Елена Смирнова: «Мудрость в том, чтобы никуда не торопиться»

Этномодельер рассказала, почему не любит джинсы и что таит в себе юбка.

08:56. 23 октября, 2014  
  
0

Древние былины и предания народов Коми вдохновили модельера, преподавателя Школы искусств Сыктывкара Елену Смирнову на создание коллекции одежды «Яг морт». Глядя на эти сказочные, порой инфернальные костюмы, представляешь себе стародавние времена, когда на земле Коми бог Ен создал солнце, а Омль – луну.
В беседе с журналистом «Красного знамени» этномодельер объяснила, что заставило её обратиться к образам древних героев, почему женщинам следует носить украшения и что таит в себе простая головная повязка.

Будёновка для Успенской

– Елена, расскажи о своей коллекции «Яг морт».

– Она стала продолжением первой сказочной коллекции, которая создавалась по мотивам повести-сказки Александра Клейна «Волшебный камень и книга Белой совы». Тогда мы воссоздавали образы коварной Бабы-Ёмы и холодного ветра Хановея. В этот раз главным героем станет Яг морт. Над его костюмом работал выпускник нашей школы Михаил Залесский.

– Почему именно этот персонаж?

– Мне показалась интересной идея привлечь внимание к истории Коми края через мифологические образы. Такая актуализация, осовременивание старины важны прежде всего для детей, которые, как губка, впитывают всё новое и интересное. Все костюмы создаются руками учеников, я только подсказываю, какие именно материалы лучше использовать. Принципиальным моментом при изготовлении костюма является то, что мы пользуемся только экологичными материалами — бумагой, мешковиной, льном, шерстью.

Скоро начнётся работа по созданию шести женских рубах в славянском стиле. Лён, из которого они будут сшиты, я специально ездила закупать в Великий Устюг. Туда привозят натуральный лён, собранный и сотканный в Костроме и Вологде.

Очень важно подобрать и стилизовать узор для расшивки рубах. На головах у девушек будут надеты банданы – осовремененные платки. После того как костюмы будут готовы, предстоит работа с хореографами, и в завершении коллекция выльется в театрализованное дефиле.

– Но тебя не всегда тянуло к этнике и природным мотивам в творчестве. Были и другие периоды?

– Даже будучи ребёнком, я не любила одеваться, как все: во времена дефицита разрисовывала скучные кожаные сапоги лаком, выкрашивала в необычные цвета футболки. Проходила период коротких юбок, кожаных платьев, красно-зелёных волос – таким образом хотелось выделиться.

После окончания технологического колледжа увлеклась военной тематикой. Сшила себе будёновку, морской китель, военное пальто, украшенное пуговицами с орлами и замшевыми петлями, лацканами, в стиле петровской эпохи. Носила галифе и костюм с двуглавым орлом. Военная форма дисциплинирует, заставляет собраться, в тот момент, видимо, хотелось собранности.

– Я знаю, что твою будёновку носила Любовь Успенская.

– Когда училась в Петербурге, как-то раз попала на концерт Любы Успенской. Она исполняла патриотическую песню. Я стояла у самого края сцены и решила, что ей подойдёт моя будёновка, протянула руку и отдала шапку. Успенская сразу же надела убор на голову. Потом в телеинтервью певица рассказывала о том, что поклонница сделала ей необычный подарок прямо на концерте.

Как и любого человека искусства, на определённых жизненных этапах меня бросало из стороны в сторону. Но со временем захотелось спокойствия, чего-то более ценного. Для меня таковыми стали природные формы одежды и цвета, народный костюм. Я верю в магию вещей, ткани, узоров.

Одежду подбирали интуитивно

– Сегодня в моде архаика, подражание старине в стиле одежды. Как ты относишься к этому?

– Это не мода, а внутреннее стремление человека. Раньше не было журналов и показов мод, ток-шоу, в которых учили подбирать наряды. Это наши предки делали интуитивно. Обратите внимание, как много цветов в народных костюмах, но всё это многоцветие гармонично сочетается. Женщины, прислушиваясь к внутреннему вкусу, подбирали себе наряды.

