Павел Кочанов: «Бизнес – тоже творчество»

Те, благодаря кому мы читаем газеты и сайты, слушаем радио и смотрим телевизор,...

17:59. 8 августа, 2010  
  
0

Те, благодаря кому мы читаем газеты и сайты, слушаем радио и смотрим телевизор, чаще всего сами остаются в тени. Я имею в виду издателей и вещателей. За них, как правило, перед публикой выступают главные редакторы изданий и телерадиокомпаний. Тем интереснее было встретиться с человеком, который стоял у истоков одного из самых значимых медиаявлений Республики Коми последних 15 лет – холдинга «Комиинформ».

Сейчас Павел Кочанов – руководитель Региональной медиа-группы, в которую входят интернет-портал «КомиОнлайн», радио «Европа плюс Коми», газеты «Комсомольская правда в Коми», «Навигатор» и «Республика Коми. Бизнес-журнал», интернет-студия «Атрибут». Но последние три года он большую часть времени проводит в Москве, где сейчас постоянно проживает и где тоже возглавляет ряд коммерческих структур. Между тем никакой специальной предпринимательской или менеджерской подготовки Павел Кочанов не имеет. В своё время он начинал видеоинженером и режиссёром на Коми республиканском телевидении…

Зачем нужен сервер

– Павел Владимирович, у Вас были перспективы роста на поприще телевизионной режиссуры?

– Безусловно. Поначалу это было увлечением. Которое потом затянуло. И в какой-то момент эта работа уже просто становится твоей жизнью. В итоге, если ты вспоминаешь какие-либо яркие моменты в своей молодой жизни, они практически все связаны с режиссёрской работой.

– Но почему бы в таком случае не делать карьеру именно как телевизионному режиссёру? Что послужило толчком к уходу в медиабизнес?

– Первая медиабизнес-идея – создать первую в респуб-лике FM-радиостанцию. Таковой была выбрана «Европа плюс». Идею поддержал тогдашний президент Фонда реализации Программы развития экономики Республики Коми Леонид Чисталёв.

– А в те годы реально было начинать медиабизнес без поддержки госструктур?

– Это намёк на «Комиинформ» – государственное унитарное предприятие? Замечу, что изначально и он создавался как сугубо коммерческое предприятие. Учредителем «Комиинформа» являлось ООО «Айлант» – вещатель «Европы плюс Коми». Это была обычная частная структура. Можно было жить и развиваться, но, разумеется, значительно медленнее, чем тогда, когда «Комиинформ» перешёл на государственное финансирование. Наработанные изначально схемы сбора и распространения информации я предъявлял, когда доказывал в правительстве необходимость нашего существования.

Вообще, доказывать приходилось такое, что сегодня воспринимается как само собой разумеющееся. Сегодня говорят: «электронное правительство». В середине 90-х годов многим руководителям из Жёлтого дома приходилось доказывать, что такое сервер и зачем он нужен. В то время и компьютеры во многих кабинетах начальников были интерьером мебели.

Электронные первопроходцы

– Идея республиканского информационного агентства созрела, получается, не в Жёлтом доме?

– Нет. Она вызрела у трёх людей – Андрея Расторгуева (известный журналист и поэт, ныне живущий в Екатеринбурге – прим. авт.), Анатолия Родова (ныне заместитель руководителя администрации Главы РК – прим. авт.) и меня. Правительство увидело эффективность реализации этой идеи немножко позже. Ведь тогда не было ещё всех современных электронных каналов распространения информации, мы, по сути, были первопроходцами.

– Появление «Комиинформа» было революционным для медиарынка республики. Как вы набирали кадры?

– Первого нашего редактора – Дмитрия Челпановского, студента исторического факультета СГУ (ныне руководитель аппарата Госсовета РК – прим. авт.) – мы приметили ещё во время президентской кампании 1996 года. И в дальнейшем основной упор делался на талантливую молодёжь. Захара Волокитина (ныне директор и соучредитель ООО «МИР» – прим. авт.) и Андрея Чернуху (директор ООО «Комиинформ-пресс», издателя «Комсомольской правды в Коми» – прим. авт.) удалось привлечь к работе тоже ещё на стадии их учёбы в университете. И вырастить в ведущих медиаменеджеров республики.

