Что такое национальная компания?

В Госдуме зреет идея новой классификации недропользователей

15:06. 26 июля, 2014  
  
9

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Василенко недавно приезжал в Коми, где знакомился в основном с состоянием водных ресурсов и в основном – в Усинском, Ижемском и Сосногорском районах. Тем не менее, памятуя, что до своего избрания в 2011 году в Госдуму он работал на не последней должности, в не последней по масштабам России компании, «Красное знамя» попросило ответить его на ряд вопросов, которые касаются недропользования. Тема для регионов вообще и для нашей республики в частности – более чем актуальная, а ответы собеседника «Красного знамени» получились неожиданными. Ибо они затронули чуть ли не священных коров сегодняшней экономики страны.

Без предпочтений

– Александр Борисович, казус с месторождениями имени Требса и Титова (см. «Вагит Алекперов: «Новый бизнес – генерация на Яреге», «Красное знамя», № 20 от 22 мая 2014 г.) приводит к мысли об исключении физических показателей  из выдаваемых добывающим компаниям лицензий уже даже на уровне Роснедр. Когда эти показатели действительно оттуда исчезнут?

– Мы собирали на эту тему в нашем комитете представителей нефтяных компаний. И, знаете, пока разговор у нас не очень получился. Единой точки зрения нет. Существует позиция «Газпрома», существует позиция «Роснефти», которая сейчас выросла и стала чуть ли не субъектом законодательной инициативы, или министерством, в общем, государством в государстве. И остальных компаний. Мне представляется, что в сферу недропользования нужно в какой-то мере вернуть единое законодательство и государственное руководство, без предпочтений для отдельных компаний и их отдельных интересов.

– Должно ли всё-таки физическое расписание объёмов добычи год от года быть прописано в лицензии на недропользование?

– Я думаю, нет. Мы, наверное, от этого отойдём. Но пока я чётко не готов ответить.

Глянем в капитал

 – Вот уже второй год в Думе рассматривается законопроект, который обязывает недропользователей по истечении определённого срока передавать накопленную геологическую информацию в особый государственный банк, то есть, в сущности, на рынок. Каков этот срок – четыре года или пять лет?

 – Мы говорим сегодня о сокращении этого срока. Я вот за четыре года, и, думаю, так оно и пройдёт. Потому что необходимо, чтобы такой банк был достоянием всех. Когда кто-то покупает участок, очень важно иметь при нём историю геологоразведки.

– А недропользователи за, я имею в виду коммерческие компании? Это всё-таки их собственность.

– Сегодня среди крупных недропользователей частные компании… ну, я бы сказал, там очень сильно государственное влияние. И в связи  с этим у меня в Госдуме родилась идея. Впервые я попытался сделать здесь закон о национальных компаниях, вкладывая сюда пока один-единственный смысл: уйти от деления на частные и государственные компании. Вот ответьте: «Роснефть» – государственная компания?

 – Следует смотреть структуру капитала.

– Совершенно верно. И в капитале вы увидите, что British Petroleum там владеет больше 20% акций, присутствуют какие-то ещё акционеры, в своё время проводилось народное IPO*, потом прошёл выкуп народного IPO. Сегодня компания не присутствует в листинге** ни одной биржи – а значит, она непрозрачна. При этом её руководители не будут писать никакие декларации  и ни в чём отчитываться, потому что скажут, что к госкомпаниям тоже не относятся.

«Газпром»: 51% принадлежит государству. А где 49%? А «Газпром» при этом имеет законодательные преференции при освоении недр, при пользовании теми же банками данных, которые вы затронули. Хорошо, пусть государство поддерживает – но выходит, что оно поддерживает акционеров? Потому что это ж акционерное общество, не так ли?

И вот я попытался просто поднять эту тему. Я получил колоссальное количество отрицательных отзывов от правительства на этот законопроект и пока его снял. Но постараюсь к нему вернуться. Пока он слабо прописан, а меня просто интересовало общественное мнение. Я вышел с этим мнением и как бы получил ответ в виде удивления: «Как же так, мол? «Газпром» – это национальное достояние». Вроде всё понятно. А что понятно-то? Это госкомпания или как?

Понятно как раз по другим компаниям, у которых идёт рост самосознания. Вот берём Лондонскую или, скажем, Нью-Йоркскую биржи. Как бы мы ни относились к ним, но там есть чёткое требование: вошли в листинг – вы обязаны раскрыть такую-то и такую-то информацию! В том числе, кстати, и базу геологических данных. Потому что вы входите в мировое сообщество.

Оставьте НДПИ на месте!

 – Каким вы видите особый режим для нетрадиционных нефтей типа нашей ярегской? Только нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и всё?

– Нет. Я считаю, что здесь следует немножко пересмотреть всё законодательное расписание. Для тяжёлых, сланцевых и других нефтей законодательство должно быть изменено. Американцы в этом случае пошли по пути в совершенно другой налоговый режим. Но копировать их нельзя. Там просто другое законодательство, они живут в другом правовом поле.