У каждой семьи были фамильные узоры, кодовые значения в одежде. Такие родовые одеяния передавались из поколения в поколение от матери к дочери. Всё, что надевали на себя наши предки, имело сакральный смысл. Повязка на голову прикрывала энергетический центр, тем самым человек защищал себя от негатива окружающего мира. Защитное, а не сугубо эстетическое назначение имели женские украшения. Пояс и браслет на запястье налаживали циркуляцию энергетики. На Руси подпоясывались не только женщины, но и мужчины, защищая себя от нечистой силы или сглаза. Кстати, особое значение придавалось осанке, ведь от того, как человек нёс себя в мир, зависело восприятие его личности окружающими. Всё это не утратило актуальности и сегодня.

Магазины-вампиры

– Часто слышу от своих знакомых: мне нечего надеть. В магазинах настоящие завалы одежды, но зачастую подобрать себе нечего. Почему?

– У многих в душе внутренняя пустота, которую хочется заполнить чем-то. Люди пытаются насытиться, отправляясь на шопинг, покупают одну вещь, другую, а чувство голода не проходит. Бессмысленно бродить по магазинам, нужно успокоиться и прислушаться к себе. В крупных городах стилей множество, они «кричат» нам с витрин магазинов и говорят в облике прохожих: вот я какой! Важно найти свой собственный стиль. Это нелегко, ведь массовая мода – это бизнес, который каждый сезон навязывает новые правила игры.

Сейчас время денег, люди зарабатывают на моде. Все за чем-то гонятся, но куда? Мудрость в том, чтобы никуда не торопиться.

– Многие магазины брендовой одежды делают ставку на искусственные ткани. Они более прочные и дешёвые, но в них тело задыхается.

– Сейчас люди чувствуют потребность в натуральных тканях. В них человек звучит по-другому и по-другому излучает энергетику. Костюм – это творчество, творчество – это высшая материя. Важна не только внешняя сторона одежды, но и изнанка. Современная массовая индустрия моды не уделяет должного внимания этому аспекту. Не нужно относиться к своей одежде по принципу: и так сойдёт. В человеке всё должно быть прекрасно.

В моём гардеробе есть платье, сшитое из Павлопосадского палантина. Так вот эта вещь не просто красива и комфортна, но и несёт в себе огромную энергетику.

Джинсы – одежда для работы

– Правда, что ты не любишь джинсы?

– Да. Исторически это рабочая одежда для мужчин. Надеваю их только, чтобы выбежать в магазин или в поездки на пленэр. Сейчас в моде тесные джинсы, которые зажимают детородные органы и нарушают циркуляцию женской энергетики. Самая подходящая форма одежды для женщин — конусообразная юбка. Даже при надевании скромного немного свободного платья у женщины меняется походка, внутреннее ощущение себя.

– Не только девочки, но и мальчики сегодня носят узкие брюки…

– Общество, которое принимает унисекс в одежде, манере поведения, изживает само себя. Мальчики, которые носят облегающие брюки, делают нехорошо прежде всего самим себе.

– Ты планируешь наладить выпуск своей линии одежды?

– Такие задумки есть. Надеюсь, что скоро в Сыктывкаре появится небольшое производство качественной и красивой одежды. Как, например, у модного дома vladislavaksenov.com.

Советы модельера

– Что актуально в этом сезоне?

– В гардеробе бизнес-леди должна быть короткая жилетка. При этом не обязательно, чтобы она была целиком из меховых пластин, можно сочетать гобелен и кожу.

Не теряют актуальности длинные платья в пол или, напротив, аккуратные платьица в стиле Шанель. Если вы хотите утоньшить фигуру, то можно применить в платье боковые вставки из более плотных тканей тёмных оттенков.

Не бойтесь цветов в одежде, несите в мир красоту, ведь умение одеваться — это искусство. 

– Какие украшения и аксессуары актуальны сейчас?

– Мальтийский крест. Я занимаюсь изготовлением украшений, и если раньше публика заказывала воротники, декорированные чешским бисером и стразами Сваровски, то сейчас модники просят сделать мальтийские кресты. Это украшение в форме ромба, декорированное камнями и бисером. По-прежнему актуальны растительные мотивы — броши в виде бабочек и стрекоз.
Актуальны маленькие сумки в стиле хенд-мейд с аппликацией.

Поделиться в соцсетях

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments