Владимир Юрковский – первый за многие годы министр культуры Республики Коми, изначально профессионал от этой самой культуры. После периода некоторой закрытости для прессы, вызванной не в последнюю очередь пристрастностью ряда репортёров, Владимир Юрковский дал эксклюзивное интервью «Красному знамени», ответив, в том числе, на ряд «провокационных» вопросов.
– Владимир Иванович, спустя полтора года после назначения не жалеете, что согласились занять пост министра культуры?
– Представьте себе, не жалею. Немного грущу по тем временам, когда занимался непосредственно тем, чему учился, – актёрским мастерством. Тогда вокруг меня были только друзья, а сейчас я порой должен принимать решения, которые кому-то могут не понравиться. И ещё грущу по времени, когда был продюсером моей супруги, Ольги Сосновской. Но это, скорее, светлая грусть.
– А кем быть интереснее – продюсером или министром?
– Интересно и то, и то! Но разный, говоря канцеляритом, функционал, разный уровень отношений и ответственности. Когда я был артистом, я и улыбался чаще. Хотя близкие друзья говорят: «Вовка, каким ты был, таким и остался!»
– Кто сейчас продюсирует Ольгу Сосновскую? Если, конечно, она в этом нуждается.
– Мы вместе работали по её продвижению с 1997 года. С тех пор её уровень настолько возрос, что сейчас она – совершенно самостоятельня фигура. И профессиональные, и человеческие качества Ольги – коммуникабельность и прочие – позволяют ей прекрасно ориентироваться в своей профессиональной среде.
– Вернёмся к вам. Министр культуры – фигура заведомо обречённая на критику с самых разных сторон. А вам сильно достаётся?
– Провокационный вопрос. Да, были нападки в некоторых СМИ, особенно в прошлом году, и не скрою, я очень обижался поначалу. Как любой творческий человек, я привык близко к сердцу принимать переживания такого рода, но теперь научился быть спокойнее. Во-первых, угодить всем невозможно. Во-вторых, если чувствуешь, что прав, то легче и стоять на своём, и воспринимать критику.
– Что из того, что вы успели сделать как министр, считаете самым большим своим достижением?
– Не считаю, что мне уже удалось сделать что-то настолько выдающееся, чем можно гордиться. Плоды нашей деятельности созреют через несколько лет, сейчас рано говорить. Что же касается конкретных проектов, могу назвать и Российско-Финляндский культурный форум, и Чеховский театральный фестиваль, и открытие «Дома Суханова», где сейчас располагается литературный музей Куратова. В этом году проходят Дни культуры муниципальных образований республики, которые очень тепло встречает публика, и хочу отметить, что это не смогло бы состояться без участия моих коллег по министерству.
А вообще для меня важен общий результат моей деятельности как министра. Когда Надежда Боброва уходила с должности министра, многие меня спрашивали: «Боброву «ушли», потому что плохо работала?» Да нет, конечно! Хорошо работала. Сделала много полезного. Но в современных экономических и социальных условиях необходимы креативные подходы, в том числе к государственной культурной политике. Когда меня пригласили на должность министра, то поставили именно такие задачи. Надеюсь, что оправдываю эти ожидания. И ещё я трудоголик. Даже в отпуске думаешь о деле и вынашиваешь какие-то идеи, планы. Наверняка вы меня понимаете. Вот и Андрей (наш фотокорреспондент Андрей Шопша – прим. авт.), я уверен, и в отпуске не расстаётся с фотоаппаратом.
– Приходилось ли отстаивать в Жёлтом доме конкретные проекты?
– Да, конечно. В моем характере достаточно много упрямства. Но должен сказать, что мы находим понимание у нового Главы. Например, поддержаны наши предложения о разработке концепции развития культуры на период до 2020 года, о разработке республиканских целевых программ развития культуры и сохранения культурного наследия.
– Если не секрет, есть ли у вас некий лелеемый в душе проект, который хотелось бы осуществить, находясь на нынешнем посту?
