Наталья Высоких: «Бобы Диланы пронеслись мимо»

Успешный петербургский композитор вспомнила всё, что смогла

20:50. 16 мая, 2014  
  
9

Наша сегодняшняя собеседница – музыкант-мультиинструменталист и композитор – родилась в Сосногорске, объездила едва ли не полмира, а в эти дни находится в Сыктывкаре. Несмотря на занятость, Наталья Высоких не отказалась ответить на вопросы «Красного знамени» за чашкой чая. А в воскресенье её можно будет увидеть и услышать на очередной «Ночи музеев».

Обещание на рассвете

– Наталья, какими судьбами нынче к нам и надолго ли?

– Ненадолго. Судьбами «Ночи музеев»: пригласили сыграть. Спасибо Анжеле Размановой – она и пригласила. По ходу организовался и дополнительный концерт, 19 мая, накануне моего отъезда.

– Где он состоится?

– В «Югöре». Там будет немного другая программа, нежели на «Ночи музеев». 

– Раскрой секрет – что ты исполнишь в воскресенье?

– Будет очень разная музыка: из альбома «Бабочки и рыба», из моего балета, из спектаклей – детских и взрослых. Плюс что-то новое, пока никуда не пристроенное. 

– Расскажи о своём детстве. Когда тебя музыкой впервые шандарахнуло?

– Детство у меня было классное, потом стало всё намного хуже. Родители обманом затащили шестилетнего ребёнка в музыкальную школу, пообещав: «Тебя просто прослушают. Тебе за это ничего не будет». Папа очень любил музыку, был страшный меломан, работал звукорежиссёром с сосногорскими рокерами. Помню, что я постоянно среди каких-то музыкантов находилась.

– Когда ты росла, Сосногорский рок-фестиваль уже проводился?

– Я даже играла то ли на первом, то ли на втором из них, по-моему, в 1992-м. Наше трио называлось оригинально – «Чёрный кот». Играли рокабилли, а ля Жанна Агузарова. Я пела, играла на гитаре и сочиняла песни. Позже, когда уже училась в Сыктывкаре, мы ездили в Сосногорск играть дуэтом с виолончелисткой Юлей Мосягиной. Дуэт назывался ещё оригинальнее – «Найди 10 отличий». Не нашли ничего лучше, как повторить название альбома группы «Колибри».

 

Сквозь сумерки и холод

– Потом ты приехала учиться в Колледж искусств. Как получилось, что ты оказалась в составе «Сумеречной тайны»?

– Меня туда Вилли Молодцов притащил в 94-м. 

– Тебе нравилось играть совершенно спонтанную музыку?

– Это было очень интересно! Но спонтанность была просчитанной. У нас были репетиции, как и положено. Когда нужно запоминать большие отрывки, это хорошо тренирует память. В общем, импровизация тщательно готовилась. Переслушала записи года два назад – очень интересно (смеётся – авт.). 

– Неужели сохранились записи «Сумеречной тайны»?

– Спасибо Вилли – он молодец: как настоящий архивариус ещё тогда озаботился тем, чтобы зафиксировать эту «веху». Он же всё оцифровал теперь. Знала бы – привезла бы тебе диск.

– Если не ошибаюсь, группа удостоилась приглашения на самый первый фестиваль «Беломорбуги» в Архангельске.

– Да, в девяносто пятом. Это была моя первая в жизни настоящая гастроль. Помню, что ехали в Архангельск в неотапливаемом общем вагоне. Снаружи – минус 25. Жесть. По этой причине ребята были изрядно выпимши, я же честно мёрзла. 

– А сам концерт на фестивале?

– Не помню.

– Если не ошибаюсь, «Сумеречная тайна» первой из сыктывкарских групп гастролировала за рубежом.

– В Бельгии, в 96-м. Я категорически не могла ехать: приближались госэкзамены. А потом я перестала с ними играть: у них поменялся состав, да и у меня наметились перемены.

– Поддерживаешь связь с ребятами из группы?

– Не со всеми. С Вилли Молодцовым до сих пор дружим, даже с женой его общаемся. Миша Асташев – он басистом был в группе – сейчас известный диджей.

