Азат Максутов: «Вагнер в Сыктывкаре прозвучит впервые»

Совсем скоро, в пятницу, 23 января, в Театре оперы и балета Республики Коми состоится в какой-то степени необычный концерт. О нём корреспондент «Красного знамени» расспросил главного дирижера театра Азата Максутова.

Автор:   
11:05. 21 января, 2015  
  
0

– Азат Барыевич, что прозвучит в этот вечер?

– В первом отделении – 40-я симфония Вольфганга Амадея Моцарта и увертюра к опере «Свадьба Фигаро», во втором – увертюры Рихарда Вагнера к операм «Летучий Голландец», «Риенци, последний римский трибун» и «Тангейзер». Уверен, что «продвинутые» слушатели будут рады возможности услышать знаменитый «Полёт Валькирий» «вживую». Ведущая концерта актриса театра драмы Светлана Малькова не просто объявит произведения – она поведает, в какие периоды жизни композиторов и при каких обстоятельствах они были созданы. Это поможет зрителям ещё больше прочувствовать музыку.

– Такие концерты для Сыктывкара – большая редкость, у нас нет традиции играть симфоническую музыку «просто так», без особого повода. Чья была идея проведения этого концерта, и кто её поддержал?

– Идея этого концерта возникла у меня – давно, ещё в первые месяцы моей работы в Сыктывкаре. Но, как видите, вынашивать её пришлось больше года. И есть целый ряд тому причин – от недостаточного количества музыкантов в оркестре и до отмеченного вами отсутствия традиции в Сыктывкаре играть симфоническую музыку «без повода». Очень жаль, что дела обстоят именно так. Считаю, что, имея в Сыктывкаре такой ценнейший ресурс, как симфонический оркестр, лишать жителей города возможности слушать симфоническую музыку – по меньшей мере, неправильно. Поэтому сейчас с командой единомышленников мы стараемся изменить ситуацию.

– Кто составлял программу? Почему выбраны именно эти авторы, произведения (и в таком сочетании, даже можно сказать – на контрасте)?

– Мой выбор программы был продиктован, с одной стороны, необходимостью привлечь зрителя известной и любимой музыкой. Оба композитора – одни из самых популярных и часто исполняемых в мире. Эти два гения изменили ход развития истории западноевропейской музыки, повлияли на лучшие умы своего времени и завещали свои эстетические идеалы, как знак высочайшего качества, последующим поколениям. Всё это дало им полное право войти в мировую элиту несущих общечеловеческие ценности. Я сейчас занимаюсь реформированием симфонического оркестра, стараюсь укрепить его имидж, привлечь к нему внимание, привить некоторые новые ценности. И мне кажется, что в компании двух великих реформаторов – Моцарта и Вагнера – мне будет сподручнее работать в обозначенном направлении (смеётся).

С другой стороны, выбор произведений обусловлен желанием показать и наши сегодняшние возможности.

– Не секрет, что сегодня симфоническому оркестру театра далеко до полной укомплектованности. Мощи-то хватит сыграть столь серьезный концерт (и по части количества музыкантов, и по части их мастерства)?

– Я понимаю, что для каждого музыканта нашего оркестра играть Вагнера – серьёзный вызов, который требует как профессионального мастерства, так и личностного мужества. Оркестр сыктывкарского театра оперы и балета никогда в своей истории не сталкивался в одном концерте с такой сложной программой. Рихард Вагнер очень любил симфонический оркестр, знал его возможности и в своих операх постоянно повышал исполнительскую планку для музыкантов.

Что касается размеров оркестра, то у Вагнера он максимальный. Конечно же, мы не обладаем всем необходимым составом артистов оркестра. Но из-за этого отказываться от знакомства с такой шикарной музыкой, на мой взгляд, было бы неправильно. Где не будет хватать звука, усилим его через микрофоны и динамики. Главное – основные инструменты у нас есть. Кстати, известный немецкий дирижёр Герберт фон Караян, в бытность свою капельмейстером театра в Ахене, исполнял оперы Вагнера с ещё меньшим составом.

– Проблема укомплектованности оркестра кадрами в театре как-то решается? Что-то изменилось или изменится в ближайшее время по этой части? Насколько вообще сейчас оркестр укомплектован? Насколько хватает инструментов?

– Вопрос укомплектованности оркестра, как я понимаю, всегда был настоящей головной болью для дирижёров, работавших в Сыктывкаре. Что делаем сегодня для выправления ситуации? С начала сезона к нам приехали замечательные музыканты из Челябинска, Петрозаводска, Йошкар-Олы, и мы продолжаем задействовать местные кадры. За три месяца оркестр пополнился девятью новыми музыкантами. Есть и ещё желающие работать с нами, только нет свободных ставок.

