Наталья Высоких: «Бобы Диланы пронеслись мимо»

Успешный петербургский композитор вспомнила всё, что смогла

20:50. 16 мая, 2014  
  
9

Наша сегодняшняя собеседница – музыкант-мультиинструменталист и композитор – родилась в Сосногорске, объездила едва ли не полмира, а в эти дни находится в Сыктывкаре. Несмотря на занятость, Наталья Высоких не отказалась ответить на вопросы «Красного знамени» за чашкой чая. А в воскресенье её можно будет увидеть и услышать на очередной «Ночи музеев».

Обещание на рассвете

– Наталья, какими судьбами нынче к нам и надолго ли?

– Ненадолго. Судьбами «Ночи музеев»: пригласили сыграть. Спасибо Анжеле Размановой – она и пригласила. По ходу организовался и дополнительный концерт, 19 мая, накануне моего отъезда.

– Где он состоится?

– В «Югöре». Там будет немного другая программа, нежели на «Ночи музеев». 

– Раскрой секрет – что ты исполнишь в воскресенье?

– Будет очень разная музыка: из альбома «Бабочки и рыба», из моего балета, из спектаклей – детских и взрослых. Плюс что-то новое, пока никуда не пристроенное. 

– Расскажи о своём детстве. Когда тебя музыкой впервые шандарахнуло?

– Детство у меня было классное, потом стало всё намного хуже. Родители обманом затащили шестилетнего ребёнка в музыкальную школу, пообещав: «Тебя просто прослушают. Тебе за это ничего не будет». Папа очень любил музыку, был страшный меломан, работал звукорежиссёром с сосногорскими рокерами. Помню, что я постоянно среди каких-то музыкантов находилась.

– Когда ты росла, Сосногорский рок-фестиваль уже проводился?

– Я даже играла то ли на первом, то ли на втором из них, по-моему, в 1992-м. Наше трио называлось оригинально – «Чёрный кот». Играли рокабилли, а ля Жанна Агузарова. Я пела, играла на гитаре и сочиняла песни. Позже, когда уже училась в Сыктывкаре, мы ездили в Сосногорск играть дуэтом с виолончелисткой Юлей Мосягиной. Дуэт назывался ещё оригинальнее – «Найди 10 отличий». Не нашли ничего лучше, как повторить название альбома группы «Колибри».

 

Сквозь сумерки и холод

– Потом ты приехала учиться в Колледж искусств. Как получилось, что ты оказалась в составе «Сумеречной тайны»?

– Меня туда Вилли Молодцов притащил в 94-м. 

– Тебе нравилось играть совершенно спонтанную музыку?

– Это было очень интересно! Но спонтанность была просчитанной. У нас были репетиции, как и положено. Когда нужно запоминать большие отрывки, это хорошо тренирует память. В общем, импровизация тщательно готовилась. Переслушала записи года два назад – очень интересно (смеётся – авт.). 

– Неужели сохранились записи «Сумеречной тайны»?

– Спасибо Вилли – он молодец: как настоящий архивариус ещё тогда озаботился тем, чтобы зафиксировать эту «веху». Он же всё оцифровал теперь. Знала бы – привезла бы тебе диск.

– Если не ошибаюсь, группа удостоилась приглашения на самый первый фестиваль «Беломорбуги» в Архангельске.

– Да, в девяносто пятом. Это была моя первая в жизни настоящая гастроль. Помню, что ехали в Архангельск в неотапливаемом общем вагоне. Снаружи – минус 25. Жесть. По этой причине ребята были изрядно выпимши, я же честно мёрзла. 

– А сам концерт на фестивале?

– Не помню.

– Если не ошибаюсь, «Сумеречная тайна» первой из сыктывкарских групп гастролировала за рубежом.

– В Бельгии, в 96-м. Я категорически не могла ехать: приближались госэкзамены. А потом я перестала с ними играть: у них поменялся состав, да и у меня наметились перемены.

– Поддерживаешь связь с ребятами из группы?

– Не со всеми. С Вилли Молодцовым до сих пор дружим, даже с женой его общаемся. Миша Асташев – он басистом был в группе – сейчас известный диджей.