Фото из архива редакции

Спелась с Карузо

– Когда ты перебралась в Питер? Каким было первое впечатление от города?

– В 1996 году. Город сразу очень понравился – там просто красиво, блочные кварталы – только на окраинах. Да и в середине 90-х здесь было страшновато жить, а в Питере у меня такого ощущения не было: люди менее агрессивны.

– Где жила? Где живёшь сейчас?

– Снимала комнату на Владимирском проспекте. Сейчас живу на улице Рубинштейна, напротив дома №13, в котором теперь детский театр «Зазеркалье», а когда-то располагался Ленинградский рок-клуб… Сейчас на Рубинштейна куча ресторанов, улица очень красивая, мостовую обновляют. Только во дворе Рубинштейна, 13 закрасили все граффити.

– Кто из звёзд повлиял на твою музыку? Кого ты слушала?

– Да, пожалуй, никто, разве что – мои педагоги. А «Битлз», «Роллинг Стоунз» и всякие Бобы Диланы очень быстро мимо меня пронеслись… Когда была маленькая, слушала Сантану, Queen, рокабилли… В ранней юности я по почте выписывала записи – на бобинах! И пластинки с Апрелевского завода фирмы «Мелодия». Мама иногда ругалась, а что делать?

Позже, во время учёбы в Сыктывкаре, я приобщилась к авангарду – спасибо «Сумеречной тайне», у них, в театре «Фантастическая реальность», была обалденная коллекция! От Dead Can Dance до Генри Кайзера.

– Прекрасно помню. Может, в этом разнообразии корень твоей эклектичности как музыканта? Во всяком случае, альбом «Бабочки и рыба» оставляет именно с таким ощущением.

– Вот и хорошо. На самом деле на меня сильно повлиял фольклор – русский, прибалтийский, западноевропейский, скандинавский, латиноамериканский и даже африканский.

Фото со страницы ВКонтакте

– Сейчас новые студийные записи готовишь?

– Пока не могу себе этого позволить: на это нужны средства. «Бабочки и рыба» – пока единственный альбом, и не знаю, когда я решусь (и решусь ли) на выпуск нового. Где можно продавать альбом? Только на концерте. А с этим сейчас тоже сложно. Сама я – не организатор. Поэтому записываю периодически песни и выкладываю их в интернете.

– Среди участников записи альбома я нашёл любопытное имя – Tully Caruso. Кто это?

– Это ребёнок моих друзей, они живут сейчас в Австралии. Отца ребёнка зовут Илмар Карузо, по отцу он эстонец, а его мама – немка. Поженились его родители ещё в начале сороковых. Илмар – очень хороший музыкант, а кроме того – дизайнер, художник и архитектор, а сестра Илмара – Мерля Карузо – известный в Эстонии театральный режиссёр и драматург. Сейчас Илмар с женой строят дом, зовут меня на Новый год в Австралию.

Из дальних странствий

– Что для тебя значат путешествия?

– Способ познания мира и себя.

– Я знаю, что ты была в целом туре по США. Расскажи об этом.

– В 2008 году три недели ездила по Америке с группой Reelroad.* К тому времени группа играла уже преимущественно русскую музыку. 

В Штаты мы полетели не из России, а из Дании, где тоже играли. Помню опять же немного. Прилетели в Чикаго, потом отправились в Милуоки и далее по маленьким городкам в районе Великих озёр. Заехали в Детройт, потом были в Нью-Йорке, откуда полетели на Запад – в Альбукерке, что в Нью-Мексико. Оттуда вернулись в Чикаго. Сколько всего дали концертов – не помню. Передвигались в основном на арендованном автобусе.

Фото folkinfo.ru

– Нормально заводили публику?

– А то! Публика разная приходила, но всегда очень отзывчивая.

– Ты ведь и в Мексике была.

– Дважды.

– Пейотль** кушала?

– Да зачем он нужен!.. Это в юности – музыканты едут на гастроли и… бухают, бухают, бухают. А когда взрослеют – гуляют по музеям и выставочным залам.