Водораздел

– Вы довольно комфортно чувствовали себя под покровительством Жёлтого дома и даже сумели без особых потрясений пережить известный стресс 2002 года (смена Главы РК – прим.авт.).

– Да, потому что Владимир Александрович (Торлопов – прим. авт.) понял, что не стоит разрушать инструмент, созданный не под конкретную личность, а для работы на правительство республики, которое, как и сам Глава, может быть новым.

– Но странным образом всё начало рушиться с момента переназначения Торлопова в конце 2005 года.

– Вы совершенно правы, называя именно это время как своеобразный водораздел. В окружении Главы начали приобретать влияние новые люди, которыми овладело убеждение, что в моих руках стало концентрироваться непозволительно много и государственных, и негосударственных медийных ресурсов.

– И вы ушли реализовывать проект «КомиОнлайн»?

– Идея «КомиОнлайна» несколько иная, чем «Комиинформа». Здесь мы чуть дальше от политики. «КомиОнлайн» изначально задуман как портал, через который люди могут выходить на интересные для них площадки, например, Финком (финансовая), Домкоми (рынок недвижимости), Зарплата.ру и т.д. Более того, это портал далеко не законченный, сейчас мы работаем над созданием особой социальной сети потребителей «КомиОнлайна», которая обеспечит более тесный контакт пользователей между собой и с нами.

– Перспективны ли сейчас печатные СМИ?

– Рано или поздно бумага из столь массового употребления, конечно, уйдёт. Разные эксперты отводят этому процессу разные сроки – от пяти до десяти лет.

– А, скажем, радио?

– В сеть уходит всё, и радио не исключение. Но для него и телевидения, конечно, этот процесс идёт объективно немного медленнее. Радио останется неким информационно-музыкальным фоном, которое сопровождает нас в быту, в машине, на природе. Кстати, с удовольствием сообщаю, что 19 июля технический директор «Европы плюс Коми» едет в Вуктыл запускать там наше тестовое радиовещание.

Снять для себя и Ютьюба

– Чем вы занимаетесь в Москве?

– В Москву меня пригласил Григорий Берёзкин (известный предприниматель, контролировавший в своё время нефтяную компанию «КомиТЭК» – прим. авт.) возглавить радиопроект, который в дальнейшем перерос в радио «Комсомольская правда». Сейчас возглавляю две московские структуры. Первая – «Масс-медиа системы», она занимается разработкой радиочастот для радиовещания. Вторая – «MediaContentRussia» – молодая компания, зарегистрированная в нынешнем году и владеющая правами на показ американских художественных фильмов.

– И 24 часов в сутках для вашей работы хватает?

– Я привык к интенсивности работы (смеётся). В конце концов, возвращаясь к началу нашей беседы, бизнес – это тоже творчество. Другое дело, что в бизнесе приходится делать очень много обязательных упражнений, которые, может быть, тебе и не очень хочется делать, но без них никак.

Хотя, конечно, иногда посещают мысли – остановиться и снять какой-нибудь фильм.

– Вы сейчас можете взять в руки камеру и сделать это?

– Открою тайну: как раз с этой целью недавно приобрёл профессиональную камеру. Найду время и снимать. И, не оглядываясь уже ни на какие эфирные сетки, выкладывать отснятое просто так. В Ютьюбе.


Наша справка

Кочанов Павел Владимирович родился в Сыктывкаре 29 сентября 1968 года. В 1997 году закончил Кировский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономика». С начала 1990-х получил опыт режиссуры и организации телевизионных программ во время работы в республиканской телерадиокомпании «Коми гор». Работал в различных пресс-службах. В 1996 году стал одним из инициаторов создания первого информационного агентства РК «Комиинформ». До июля 2006 года возглавлял КР ГУП «Комиинформ». Основатель регионального приложения к газете «Комсомольская правда», делового еженедельника «Навигатор Коми», радиостанций «Европа плюс Коми» и «Радио 7», информационно-аналитического агентства «Имидж-Контакт», региональных редакций «Бизнес-журнала» и журнала «Лица». В июле 2006 года учредил информагентство «КомиОнлайн». В сентябре 2006 года вошел в Общественную палату РК.

Поделиться в соцсетях

avatar
1000