Иван Урсу: «Гастарбайтеры проблему не решат!»

Суть проблемы в том, что предприятие без государственной поддержки и должного внимания власти на всех парусах катится к банкротству. Его работникам уже даже не намекают, а угрожают закрытием и локаутом.

13:45. 11 августа, 2014  
  
2

В начале августа произошло событие, которое затронуло интересы всех работников дорожной отрасли Республики Коми: в действующее Отраслевое тарифное соглашение были внесены существенные изменения. Ставка рабочего первого разряда выросла с 5909 до 6998 рублей. Об этом – наше интервью с председателем Коми Республиканского комитета профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства И. Урсу.

– Иван Семёнович, ставка первого разряда стала больше на 18 процентов и даже превысила МРОТ. Это успех профсоюза?

– Говорить о том, что повышение произошло только в результате усилий профсоюзов, будет не совсем правильным. Это результат совместной работы Коми республиканского комитета профсоюза с Правительством РК, Дорожным агентством РК, Ассоциации дорожных организаций Республики Коми и в том числе Общественным советом при Дорожном агентстве РК председателем которого являюсь. Как говорится, «потом сочтёмся славою» – главное, что зарплата дорожников теперь приблизится к среднему уровню по республике.

Что касается 18 процентов, то надо учитывать, что существует тарифная сетка по оплате труда работников организаций дорожного хозяйства. Для второго разряда коэффициент увеличения равен 1,2, для третьего 1,44, для шестого уже 2,23. Если учесть, что большинство работ осуществляется по премиальной системе, с учётом классности специалистов, то зарплата увеличивается в полтора-два раза. В результате механизатор шестого разряда может заработать в месяц порядка сорока тысяч рублей.

– Это позволит удержать кадры? Не потребуется привлекать их из-за пределов республики?

– Очень надеюсь на это. В настоящее время наблюдается отток квалифицированных кадров из отрасли: люди уезжают в другие регионы.

-Но их с успехом замещают специалисты из южных республик, которые с удовольствием едут работать и по действовавшим расценкам. Мы это видим на наших улицах – на укладке асфальта зачастую работают специалисты из южных республики, а то и вовсе из Ближнего Зарубежья. Приедут и в следующем году…

-На мой взгляд, это глубокое заблуждение. Требования «привозных» спецов растут, уже сегодня заманить их на действующие расценки весьма непросто. А что будет завтра? Наш реском убеждён, что надо делать ставку на свои кадры. Думается, что увеличение оплаты должно решить эту проблему.

– Вы довольны принятым решением? Или профсоюз продолжит работу по увеличению ставки первого разряда?

– Непременно! В рамках социального партнерства у нас уже достигнуто соглашение – об очередном увеличении тарифной ставки и с 1 января будущего года. Зарплата наших работников будет расти и впредь.

– Можно только порадоваться за работников дорожной отрасли. А что вы можете сказать о ситуации, сложившейся на предприятии «Альфа-Транс», которое, по сути, является главным перевозчиком пассажиров в Сыктывкаре и его округе? Там, судя по сообщениям в прессе, взаимопонимания между профсоюзом и руководством нет. Более того, и мэр города Иван Поздеев во всеуслышанье заявил, что вместо решения проблем пригласит варягов из других регионов…

– На мой взгляд, ситуация здесь тупиковая. Возникла она не сейчас, но решать её пока руководство не спешит, более того, администрация города только усугубляет положение. Суть проблемы в том, что предприятие без государственной поддержки и должного внимания власти на всех парусах катится к банкротству. Его работникам уже даже не намекают, а угрожают закрытием и локаутом. Чиновники администрации МО ГО «Сыктывкар» заявляет, что пригласят на место уволенных рабочих гастарбайтеров из соседних регионов…

– Наша газета провела опрос на эту тему, и оказалось, что эта идея имеет поддержку. Дескать, работают же вахтовики у нас на стройках, да и на укладке того же асфальта их достаточно. Так что ничего страшного не произойдёт, если не станет «Альфа-Транса», а его заменит какой-нибудь узбекский или казахский коллектив.

