Интрига пятничной встречи члена Общественной палаты РФ Игоря Шпектора со своими коллегами по Общественной палате Коми заключалась в том, что, несмотря на критическое отношение гостя, он всё же заявил о предстоящем сохранении большинством своих визави мест в новом созыве палаты.
И когда встреча закончилась и Шпектор согласился пообщаться с журналистами, первый вопрос естественным образом вытекал из сделанного заявления:
– Игорь Леонидович, откуда у вас такие сведения?
– Открою вам тайну: я три года служил в разведке. Моя военная профессия — разведчик. Я ответил вам на вопрос?
– Тогда позвольте его переформулировать. То, что большинство нынешних членов Общественной палаты республики сохранит свои места в ней, – это, по-вашему, положительное явление?
– Да. Они наработали опыт, и в палате есть по-настоящему активные люди — Леонид Зильберг, Валерий Веселов, директор палаты Галина Кравченко. Я думаю, будет очень правильно, если этих активистов удастся сохранить. Да, они не всегда удобны. И тем не менее, от них есть толк. Правда, на мой взгляд, более важно, кто возглавит палату. Палату должен возглавлять сильный человек, лоббист интересов народа.
– Именно лоббист, не организатор?
– И лоббист, и организатор в одном лице. Ну, собственно, у этого человека должно быть много качеств. Но прежде всего — лоббист, пусть даже не всегда корректирующийся с интересами вверху стоящих.
– Но разве сохранение нынешнего большинства палаты — это не её застой? Ведь есть же и новые имена…
– Не могу согласиться с тем, что это застой. Я вообще против реформирования, исходящего, скажем, из возрастных показателей или отношений между членами палаты, или между членами палаты и правительством. Повторяю: всё будет зависеть от руководителя. Когда меня назначили мэром Воркуты, все были убеждены, что я разгоню всю администрацию. А первого, кого выгоню, – это заместителя Сегаля (предшественник Шпектора на посту мэра Воркуты Александр Сегаль — прим. ред.) по жилищно-коммунальному хозяйству Юрия Мазанова. Потому что у меня с ним как у главного инженера, а потом директора «Тепловодоканала» была настоящая война.
И на первом совещании, когда все, в соответствии с уставом города, написали заявления об увольнении, я им сказал: «Я вас всех приму обратно. Но: дальше вы должны будете выдерживать мой темп работы. Во-первых, рабочий день у вас будет начинаться уже не в девять, а в восемь часов утра, а приходить на работу вы будете без четверти восемь, не позже. Во-вторых, уходить вы будете, когда буду уходить я, если это необходимо. В-третьих, 45 минут — это максимальное время, когда я вас могу искать. С 46-й минуты поиска вы будете уволены. Так что — выдерживайте!»
Первым, кого я уволил, был мой зам по здравоохранению — стоило мне только проверить, как обстоят дела в психбольнице (я начал с неё), а потом в тубдиспансере. Потом я уволил своего зама по спорту. Третьей была главный бухгалтер, почему-то посчитавшая, что командовать в администрации будет она. Затем начальник управления образования… А Мазанов — остался. И когда пришёл Будовский (нынешний мэр Воркуты Валерий Будовский — прим. ред.), я ему сказал: «Оставь Мазанова — он толковый парень. Да, у него сложный характер. Но он грамотный коммунальщик».
Поэтому я противник с ходу всех менять.
– Вы, наверное, информированы, что в независимых СМИ республики проводилось голосование по кандидатам в Общественную палату. Как вы относитесь к такому методу определения рейтинга?
– Вы знаете, я не хочу обидеть прессу. Но иногда, читая рейтинги того или иного человека, я думаю: не, ну здесь пресса явно даёт левака! Я тоже иногда видел рейтинги, касающиеся себя. При этом, помню, был пик моей популярности, меня звали чуть ли не возглавить правительство — а в рейтинге я находился только на третьей строчке. Чего явно не могло быть.
Так и здесь. Сегодня роль журналиста в таких делах очень велика. А роль руководителя журналиста — ещё выше. И поэтому порой далеко не всё чисто. Если бы действительно в отношении кандидатов проводили серьёзные опросы, делали бы на них, что называется, социальные паспорта, тогда о голосовании говорить было бы правомерно. Вот я президент Союза северных городов. Перевидел столько мэров за свою жизнь. И каких болванов видел! Но как такой болван становится мэром? Очень просто: он публике говорит не то, что должен говорить мэр, а то, что может сказать, например, дворник. Или ещё лучше — зэк. У меня масса знакомых зэков. Кое с кем разговариваешь — он словно и не сидел 15 лет: профессор! Вы же знаете, как многие женщины покупаются на то, что им пишут из тюрем…
И вот народ с лапшой на ушах голосует за такого кандидата. Он становится мэром, приезжает к нам на союз, я знакомлюсь с ним и понимаю, что он (стучит по столу) полный ноль. Он не понимает, как ему найти деньги и сформировать бюджет.
Поэтому сейчас в СМИ могут появиться люди, которые хорошо наболтали языком: тот дурак и тот дурак, а тот идиот, в республике все воруют, в городе всё неправильно делается, фонтан не надо строить, крышу неправильно покрыли, фасад не такой сделали… Зато вот я, Ваня, – классный! Вот так может появиться мнение, которое может в свою очередь выдать нового члена Общественной палаты. К этому надо подходить очень серьёзно.
– Вы упомянули о лоббизме интересов народа. А вам удаётся лоббировать эти интересы?
– Да. Вот, скажем, некоторые мои замечания по инвалидам правительство взяло на вооружение; предложения по решению проблем коренных малочисленных народов находятся на рассмотрении у Президента, мы и с минстром региональной политики на эту тему говорили, он поддерживает меня по целому ряду вопросов. Считаю, что подписанное недавно республикой соглашение с «Северсталью» – это тоже большой сдвиг.
– Каково ваше отношение к проблеме МРОТа?
– Естественно, государство вытащить такую сумму, которая нужна, исходя из принятых законов, не в состоянии. Просто уравниловка, которую сделали для северных регионов и для центра России, была бездумна изначально, из серии анекдотов. Кто-то живёт в яблоневом саду, а кто-то за Полярным кругом, при этом последний получает МРОТ уже с северной надбавкой. Поэтому, вероятно, нужно принимать решение, исходя из проекта бюджета с учётом постепенного изменения самих коэффициентов. Это изменение нужно расписать по годам. Но, естественно, он не должен быть одинаков для всех регионов.
Разведчик…Только почему-то этого независимого заполярного почти главу правительства (при всех его профессиональных и оргдостоинствах) в ОП РФ Желтый дом проталкивал.Впрочем, если ИЛШ как член ОП РФ будет, скажем так, куратором ОП РК – это для последней станет реальным плюсом, позволяющим соотносить свою деятельность с задачами, находящимися в мозгу и плане… Читать далее »