В данный момент с министерством культуры решаем вопрос о приведении штатной численности оркестра в соответствие со статусом театра оперы и балета первой категории. По нормативам у нас должно быть 74 штатные единицы, а сейчас их всего 41. Поэтому приходится нелегко. Но я полон оптимизма. Если проблемой заниматься, она будет решаться, пусть, может, и не сразу: «Вода камень точит». Будем дальше аргументировать и просить.

– В чем необычность, эксклюзивность предстоящего концерта?

– Это будет первое в истории исполнение в Сыктывкаре произведений Рихарда Вагнера. Насколько знаю, до этого в столице Коми Вагнер в исполнеии симфонического оркестра не звучал. Да и 40-я симфония Моцарта, в общем-то, тоже.

– Зачем нужны такие концерты? Кому они нужнее – широкой публике или меньшему кругу любителей, знатоков классики? Какую публику ждете?

– Подобные концерты нужны и подготовленному слушателю, и не очень. Симфоническая музыка заставляет человека думать, осмыслять, что он и кто он, как живёт и чем занимается. В Сыктывкаре и вообще в Коми довольно хорошо развито народное искусство: есть профессиональные, полупрофессиональные и любительские коллективы. Но катастрофически мало звучит академическая классическая музыка! А именно она формирует человека разносторонне и развивает его высшие эстетические ценности. На бытовом уровне это потом проявляется в культуре общения, в культуре поведения. У людей обязательно должен быть выбор, где и как им провести свой культурный досуг: пойти в кино, на спектакль или на симфонический концерт. Образно выражаясь, важно уметь правильно носить не только сарафан и валенки, но и смокинг – когда это необходимо.

Идею концерта прокомментировали и ведущие артисты театра.

Заслуженная артистка РФ, народная артистка РК, концертмейстер и первая скрипка оркестра Эльвина Беляева:

– Такой концерт – событие не только для музыкантов оркестра театра, но и для всей нашей республики, так как вошедшие в него произведения наш оркестр никогда не играл. Инициатор вечера Азат Максутов вселил уверенность в музыкантов, они готовы к покорению столь технически сложной музыки, особенно Вагнера. И еще отрадно осознавать, что молодые музыканты, которыми пополнился наш оркестр, начинают свою творческую жизнь с освоения самых сложных и интересных произведений.

Почётный деятель искусств РК, концертмейстер группы альтов Светлана Хозяинова:

– Это будет статусный концерт. Ведь мы не академический, а маленький скромный оперный театр. И исполнение четырех сложнейших увертюр Р.Вагнера в одном концерте сильно повышает статус театра. Этот композитор глубоко повлиял на дальнейшее развитие музыкальной культуры в мире, его творчество так или иначе определило музыкальный язык произведений всех последующих композиторов. 40-я симфония Моцарта тоже не так лучезарна, как считает большинство, там есть и серьезность, и глубина. Эти произведения не звучали в РК никогда! И, я уверена, сыктывкарскому зрителю будет очень интересно услышать их в живом исполнении.

Для оркестра же основная задача при подготовке этого концерта – преодолеть самих себя. Значение исполнения этих произведений невозможно переоценить! Это новая страница в творчестве каждого музыканта, достижение новых высот в музыке. Когда говоришь, что играл Вагнера, это означает: ты – музыкант высокого уровня. И лично я считаю за честь исполнять эти произведения. Может, и рискованно было со стороны главного дирижера ставить перед нами столь сложную задачу, но, безусловно, этот риск оправдан.

Заслуженный артист РК, первая флейта оркестра Вячеслав Медведев:

– Концерт интересен музыкой Вагнера, которая не так часто звучит в России, богатством красок у оркестра, тембровой разнообразностью каждой из групп оркестра. Прежде нам играть Вагнера не приходилось, а музыка эта очень интересная. Желаю удачи музыкантам и приятного прослушивания уважаемой публике!

Концертмейстер группы контрабасов Сергей Протасов:

– Музыка монументальная, сложная для нашего коллектива. И играть ее – дает рост как творческий, так и моральный. Думаю, зрителю тоже будет интересно прочувствовать сиюминутность этой музыки.

Заслуженная артистка РФ, народная артистка РК Альфия Коротаева:

– Даже во время репетиций, когда по театру разносится музыка Вагнера, чувствуется ее мощь и красота. И хочется снять шапку перед главным дирижером, рискнувшим и поверившим в силы наших артистов, что такое можно совершить, даже с совсем не «вагнеровским» составом оркестра. Музыканты подходят к этой работе очень творчески, от исполнения непривычно сложной музыки у них даже расширяется размах пальцев, меняется техника игры. Они получают колоссальное удовольствие, а для музыканта очень важно играть музыку, которая ему нравится!

Хочется, чтобы зритель этого концерта захотел снова приходить на концерты симфонической музыки. Потому что одно дело – телеканал «Культура», и совсем другое – колоссальная живая энергетика в зале. Желаю, чтобы предстоящий концерт дал зрителям большой заряд жизненной энергии, которой бы хватило надолго!

Поделиться в соцсетях

Оставьте комментарий

avatar
1000