Мехико – поразительный город. Особенно меня поразила четырёхуровневая автомагистраль. Потом взяли и самостоятельно поехали в Теотиуакан. Залезали на пирамиду – по-моему, ту самую, на которую взбирается Троцкий с Фридой Кало в фильме «Фрида».

Мексиканцы забавные: если видят белых, кричат им: «Гринго!», подразумевая американцев. 

Фото со страницы ВКонтакте

– А вы им: «Чиканос!»

– Нет, потом мы стали им кричать в ответ: «Но сой гринго!», то есть «Мы не гринго!» Несутся на своих расписных машинах, внутри музыка гремит классная, местная, и обязательно кто-то висит снаружи на подножке.

Ходили в дом-музей Фриды Кало – чудесный разно-цветный особняк с патио. А в патио – кафе. Сидишь, и уходить не хочется.

– А как тебе мексиканская кухня?

– Классно!

– Не слишком остро?

– Да нет. Хотя, признаться, поначалу доля брезгливости присутствовала. Но местные товарищи нам посоветовали, куда можно заходить… А вот в Малайзии ешь, и к середине трапезы ты уже мокрый – настолько всё острое. Потом и к этому привыкаешь.

– В какой сезон ты была в Малайзии?

– В июле. Плюс тридцать и влажно – для меня лучше не бывает. Тоже с Reelroad ездили играть, на фестивале Rainforest. Он проводится на малайзийской части Борнео, возле деревни Саравак – это такая «культурная деревня» с этноуклоном.

– Ясно – «Этныбица». Города видели?

– Три дня провели в Куала-Лумпуре. Преимущественно мусульманская страна, законы строгие в отношении наркотиков и женщин. С голыми руками и в шортах я там не гуляла. Даже купаются женщины одетыми. А вот на фестивале – пожалуйста: там почти все были европейцы, американцы и австралийцы.

С нами была молодая семейная пара. И вот он говорит: «Пора собирать кокосы» (вокруг было очень много кокосовых пальм). И стал каждый день приносить ей в номер кокосы… И вот, заходим мы как-то к ним и видим: вся комната в коричневых черепках и в этой мелкой волокнистой жёсткой субстанции, которая покрывает плод. Потом он стал разделывать кокосы на пляже. Выглядело это, как ильфопетровский отец Фёдор, в остервенении разделывающий стулья на берегу штормящего моря… Зато был хороший доппаёк.

– А во Франции ты где именно была?

– Выступили в Нормандии, на фестивале на острове Татиу, недалеко от Шербура. Два дня там были. Маленький островок, который отливы периодически превращают в полуостров. Во время отлива одна публика уходит, другая приходит. Или приплывает на корабликах, у которых под днищем ещё и колёса – пристаней нет, кораблики-амфибии просто въезжают на пологий берег. Концерты проходят во время приливов. Кроме того, там красивый средневековый замок. А под фестиваль ставится огромный шатёр, как у цирка «Дю солей». Пейзаж вокруг очень красивый. Планета вообще такая маленькая – девять часов полёта, и ты в Америке – и красивая! Про Испанию рассказать?

– Конечно!

– Мы ездили на WOMEX – это вторая в Европе по значимости, после каннского «Мидема», выставка музыкальной индустрии, смотр достижений и фестиваль одновременно. У «ВОМЕКСА» своя специализация – этно, world и т. д. В общем, всё, что связано с фолком. Этот фестиваль не имеет постоянной прописки, а колесит по Европе. Дважды я была в Севилье и однажды – в Копенгагене. В первые день-два все напряжённо работают: смотрят стенды коллег, ищут друг друга, заключают контракты, а уже на третий день почти все расслабляются – общаются, довольные. А по вечерам – концерты. Контракты на мексиканские, малайские и датские гастроли Reelroad заключил на «ВОМЕКСЕ». Но не только за это я очень люблю Испанию.

– А ещё за что?

– Мне там просто хорошо. И очень нравится Андалусия – за глубокий арабский след в её культуре. Барселона, например, мне не доставляет такого же удовольствия, как юг Испании.

– Ты мистическая натура?

