассейне не предусмотрено специальных поручней у бортиков для обеспечения безопасности, как это имеет место в Европе. А виноват снова учитель.

– Проблем много. Как было отмечено на республиканской коллегии, нужен комплексный подход. Какие системные ходы существуют?    

– Первая задача – поднять статус учителя физкультуры. Есть разные способы. Например, в Новгородской области Министерство образования выделило достаточную сумму для награждения учителей, у которых по президентским тестам идёт прирост по всей школе. Но это палка о двух концах: многие начинают натаскивать детей на тесты. В другом регионе поступили так. Если в районе улучшаются спортивные показатели за год, то губернатор выделяет больше средств на развитие спорта именно этому району. Много сейчас говорят про третий час физкультуры в школе. Это подход несистемный: приказ есть, программ нет. На мой взгляд, Министерство образования при составлении программ обратилось не по адресу: спортивным федерациям дано такое поручение. Но школьный урок физкультуры не может быть построен на спортивных принципах. Спорт вообще построен на свободе выбора: человек пришёл в спортивную секцию и в любой момент имеет право бросить занятия. Спорт в школе основан на принципе отсутствия выбора: ребёнок не имеет права отказаться от урока или от выполнения того или иного норматива.        

– В последние годы в спорт вкладывается огромное количество денег. Но воз и ныне там. Мало вкладывают или есть другие причины?

– Спорт – это бездонная бочка, в которую огромные средства вкладываются, но очень плохо расходуются. Нужно начинать с системы. Но системных подходов пока никто не предлагает. Система – это когда учителей сравнивают не по количеству наград, которые получила школа, а обращают внимание на количество спортивных соревнований, проведённых внутри школы. Система предполагает сравнение школ по количеству учеников, занимающихся в спортивных секциях школы. А если проводится сто пятьдесят конкурсов для учителей физкультуры и лавры получает только победитель – это подход антисистемный.
 

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Гражданка
Гражданка
19.05.2011 09:24

Вот пропаганда новых ФГОС пошла…

“Развитие пулевой стрельбы за счёт школ – одна из самых больших ошибок.”

Все продумано. Все. И платные уроки физкультуры вместо английского тоже. И спортивные комплексы без трибун туда же.

Американские засланцы