Фото из архива редакции

Спелась с Карузо

– Когда ты перебралась в Питер? Каким было первое впечатление от города?

– В 1996 году. Город сразу очень понравился – там просто красиво, блочные кварталы – только на окраинах. Да и в середине 90-х здесь было страшновато жить, а в Питере у меня такого ощущения не было: люди менее агрессивны.

– Где жила? Где живёшь сейчас?

– Снимала комнату на Владимирском проспекте. Сейчас живу на улице Рубинштейна, напротив дома №13, в котором теперь детский театр «Зазеркалье», а когда-то располагался Ленинградский рок-клуб… Сейчас на Рубинштейна куча ресторанов, улица очень красивая, мостовую обновляют. Только во дворе Рубинштейна, 13 закрасили все граффити.

– Кто из звёзд повлиял на твою музыку? Кого ты слушала?

– Да, пожалуй, никто, разве что – мои педагоги. А «Битлз», «Роллинг Стоунз» и всякие Бобы Диланы очень быстро мимо меня пронеслись… Когда была маленькая, слушала Сантану, Queen, рокабилли… В ранней юности я по почте выписывала записи – на бобинах! И пластинки с Апрелевского завода фирмы «Мелодия». Мама иногда ругалась, а что делать?

Позже, во время учёбы в Сыктывкаре, я приобщилась к авангарду – спасибо «Сумеречной тайне», у них, в театре «Фантастическая реальность», была обалденная коллекция! От Dead Can Dance до Генри Кайзера.

– Прекрасно помню. Может, в этом разнообразии корень твоей эклектичности как музыканта? Во всяком случае, альбом «Бабочки и рыба» оставляет именно с таким ощущением.

– Вот и хорошо. На самом деле на меня сильно повлиял фольклор – русский, прибалтийский, западноевропейский, скандинавский, латиноамериканский и даже африканский.

Фото со страницы ВКонтакте

– Сейчас новые студийные записи готовишь?

– Пока не могу себе этого позволить: на это нужны средства. «Бабочки и рыба» – пока единственный альбом, и не знаю, когда я решусь (и решусь ли) на выпуск нового. Где можно продавать альбом? Только на концерте. А с этим сейчас тоже сложно. Сама я – не организатор. Поэтому записываю периодически песни и выкладываю их в интернете.

– Среди участников записи альбома я нашёл любопытное имя – Tully Caruso. Кто это?

– Это ребёнок моих друзей, они живут сейчас в Австралии. Отца ребёнка зовут Илмар Карузо, по отцу он эстонец, а его мама – немка. Поженились его родители ещё в начале сороковых. Илмар – очень хороший музыкант, а кроме того – дизайнер, художник и архитектор, а сестра Илмара – Мерля Карузо – известный в Эстонии театральный режиссёр и драматург. Сейчас Илмар с женой строят дом, зовут меня на Новый год в Австралию.

Из дальних странствий

– Что для тебя значат путешествия?

– Способ познания мира и себя.

– Я знаю, что ты была в целом туре по США. Расскажи об этом.

– В 2008 году три недели ездила по Америке с группой Reelroad.* К тому времени группа играла уже преимущественно русскую музыку. 

В Штаты мы полетели не из России, а из Дании, где тоже играли. Помню опять же немного. Прилетели в Чикаго, потом отправились в Милуоки и далее по маленьким городкам в районе Великих озёр. Заехали в Детройт, потом были в Нью-Йорке, откуда полетели на Запад – в Альбукерке, что в Нью-Мексико. Оттуда вернулись в Чикаго. Сколько всего дали концертов – не помню. Передвигались в основном на арендованном автобусе.

Фото folkinfo.ru

– Нормально заводили публику?

– А то! Публика разная приходила, но всегда очень отзывчивая.

– Ты ведь и в Мексике была.

– Дважды.

– Пейотль** кушала?

– Да зачем он нужен!.. Это в юности – музыканты едут на гастроли и… бухают, бухают, бухают. А когда взрослеют – гуляют по музеям и выставочным залам.

