Маргарита Грязнова: «Письма, бывало, к нам шли мешками»

Диктор Коми республиканского радио, народная артистка Коми АССР, заслуженный работник культуры республики Маргарита Сергеевна Грязнова, отдавшая своему любимому делу более 35 лет ответила на вопросы корреспондента «Красного знамени»

Автор:   
22:03. 10 мая, 2014  
  
4

Так распорядилась история, что два весьма значимых праздника, которые страна с большой помпой отмечала в советские годы, не прижились в современной России. День советской печати, который официально отмечали 5 мая в ознаменование выхода первого номера газеты «Правда», вообще канул в Лету, а День радио (7 мая) вроде и остался, но мало кто его сразу и вспомнит… А ведь было время, когда дикторов Коми республиканского радио знала вся республика. Среди них – народная артистка Коми АССР, заслуженный работник культуры республики Маргарита Сергеевна Грязнова, отдавшая своему любимому делу более 35 лет. Сегодня она гость нашей газеты.

 – Маргарита Сергеевна, известно, что вы не любите давать интервью, что несколько необычно для человека вашей профессии. Почему?

 – Даже не знаю, что по этому поводу и сказать. Сама я всегда с удовольствием брала интервью, мне всегда было интересно общаться с людьми.

 – Сколько лет вы проработали на радио?

 – Устроилась я на работу в 1961 году, аккурат в день рождения Коми республиканского радио 25 октября. В 1997 году в этот же день в последний раз вышла в радиоэфир.

 – Вы для людей, по крайней мере, моего поколения, являетесь настоящей легендой. Обычно утро начиналось с того, что мы включали радио и слушали новости. Ваш голос и голос Виктора Шерстнёва нельзя было спутать ни с чьим другим. Всё-таки профессия диктора даётся от Бога. Или не так?

 – Работа диктора действительно «штучная». Например, в жизни у человека приятный голос, но когда он садится за микрофон, то эффект может быть самым неожиданным. Ну «не летит» голос, и ничего с этим не поделать. Плюс важно иметь образование, желательно гуманитарное, постоянно работать над собой, над своей дикцией, читать хорошую художественную литературу… Сегодня далеко не все дикторы придают таким «мелочам» значение. Но зато они ведут себя в эфире более раскованно, не боятся совершать ошибки. Правда, за них не наказывают сурово, как прежде. Были случаи, когда из-за оплошности в эфире можно было лишиться не то что премии, но и работы. Так что у каждого времени свои песни и свои дикторы.

 – Как вы пришли в профессию?

 – Привёл меня в студию Юрий Уляшёв, который в тот момент уже работал диктором (во времена «перестройки» занимал должность заместителя Председателя Совета Министров Коми – прим. ред.). Мы жили в одном общежитии Коми пединститута. Юра учился на физмате, а я – на историко-филологическом факультете. Разумеется, был конкурсный отбор на должность диктора, который я прошла.

В самом начале трудовой деятельности был довольно комичный случай. Дикторам надо вставать чуть свет, чтобы успеть на утренний эфир. А тут как назло – вахтёр нашего общежития закрыл двери и куда-то ушёл. Пришлось нам лезть через окно. А вы представьте, что бы было, если бы мы сорвали эфир? Это было бы ЧП республиканского значения!

Чтобы успеть к утреннему эфиру, приходилось вставать в пять часов. Затем добираться до работы на транспорте, который удастся остановить. Были случаи, когда я появлялась в студии буквально за несколько минут до выхода в эфир.

Был ещё один забавный момент в моей биографии. Запыхавшись, бежала на работу, вижу, что рядом со мной бежит мужчина спортивного телосложения. Ну я возьми и попроси его немного потолкать меня сзади, так сказать, для разгона. Со стороны всё это выглядело комично, зато я не опоздала.