– Жалко, что у нас не избирают исполнительную власть, иначе бы с такими идеями все чиновники пролетели бы над насиженными креслами в администрации как фанера над Парижем. Вместо того, чтобы решать задачи занятости населения, они грозят людям увольнением и санкциями – ну прямо местный ЕС во главе с Обамой! На мой взгляд, чиновники просто очень далеки от понимания того, что происходит на предприятии, они пользуется недостоверной информацией, которую им выдают подчинённые. Результат плачевный – конфликт на предприятии только разрастается, дело идёт к забастовке.

– Но тогда точно зачинщиков уволят, предприятие ликвидируют, привезут вахтовиков…

– Давайте вспомним, из-за чего возник конфликт, и что требуют рабочие. В первую очередь – из-за оплаты по существующим тарифам: руководство предприятия упорно не желает выполнять условия отраслевого тарифного соглашения. Директор Сергей Ситников не выполняет решения суда и предписания Государственной инспекции труда по оплате труда согласно существующим ставкам. Проще говоря, здесь плюют на закон, а власть города закрывает на это глаза.

Знаете, какой главный аргумент у директора? Нет средств! Директор не может платить по существующим мизерным ставкам! И в этой ситуации говорить о том, что людей, работающих за копейки, заменят какие-то мифические спецы из Кирова? Они что там, совсем нищие? Или найдутся деньги для повышенной зарплаты приезжим? Но откуда?

Но самое главное не в этом. Водитель автобуса на перевозках пассажиров в Сыктывкаре – высококвалифицированный специалист, знающий обстановку, дороги и условия работы. Он знает тонкости и нюансы предприятия, слесарей и руководство, соблюдает все требования техники безопасности. И таких в «Альфа-Трансе» – несколько сотен. Спрашивается, где чиновники найдут сразу столько классных водителей? Ну, а если найдут, где будут жить приезжие спецы? В палатках? Но ведь это не сезонные рабочие, возить пассажиров нужно каждый день, зимой и летом, в жару и метель.

На мой взгляд, говорить о том, что администрация найдёт замену коллективу «Альфа-Транса», может только абсолютно безответственные чиновники, не понимающие сути проблемы. Более того, если вспомнить о том, что речь идёт о безопасности на улицах города, то это граничит уже с уголовной ответственностью…

– Вы считаете, что гастарбайтеры проблему пассажирских перевозок не решат. Но если найдутся деньги, специалисты приедут: как утверждает мэр города, Россия большая, желающие найдутся!

– Если деньги найдутся, почему бы их не платить своим работникам? В том-то и суть, что власти города не имеют этих денег или не хотят их давать. В настоящее время работников транспортной отрасли заставляют работать за мизерную заработную плату, которая в два раза ниже средней по республике, да ещё и в убыток предприятию. На требования коллектива привести тарифные ставки в соответствие с отраслевым соглашением заявляют, что рабочие слишком много хотим получать, а профсоюзы этому потакают! Но мы требуем только то, что должно выплачиваться по закону!

При этом господа чиновники договорились до того, что мы шантажируем население, заявляют, что мы – негодяи, которые вредят городу.

Насколько мне известно, пассажирские перевозки были, есть и будут убыточными. Этот вид городских автоперевозок во всем мире дотируется, поскольку при соблюдении действующего транспортного законодательства стоимость проезда для населения стала неподъёмной, и в первую очередь – для малообеспеченных категорий граждан. У нас в Сыктывкаре эта категория пассажиров превалирует над обеспеченной (зажиточной) в десятки раз. В этой ситуации власти города везде действуют по такой схеме: выделяют адресную помощь населению, а для избежания банкротства перевозчика – возмещают выпадающие доходы.

– Разве у нас не так? Ведь «Альфа-Транс» – структурное подразделение ОАО «Комиавтотранс», которое, в сущности, принадлежит государству, точней – Республике Коми. Значит, оно дотируется правительством, проблем вообще быть не должно!

– Видимо, у нас – особый путь. Создана двухступенчатая структура, которая вроде как государственная, но внизу – частная. «Комиавторанс» – это нечто вроде управляющей конторы, в которой кроме руководства практически никого нет. А «Альфа-Транс» – это наёмные работники», которых в любой момент можно выставить за ворота. ОАО «Комиавтотранс», совет директоров, городская и республиканские власти назначают (или согласовывают – это не суть важно) руководителя «Альфа-Транса» и надеется, что тот все проблемы решит. Как в нашем случае сейчас.