– Да, я бы хотел создать новую структуру, которой пока нет в республике. Назовём её условно «продюсерский центр» или «агентство». Такая структура могла бы объединить и координировать деятельность различных учреждений, занимающихся каждое своим направлением в организации концертной деятельности. В республику приезжает много артистов и исполнителей, проводится много фестивалей. Ангажемент и проведение всего этого и можно было бы поручить такому продюсерскому агентству.
– Восемь лет назад министром культуры Коми мог стать кинорежиссёр Андрей Кончаловский. Как вы думаете, а смог бы он вписаться в местный политический и, так сказать, человеческий контекст?
– Довольно провокационный вопрос. Думаю, смог бы, почему нет?.. У Андрея Сергеевича Кончаловского огромный профессиональный и жизненный опыт. Другое дело, что для вхождения в курс дела Кончаловскому потребовалось бы гораздо больше времени, чем, допустим, Юрковскому.
– Вы уже коснулись вскользь темы отпуска. Как вы его обычно проводите и как провели в последний раз?
– Мы всей семьей любим активный познавательный отдых, а это – путешествия. Раньше много путешествовали на машине, побывали во многих местах нашей страны, часто ездили на Украину к родителям.
В последнее время мы, как и многие жители республики, отдыхаем за границей, в экзотических странах. В 2005 году провели две недели в Танзании, в гостях у одной английской семьи. Их имение – на берегу Индийского океана. Потрясающе! Потом на поезде отправились в Замбию. Водопад Виктория, заповедники и национальные парки, слоны и жирафы на расстоянии вытянутой руки – неизгладимое впечатление! Африка – это сказка!
В мае этого года был в отпуске в Египте. Поехал, чтобы привести в подарок другу девятикилограммового сфинкса, и понять – одному, без семьи или друзей, отдыхать совсем невесело.
А совсем недавно мы с женой и двумя нашими мальчишками отдыхали в санатории «Нижне-Ивкино» в Кировской области. К сожалению, в последнее время в силу загруженности я несколько отдалился от семьи, и эта поездка была великолепна: мы не расставались целую неделю с утра до вечера.
– Алкогольные напитки употребляете?
– Кто же их не употребляет!.. Иногда хочется просто для того, чтобы расслабить мышцы и голову, снять напряжение. Последнее время предпочитал виски. Потом ко мне приехал брат из Красноярска, он пьёт водку, и мы перешли на водку. Не подумайте только, что мы постоянно пили! Ещё очень люблю шампанское. Вот что не люблю – так это вино, не нахожу в нём никакого удовольствия.
В последнее время употребляю алкоголь всё реже. Стараюсь ограничивать себя: должность обязывает, и хочется быть утром с чистой головой.
– Ваше хобби?
– Спорт: футбол, настольный теннис, плавание. Увы, в последнее время двигаюсь всё меньше и меньше – совсем нет времени. Поэтому, пока погода позволяет, стараюсь ходить пешком.
– У вас есть заветная мечта?
– Построить дом и жить в нём. При этом дом должен быть расположен обязательно посреди парка или леса, чтобы было место для прогулок, а возле дома обязательно должен быть водоём. В последнее время обливаюсь по утрам холодной водой, но куда приятнее с утра нырнуть, например, в бассейн. Это самое лучшее состояние – когда выходишь из воды, как будто очищенный.
– Где бы вы хотели закончить ваши дни?
– А что, всё так печально?.. Я поставил бы вопрос иначе: не где, а как? Знаете, в те годы, когда я был продюсером и мы с Ольгой выпускали диски, которые по большей части не продавали, а раздавали, я Ольге говорил: «Очень хочу, чтобы лет через пятьдесят кто-нибудь взял в руки этот диск, потом послушал и сказал что-нибудь хорошее». Единственное, чего я хочу, это чтобы после меня осталось как можно больше хорошего.
Отец Андрей из Усть-Вымского района. Ему Юрий Алексеевич исповедовался перед смертью. Отец Андрей отпустил ему грехи и проводил в последний путь…