– У них НДПИ есть?

 – Есть. Но он идёт на места. Сегодня один из вопросов, которые я вывожу из вашей республики, – как раз несовершенство нашего законодательства, когда большая часть НДПИ уходит в федеральный бюджет. А нефть добывается здесь. Местный бюджет должен пополняться. И нефтяные  компании, все без исключения, за то, чтобы наибольшую часть налогов оставлять на местах. Иначе получается странно. Местные власти приходят к нефтяникам и говорят: ладно, вы налоги заплатили – ну а что теперь будете делать для нас?..

В законе должно быть прописано: во-первых, территория, на которой компания работает, должна получать правдивую информацию о том, что происходит. Потому что добыча нетрадиционных нефтей связана с новыми технологиями, вокруг которых сейчас распространяется много страшилок. А во-вторых, территория должна иметь материальную заинтересованность от этой работы.

Крыму преференциини к чему

 – И последний вопрос. Предполагается ли особый режим недропользования для Крыма?

 – Я бы выступил против такого режима. Крым нужно как можно скорей адаптировать в российское законодательство, в российское правовое поле. Мы сегодня очень много начинаем говорить о преференциях для этого региона. В Думе у нас каждые две сессионные недели происходит какое-то неожиданное вбрасывание по Крыму: а давайте вот здесь сделаем исключение, давайте вот это ослабим… Вот не надо ничего! Всё должно идти в российском законодательстве. В том числе режим недропользования. Как вы знаете, сейчас те, кто сотрудничает с крымскими компаниями углеводородного сектора, подвергаются международным санкциям. Это касается и оборудования, и прочего. Поэтому он будет сам по себе существовать и замыкаться на Крым. Там есть перспектива. Они будут сами себя обеспечивать тем же газом, ещё чем-то.

Но не нужно делать никакого особого режима именно для Крыма. Иначе мы придём к тому, что обязательно кто-нибудь спросит: а в Коми почему нельзя особый режим делать? Или ещё хуже спросит: а на Кавказе?..

Поделиться в соцсетях

guest
9 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
СОВЕСТЬ
СОВЕСТЬ
26.07.2014 15:41

КАКОЕ ТВОЕ ДЕЛО ДО РОСНЕФТИ,… УБЕРИ ВМЕСТЕ С ЛУКОЙЛ-КОМИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ!!!

Да уж
Да уж
27.07.2014 22:50

Депутат Госдумы “открывает Америку”, когда говорит, что НДПИ не остается в региональном бюджете. Они сами принимали такое распределение налогов.Надо меньше болтать,а больше делать в пользу региональных бюджетов! Раньше при помощи Соглашений в бюджете Республики Коми оставалось до 95% от собранных сумм НДПИ.

Думаю
Думаю
27.07.2014 23:00

что депутатам Госдумы от Республики Коми надо активнее работать в трехсторонней Комиссии при обсуждении бюджета. Они молчат! Молчат, чтобы не испортить отношения с руководством своей партии, чтобы остьаваться в списке. Пока руководство Республики Коми не будет добиваться включения в списки настоящих представителей, защитников Республики Коми ( как делают Татарстан и… Читать далее »

Владимир Уляшев
Владимир Уляшев
28.07.2014 09:15

Депутаты от Коми молчат…А нахрена им кричать? – Они ежемесячно получают свое. И льготы всякие. И все. Они там только, чтобы вовремя поднять руку за то, что укажут. … даже не руку, а – на кнопку надавить. Думские КНОПКОДАВИТЕЛИ – большой зад и палец. И ничего более. Почему не упоминули… Читать далее »

Аноним
Аноним
28.07.2014 11:48

У меня – большой зад и пальцы!!! Пусть возьмут депутатом меня!

Владимир Уляшев
Владимир Уляшев
28.07.2014 12:57
Reply to  Аноним

Аноним, садись и пиши заявление:


… возьмите меня депутатом в вашу ГосДуму.

… имею зад, соразмерный думским креслам. А также обладаю хорошим физическим данными – в состоянии жать кнопки пальцами рук.

О себе: хочу много денег, квартиру в Москве и льготы.”

Аноним
Аноним
28.07.2014 13:04

Да, Владимир, это всё именно так! Неужели так просто?!

Владимир Уляшев
Владимир Уляшев
29.07.2014 08:02
Reply to  Аноним

Да, Аноним, все – просто!
Это ж – Госдума! а не колхоз какой-нибудь…

Написал заявление и сиди там в кресле подремывай…

Правда… и даже там не без … “побочных эффектов. – Чтобы на кнопку нажать – надо с кресла по сигналу встать… и раком, извините, встать.

Такова уж – селяви…

Дума
Дума
28.07.2014 17:18

Аноним,ваш кресло зад и давильные пальцы впечатлили и поразили нас.Срочно приезжайте в Госдуму,вы нам подходите.Да,справка из дурки не нужна,мы ведь своих видим издалека.