Ульви Азизов: «На сцене нужно блистать, а не блестеть» (ФОТО)

Всемирно известный танцор рассказал «Красному знамени» о балете и не только

Автор:   
14:00. 2 мая, 2011  
  
1

Он занимался футболом и карате, но выбрал… балет. Начал танцевать довольно поздно – в 16 лет. Но добился невероятного успеха. Сегодня наш герой представляет Национальную оперу Украины, Пражскую государственную оперу и Словацкий национальный театр. Молодой, амбициозный, невероятно обаятельный, 26-летний звезда классического балета Ульви Азизов. Его выступление в рамках фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» стало настоящим подарком балетоманам и любителям классики.


– Ульви, обычно дети определяются с танцами рано, лет в пять-шесть. Вы пришли в балет в 16. Каково это?

– Сложно. Приходилось работать в  разы больше, чем мои одноклассники по хореографическому училищу. Растяжка мышц рук и ног, работа на полупальцах — всё это нужно было тренировать с удвоенной, если не с утроенной, силой. Но у меня были хорошие данные и огромное желание добиться успеха. Благодаря увлечению разными видами спорта была хорошая физическая подготовка. Наверное, сказалось ещё и то, что мои одноклассники по хеореографическому классу к тому моменту, как я пришёл, уже перегорели, а мне безудержно хотелось танцевать. И это желание не отпускает до сих пор.

– На фестивале «Сыктывкарса тулыс» вы выступли в спектаклях «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». Нравится танцевать под музыку Чайковского?

– Чайковский – один из моих любимых композиторов, если не сказать, что самый любимый. Сегодня, если говорить о балете, все знают «Лебединое озеро», хотя во времена автора зритель намного лучше принял «Спящую красавицу». Мне, наверное, тоже «Спящая» нравится больше. Удивительная музыка, нежная, пронзительная, по-настоящему сказочная. Танцевать под неё — истинное удовольствие.

С партнёршами повезло

 

– Говорят, за два месяца до приезда в Сыктывкар вы успели станцевать партию Принца Дезире из «Спящей красавицы» на разных сценах Европы около 40 раз. Сыктывкарская сцена сильно отличается?

– Мне с первого раза сцена понравилась. Сложностей не было. Я успел за последние два месяца станцевать Дезире в Париже, Марселе, Ницце, Гренобле, Люксембурге… У вас сцена не хуже. К тому же здесь сложилась очень правильная, профессиональная и творческая атмосфера. После спектаклей было сказано много тёплых слов и со стороны зрителей, и со стороны коллег.

– Насколько сложно работать один и тот же материал, но всё время с новыми партнёрами, постоянно меняя города?

– Всё зависит от желания, большого энтузиазма и оптимистического отношения. Главное – выходить на сцену и с любовью делать своё дело, и умный зритель эту любовь и твоё рвение сразу увидит. Ещё очень радует, когда работаешь с профессионалами. В этот раз мне с девушками очень повезло. Меня поразила первая репетиция с Анастасией Исаевой (ведущая балерина Санкт-Петербургского государственного академического театра им. Якобсона, исполнившая в рамках фестиваля партию Одетты-Одилии в «Лебедином озере» – Ред.). Мы встали, посмотрели друг на друга и всё поняли без слов и пространных объяснений.

С образом принца неразрывен

 

– Многие знатоки балета были удивлены вашей школой, некоторые впервые увидели знакомых персонажей в так называемом «западном стиле». Западная школа сильно отличается от русской?

– Я никогда не утверждал, что западная школа лучше, и никогда не боролся с русским стилем. Но отличия есть, и это видно.

Мы работаем совсем иначе. Если подходить формально, то западная школа — это сильная, быстрая, акцентированная работа ног. При этом руки должны быть максимально расслабленны. Как описывал сам Серж Лифарь, благодаря которому этот неоклассический стиль и появился в балете, руки должны быть, как дым от сигарет. Координация движений максимальна чёткая, но тело при этом должно быть очень свободным. Главное в танце — это образ и естественность.