Мехико – поразительный город. Особенно меня поразила четырёхуровневая автомагистраль. Потом взяли и самостоятельно поехали в Теотиуакан. Залезали на пирамиду – по-моему, ту самую, на которую взбирается Троцкий с Фридой Кало в фильме «Фрида».

Мексиканцы забавные: если видят белых, кричат им: «Гринго!», подразумевая американцев. 

Фото со страницы ВКонтакте

– А вы им: «Чиканос!»

– Нет, потом мы стали им кричать в ответ: «Но сой гринго!», то есть «Мы не гринго!» Несутся на своих расписных машинах, внутри музыка гремит классная, местная, и обязательно кто-то висит снаружи на подножке.

Ходили в дом-музей Фриды Кало – чудесный разно-цветный особняк с патио. А в патио – кафе. Сидишь, и уходить не хочется.

– А как тебе мексиканская кухня?

– Классно!

– Не слишком остро?

– Да нет. Хотя, признаться, поначалу доля брезгливости присутствовала. Но местные товарищи нам посоветовали, куда можно заходить… А вот в Малайзии ешь, и к середине трапезы ты уже мокрый – настолько всё острое. Потом и к этому привыкаешь.

– В какой сезон ты была в Малайзии?

– В июле. Плюс тридцать и влажно – для меня лучше не бывает. Тоже с Reelroad ездили играть, на фестивале Rainforest. Он проводится на малайзийской части Борнео, возле деревни Саравак – это такая «культурная деревня» с этноуклоном.

– Ясно – «Этныбица». Города видели?

– Три дня провели в Куала-Лумпуре. Преимущественно мусульманская страна, законы строгие в отношении наркотиков и женщин. С голыми руками и в шортах я там не гуляла. Даже купаются женщины одетыми. А вот на фестивале – пожалуйста: там почти все были европейцы, американцы и австралийцы.

С нами была молодая семейная пара. И вот он говорит: «Пора собирать кокосы» (вокруг было очень много кокосовых пальм). И стал каждый день приносить ей в номер кокосы… И вот, заходим мы как-то к ним и видим: вся комната в коричневых черепках и в этой мелкой волокнистой жёсткой субстанции, которая покрывает плод. Потом он стал разделывать кокосы на пляже. Выглядело это, как ильфопетровский отец Фёдор, в остервенении разделывающий стулья на берегу штормящего моря… Зато был хороший доппаёк.

– А во Франции ты где именно была?

– Выступили в Нормандии, на фестивале на острове Татиу, недалеко от Шербура. Два дня там были. Маленький островок, который отливы периодически превращают в полуостров. Во время отлива одна публика уходит, другая приходит. Или приплывает на корабликах, у которых под днищем ещё и колёса – пристаней нет, кораблики-амфибии просто въезжают на пологий берег. Концерты проходят во время приливов. Кроме того, там красивый средневековый замок. А под фестиваль ставится огромный шатёр, как у цирка «Дю солей». Пейзаж вокруг очень красивый. Планета вообще такая маленькая – девять часов полёта, и ты в Америке – и красивая! Про Испанию рассказать?

– Конечно!

– Мы ездили на WOMEX – это вторая в Европе по значимости, после каннского «Мидема», выставка музыкальной индустрии, смотр достижений и фестиваль одновременно. У «ВОМЕКСА» своя специализация – этно, world и т. д. В общем, всё, что связано с фолком. Этот фестиваль не имеет постоянной прописки, а колесит по Европе. Дважды я была в Севилье и однажды – в Копенгагене. В первые день-два все напряжённо работают: смотрят стенды коллег, ищут друг друга, заключают контракты, а уже на третий день почти все расслабляются – общаются, довольные. А по вечерам – концерты. Контракты на мексиканские, малайские и датские гастроли Reelroad заключил на «ВОМЕКСЕ». Но не только за это я очень люблю Испанию.

– А ещё за что?

– Мне там просто хорошо. И очень нравится Андалусия – за глубокий арабский след в её культуре. Барселона, например, мне не доставляет такого же удовольствия, как юг Испании.

– Ты мистическая натура?