– Решает?

– Пока его действия ведут предприятие к банкротству. Долги по налогам растут катастрофически, не сегодня-завтра предприятие может объявить себя банкротом. У директора с коллективом не прекращается конфликт. Последний инцидент, связанный со стихийной остановкой работы (подчеркну особо – не забастовкой!) связан именно с тем, что директор изобрёл приказ, согласно которому зарплата работников упала. Люди, зная о том, что им должны повысить плату, поскольку Трудовая инспекция обязала директора повысить тарифные ставки, получили «квитки», в которых начисления уменьшились. Естественно, возникли вопросы к директору, однако тот вместо ответа продолжал гнуть свою линию. Вот терпение у людей и лопнуло…

– Заместитель мэра Магомед Османов обвинил в забастовке профсоюз предприятия, а вас назвал зачинщиком. Вы с этим согласны?

– Господин Османов – человек вспыльчивый, наговорил в запале невесть чего… В суд я подавать не буду, пусть это останется на его совести, впредь, думаю, он такого допускать не будет, а сначала разберётся в ситуации. Скажу лишь, что профсоюз сделал всё необходимое для того, чтобы предотвратить стихийную вспышку, я даже не знал о том, что автобусы не вышли на маршруты. Мы потом приехали с вице-президентом союза предпринимателей и работодателей на предприятие, провели совещание, договорились об образовании рабочей группы (специальной комиссии), которая должна сделать анализ ситуации и найти выход из создавшегося положения…

– А он есть – этот выход?

– Выход есть всегда. Но мы столкнулись с амбициями директора, который не желает идти на компромиссы, гнёт свою линию, нанося ущерб предприятию. На мой взгляд, этот человек дискредитирует тех, кто его назначил, то есть – ОАО «Комиавтотранс», совета директоров и власти. Его нужно освобождать от занимаемой должности

– Не боитесь, что господин Ситников подаст на вас в суд?

– Взгляните на вот это решение суда. Директор предприятия полгода назад уволил заместителя председателя профкома Виктора Богатыря. По надуманным причинам, вовлёк в эту аферу мастера и других руководителей. И профком, и республиканский комитет предупреждали директора, что увольнение незаконное, волюнтаристское, писали письма, беседовали с ним. Ситников настоял на своём. И что? Недавно Богатырь восстановлен судом на работе, ему будет выплачена компенсация, которая составит порядка трёхсот тысяч рублей. А ведь эти деньги будут выплачены из бюджета предприятия! Хотя нужно бы их взыскать именно с директора, поскольку он знал, что действует против закона.

– Так подайте в суд!

– Вполне возможно, что профком предприятия этим займётся. Хотя в первую очередь в этом должно быть заинтересовано вышестоящее руководство ОАО «Комиавтотранс» и МО ГО «Сыктывкар».

– Что ждёт предприятие в дальнейшем?

– Если ситуация не изменится, ничего хорошего. В первую очередь это зависит от городской власти. На мой взгляд, банкротства не избежать, а коль так, необходимо сменить руководителя, решить вопрос с дотациями. В идеале необходимо создавать мощное муниципальное предприятие, которое будет заниматься пассажирскими перевозками, частники будут у него на подхвате.

– Это ваша идея или есть примеры?

– Примеров больше чем достаточно: в той же Москве уже вовсю работает эта система, да и в других регионах она внедряется. Надеюсь, что вскоре так будет и у нас.

Поделиться в соцсетях

guest
2 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
да ладно...
да ладно...
11.08.2014 14:24

Ещё как решат! :)))

Акадэмик
Акадэмик
11.08.2014 16:14

Видимо, у нас – особый путь. Создана двухступенчатая структура, которая вроде как государственная, но внизу – частная.—————- Немного не так. Создана структура, которая выдает себя за государственную, но на деле таковой не является. Почему? Ну как минимум потому, что не выполняет тарифное законодательство. Кстати, а ведь возможно любая структура в… Читать далее »