 – «Брось все дела, к репродуктору встань, она дочь народа, она коми ань!» Столь незатейливая, но зато сказанная от души фраза, является лучшим свидетельством вашей популярности. Узнают ли вас сейчас на улице?

 – Довольно часто, так как радио пользовалось огромной популярностью. Сейчас даже сложно представить, но письма, бывало, к нам шли мешками. Заметное место в истории коми журналистики заняли такие передачи как «Пионеры Севера», «Житейский разговор», «Здоровье»…(автором которых была журналист Галина Кононова).

С большим трепетом и волнением я вспоминаю радиста Василия Васильевича Кривошеина, он был корреспондентом «Последних известий», ответственным редактором общественно-политических передач для детей и молодёжи; позже возглавил комитет по телевидению и радиовещанию Коми, спецкора Коми радио, автора и ведущую передачи «Стефановская площадь» Тамару Борисовну Горелик. С ней мы вообще понимали друг друга не то что с полуслова, а с полувзгляда. Вообще Тамара Борисовна всю себя отдавала работе, быт был для неё на втором плане, она много ездила по республике, вообще она прожила большую и интересную жизнь. 

Можно долго перечислять замечательных людей, посвятивших себя работе на Коми радио, – это Ольга Разманова, Геннадий Турьев, Анатолий Мелехин…

 – Маргарита Сергеевна, с вами совсем непросто разговаривать, так как нужно очень чётко подбирать слова. Все знают, какая вы требовательная к каждому произносимому слову…

 – Профессия обязывает. Я в одном из своих немногочисленных интервью сказала, что эфир – это и большая ответственность. 

В прямом эфире могут подстерегать весьма каверзные неожиданности, особенно, когда текст кладут уже перед микрофоном и его не успеваешь прочитать. Однажды мне надо было зачитать текст о поступлении литературы, которая популяризирует какой-то опыт. Читаю: «Поступила литература по…по…» И тут я начала нести какую-то околесицу. А надо было произнести всего-то фразу – «по популяризации».

 – Почему, на ваш взгляд, радио перестало быть столь популярным, как прежде? Ответ вроде бы напрашивается довольно банальный – время стало другим. И всё же.

 – Конечно, время стало другим. У людей появились альтернативные источники информации. Правда, сейчас подаётся информация иного рода. В 60-80 годы прошлого столетия мы строили новые города, фабрики, заводы. Были тематические передачи, посвящённые сельскому хозяйству, промышленности. Много эфирного времени отводилось просветительской деятельности. То есть была совершенно другая журналистика.

Тем не менее считаю, что радио «хоронить» рановато. Например, в отдалённых сельских населённых пунктах радио по-прежнему не имеет альтернативы, и оно востребовано, как прежде. И потом не будем забывать, что многие попросту привыкли слушать именно Коми радио, оно по-прежнему занимает свою нишу в информационном пространстве. Надеюсь, так будет и впредь.

Наша справка

Маргарита Сергеевна Грязнова родилась в Кировской области, затем в раннем детстве её семья  переехала в Ижму. Закончила историко-филологический факультет Коми государственного пединститута. С 1961 по 1997 годы работала диктором на Коми радио.

Её труд вознаграждён званиями народной артистки Коми АССР, заслуженного работника культуры республики, Памятным значком «90 лет Республики Коми».

 
Поделиться в соцсетях
  • 31
    Поделились

guest
4 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Татьяна
Татьяна
11.05.2014 07:43

Маргарита Грязнова- Человек Легенда

???
???
12.05.2014 20:18

Сергей Павлов – это тоже Казанцев, что ли?

Светлана
Светлана
15.05.2014 10:56

Умная, замечательная, всегда сияющая, бесконечно талантливая!!!! Люблю Вас, Маргарита Сергеевна!

Андрей
Андрей
26.01.2016 11:25

Помогите связаться с Маргаритой Сергеевной Грязновой. Её разыскивает Смирнова (Боришкевич) Анна Семеновна