– Скажем так: я реалист, готовый согласиться, что многое во Вселенной предрешено. Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в присутствии Бога. Вот я слушала альбом «Кронос Квартета» с музыкой Владимира Мартынова и понимала, что чего-то в этом исполнении не хватает. А Мартынов преподаёт в Духовной академии. Вот этого сверхчувственного, духовного, если угодно, пласта, я не услышала. Дело не в «Кроносе», а в самом подходе западном.

Фото со страницы ВКонтакте

– Как ты считаешь, люди понимают разницу между тем, что они хотят, и тем, что им по-настоящему нужно?

– Мало кто это осознаёт. Думаю, вообще никто этого не понимает до тех пор, пока не начинает задавать себе соответствующие вопросы. 

– Что заключено для тебя в понятии «счастье»?

– Счастье?.. В разные периоды жизни я это определяла по-разному. Сейчас счастье для меня – отдавать. На! 

– Ещё чая?

– Давай! 

* Reelroad – фолк-группа, образована в Санкт-Петербурге в 1999 году Алексеем Белкиным и Анастасией Карасёвой. Изначально исполняла ирландскую музыку, пережившую пик популярности в России на рубеже XX и XXI веков.

** пейотль – туземное название североамериканского кактуса «Лофофора Уильямса», сильный галлюциноген.

 

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
6 Comment threads
3 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
уважаемый Х,Х. МоржевойС.А.Хулио Ганмнениё Recent comment authors
новые старые популярные
Хулио Ган
Гость
Хулио Ган

Всё! “Красное знамя” пора закрывать. Газета позавчерашнего дня.

Ау! Алексей Чернов! Павел Марущак! Где вы? Вам предоставляется возможность сделать действительно хорошее дело для республики!

ого
Гость
ого

Как закрывать! Это ж такая мощная кормушка для Казанцева и Суранова!

злыдням
Гость
злыдням

какого рожна, братва? Завидуете? Сами-то что можете написать, какой материал подготовить? Ну не нравятся вам Казанцев и Суранов, это ваши проблемы. Кстати, психоаналитики убеждены: если одного человека раздражает другой, то в основе раздражения лежит зависть. А героиня интервью молодец, делом занимается, мир и себя познает. Судя по репликам и вопросам… Читать далее »

"эрудит"
Гость
"эрудит"
мнениё
Гость
мнениё

Играли рокабилли, а ля Жанна Агузарова
—————————————-

И не стыдно в этом признаваться? Лучше бы клей “Момент” нюхали.

Хулио Ган
Гость
Хулио Ган

Короче, вся музыка пронеслась мимо Натальи Высоких, толком ничего она не послушала и не услышала – только по вершкам, где-то, что-то, как-то. Но себя, конечно, относит к приверженцам авангарда! А как же иначе? На меньшее они не согласны.Ну, и Миша Казанцев тут подстать. Любитель Парижа, эстет и эрудит. Тоже себе… Читать далее »

С.А.
Гость
С.А.

Какие, нах, БобЫ Диланы и Кронос-квартеты?! Это всё бездуховность. Нет в них, да и “в самом подходе западном”, сверхчувственного, свойственного только нам, авангардным россиянам! Поэтому и гастролирует Наталья в основном на Западе, неся туда нашу сверхдуховность и мегачувственность (ну, не в Корткерос же, ей богу, или в Воркуту ехать, там… Читать далее »

Х. Моржевой
Гость
Х. Моржевой

Елена Соловьёва: Хорошее интервью, Миша. Только перекос в сторону географии, музыки и истории для баланса не хватало. А так хорошо.————————- Кто-нибудь может внятно растолковать предложение Елены Соловьёвой “Только перекос в сторону географии, музыки и истории для баланса не хватало”? На каком диалекте русского языка оно написано и как без помощи… Читать далее »

уважаемый Х,
Гость
уважаемый Х,

ето разговор двух культурных корифеев, неуж-то не понятно… лично меня пугает уровень базового образования обоих, потому и тексты не читаю… берегу хрупкую психику, чего и вам, уважаемый Х, желаю

неужели без грамматических ошибок в это раз??? ну о чем – не важно. с Губарева, значит – премия – бухают всем составом