– Говоря об образе, в обоих балетах вы играете партию принца. Просто ли соответствовать сценическому статусу?

– Главное уяснить, что ты должен быть принцем, а не изображать его, точно также как ты должен блистать на сцене, а не блестеть. Принц — это главный персонаж на этой «вечеринке». Он в центре внимания, ему – все лавры. Он должен быть эталоном, Аполлоном, с элементами нарциссизма. Он должен быть очаровательным и очарованным. В этих ролях нужно быть очень открытым и естественным.

– Не утомляет каждый раз на сцене становиться принцем?

– Мне иногда кажется, что я вообще уже не выхожу из этого образа. Мы же думаем о балете 24 часа в сутки. Нельзя отыграть партию, прийти домой и забыть о своём деле.

Вместо судьбы дворника история балерины

 

– Есть ли увлечения в жизни кроме балета?

– Времени почти ни на что не остаётся. Хотя, если выдаётся свободная минутка, люблю сходить в театр. Особенно русский. Кстати, посмотрел «Пиковую даму» в рамках фестиваля. Мне понравилось. Я вообще очень люблю, когда русские оперы поют русские, на родном и настоящем языке. Когда по-русски поют иностранцы, звучит не совсем органично.

Кино изредка смотрю в дороге, с компьютера или телефона.

– В прошлом году вышел фильм «Чёрный лебедь» Дарена Аранофски. Смотрели?

– Да, посмотрел. Знаете, что скажу? Балерина не должна быть такой огромной! В настоящем балете танцовщицы проходят специальный отбор, почти как у спартанцев. Длинные руки, тонкие ноги, красивая шея. Хотя на самом деле фильм не про балет. И к искусству не имеет  никакого отношения. Это просто история судьбы человека. Этакий коммерческий проект, который можно было снять и про дворника, но решили снять про балерину.

– Негативно относитесь к такого рода коммерческим проектам?

– Не сказал бы, что негативно. Просто мне бы хотелось, чтобы больше вкладывались в развитие настоящего искусства. В тот же балет. Не удивлюсь, если в вашем театре аншлаг на балетные спектакли только во время фестиваля или когда приезжают выступать звёзды. А нужно сделать так, чтобы зритель шёл всегда в театр, чтобы ему здесь было интересно, чтобы зритель знал о репертуаре.

Жена от мужа не отстаёт

– Ульви, вы недавно женились. Ваша жена Ольга – основатель и художественный руководитель Etoile Ballet Gala. Нет ли в вашем творческом тандеме соревновательности, ревности?

– Нет. Когда мы начали встречаться, она ещё не занималась балетом так плотно. Она увидела меня, поверила, поняла, насколько балет важен в моей жизни. Приняла это. И это её вдохновило на свою собственную работу в искусстве. Сейчас она занимается организацией выступлений на гала-концертах звёзд, и это её призвание. Недавно она сделала концерт, и в Ригу впервые за историю приехали звёзды Гранд Опера. Это был настоящий праздник, феерия. Я очень рад за неё. Ей всего 23 года, думаю, у неё перспективное будущее.

– Есть жена, есть любимое занятие. Но постоянные гастроли, спектакли. Нет желания остановитсья, заняться домом и семьей?

– Пока нет. Я живу сегодняшним днём. И оптимистично смотрю в будущее. Мы ещё молоды, полны сил, у нас всё впереди. Останавливаться пока не имеет смысла. Нужно работать. А насчёт дома… Дом — это там, где тебя любят, ждут, где тебе уютно и комфортно. Я часто бываю у родителей, они сейчас живут в Турции. А жена и вовсе часто путешествует со мной. Мы достаточно много времени проводим вместе. Не сказал бы, что у нас острый недостаток в общении.

Поделиться в соцсетях

guest
1 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Хулио Ган
Хулио Ган
02.05.2011 13:48

Когда по-русски поют иностранцы, звучит не совсем органично.
=============================================================

Ага. А когда русские оперные певцы поют по-итальянски, то тоже нехорошо получается – фальшиво.