– Скажем так: я реалист, готовый согласиться, что многое во Вселенной предрешено. Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в присутствии Бога. Вот я слушала альбом «Кронос Квартета» с музыкой Владимира Мартынова и понимала, что чего-то в этом исполнении не хватает. А Мартынов преподаёт в Духовной академии. Вот этого сверхчувственного, духовного, если угодно, пласта, я не услышала. Дело не в «Кроносе», а в самом подходе западном.

Фото со страницы ВКонтакте

– Как ты считаешь, люди понимают разницу между тем, что они хотят, и тем, что им по-настоящему нужно?

– Мало кто это осознаёт. Думаю, вообще никто этого не понимает до тех пор, пока не начинает задавать себе соответствующие вопросы. 

– Что заключено для тебя в понятии «счастье»?

– Счастье?.. В разные периоды жизни я это определяла по-разному. Сейчас счастье для меня – отдавать. На! 

– Ещё чая?

– Давай! 

* Reelroad – фолк-группа, образована в Санкт-Петербурге в 1999 году Алексеем Белкиным и Анастасией Карасёвой. Изначально исполняла ирландскую музыку, пережившую пик популярности в России на рубеже XX и XXI веков.

** пейотль – туземное название североамериканского кактуса «Лофофора Уильямса», сильный галлюциноген.

 

Поделиться в соцсетях

guest
9 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Хулио Ган
Хулио Ган
17.05.2014 10:57

Всё! “Красное знамя” пора закрывать. Газета позавчерашнего дня.

Ау! Алексей Чернов! Павел Марущак! Где вы? Вам предоставляется возможность сделать действительно хорошее дело для республики!

ого
ого
17.05.2014 11:04

Как закрывать! Это ж такая мощная кормушка для Казанцева и Суранова!

злыдням
злыдням
17.05.2014 19:31

какого рожна, братва? Завидуете? Сами-то что можете написать, какой материал подготовить? Ну не нравятся вам Казанцев и Суранов, это ваши проблемы. Кстати, психоаналитики убеждены: если одного человека раздражает другой, то в основе раздражения лежит зависть. А героиня интервью молодец, делом занимается, мир и себя познает. Судя по репликам и вопросам… Читать далее »

"эрудит"
"эрудит"
18.05.2014 09:45
Reply to  злыдням
мнениё
мнениё
18.05.2014 22:20

Играли рокабилли, а ля Жанна Агузарова
—————————————-

И не стыдно в этом признаваться? Лучше бы клей “Момент” нюхали.

Хулио Ган
Хулио Ган
19.05.2014 14:51

Короче, вся музыка пронеслась мимо Натальи Высоких, толком ничего она не послушала и не услышала – только по вершкам, где-то, что-то, как-то. Но себя, конечно, относит к приверженцам авангарда! А как же иначе? На меньшее они не согласны.Ну, и Миша Казанцев тут подстать. Любитель Парижа, эстет и эрудит. Тоже себе… Читать далее »

С.А.
С.А.
20.05.2014 10:23

Какие, нах, БобЫ Диланы и Кронос-квартеты?! Это всё бездуховность. Нет в них, да и “в самом подходе западном”, сверхчувственного, свойственного только нам, авангардным россиянам! Поэтому и гастролирует Наталья в основном на Западе, неся туда нашу сверхдуховность и мегачувственность (ну, не в Корткерос же, ей богу, или в Воркуту ехать, там… Читать далее »

Х. Моржевой
Х. Моржевой
20.05.2014 17:42

Елена Соловьёва: Хорошее интервью, Миша. Только перекос в сторону географии, музыки и истории для баланса не хватало. А так хорошо.————————- Кто-нибудь может внятно растолковать предложение Елены Соловьёвой “Только перекос в сторону географии, музыки и истории для баланса не хватало”? На каком диалекте русского языка оно написано и как без помощи… Читать далее »

уважаемый Х,
уважаемый Х,
20.05.2014 17:54

ето разговор двух культурных корифеев, неуж-то не понятно… лично меня пугает уровень базового образования обоих, потому и тексты не читаю… берегу хрупкую психику, чего и вам, уважаемый Х, желаю неужели без грамматических ошибок в это раз??? ну о чем – не важно. с Губарева, значит – премия – бухают всем… Читать далее »