Вячеслав Бурьян: «Увлекаюсь корнепластикой…»

Джазовая легенда Республики Коми в гостях у «Красного знамени»

17:29. 30 ноября, 2010  
  
12

Только что закончился VII Сыктывкарский фестиваль джазовой музыки. А первое такое мероприятие произошло 17 лет назад. И чтобы тогда, в 1993 году, оно случилось, понадобились усилия очень заинтересованного в этом человека. Таким человеком был Вячеслав Яковлевич Бурьян. И это неудивительно, ведь вся предыдущая его деятельность была связана именно с этим жанром. Можно сказать, что последнюю четверть прошлого века джаз в Сыктывкаре олицетворял именно он. 

 

 

– Вячеслав Яковлевич, откуда Вы родом, где Ваши корни? Как начиналась Ваша биография? Когда и где Вы получили первые яркие музыкальные впечатления?
 
– Родился я в 1941 году в посёлке Коноша Архангельской области. В следующем году маме пришла похоронка, так что отца своего никогда не видел. Первым серьёзным музыкальным впечатлением в школьные годы было выступление в Коноше эстрадного оркестра Архангельского музыкального училища, исполнявшего музыку из кинофильма «Серенада Солнечной долины». В это училище я и поехал в 1960 году. Параллельно с учёбой подрабатывал в драмтеатре. На счастье, в этом театре часто проходили концерты приезжих коллективов, в том числе и знаменитых: Уральского диксиленда, оркестров под управлением Олега Лундстрема, Леонида Утёсова, Дмитрия Покрасса. У меня была возможность присутствовать не только на их выступлениях, но и, что очень ценно для музыканта, на репетициях.
 
В 1962 году, сразу после второго курса, меня забрали в армию. Службу провёл кларнетистом духового и эстрадного оркестров, а также дирижёром хора жён офицеров и детского хора. Всего отслужил три с половиной года, в том числе около года – на острове свободы Куба. В армии начал осваивать саксофон. Съездив в родной посёлок на побывку, женился и, демобилизовавшись в 1965 году, вместе с женой  приехал в столицу Коми АССР.
 
В Сыктывкаре, в местном музыкальном училище продолжил образование сразу на двух отделениях – дирижёрско-хоровом и духовом, которые и закончил в 1967 и 1968 годах. Работал в кульпросветучилище. А вот в 70-е годы стал руководить эстрадным оркестром «Мелодия», который был образован при Горисполкоме ещё в 1964 году. Коллектив состоял из профессиональных музыкантов. В 1974 году «Мелодия» заняла III место на проводившемся в Ленинграде конкурсе танцевальных оркестров и ансамблей Северо-Западной зоны.  К сожалению, в 1977 году финансирование «Мелодии» прекратилось и коллектив был распущен.
 
 
– Получается, что город Сыктывкар в те небогатые, по сравнению с нынешними, времена имел возможность содержать эстрадный оркестр из дюжины музыкантов в течение 14 лет?
 
– Да, так было. Летом мы активно играли на танцах в Кировском парке, а зимой давали концерты, записывали фонограммы для театров. Но потом, при министре культуры Колегове, это закончилось. Мне пришлось некоторое время работать худруком во Дворце пионеров, а уж потом я перешёл в Межсоюзный дом самодеятельного творчества (МДСТ) облсовпрофа, где работал старшим методистом по оркестрам, затем худруком.
 
 
– Там, при МДСТ, и образовался Ваш известный тогда джазовый состав?
 
– Мне удалось добиться покупки инструментов. В первом составе квартета, переходящего иногда в квинтет, играли Эдуард Цвингер, Владимир Будюк, Анатолий Волков, Александр Панюков, Сергей Ларин, потом пришёл Юрий Дмитриевский, иногда пела Людмила Сабанцева.
 
 
– Да, я помню Юру Дмитриевского хорошо. Именно он основал в Сыктывкаре в 1980 году джазовый клуб «Геликон», это событие отмечено в книге «Советский джаз: проблемы, события, мастера» – первом фундаментальном труде об отечественном джазе.
 
– «Геликон» тесно сотрудничал со старейшим отечественным джаз-клубом «Квадрат» в Ленинграде, оттуда приезжали специалисты. Проводились лекции с демонстрацией фильмов о джазе, мы давали концерты. В клуб приходили всё новые люди. Вот Евгений Машкин, например, ныне известный сыктывкарский джазовый музыкант, как раз в те годы начинал у нас приобщаться к музыке толстых.
 
 
– А расскажите историю с попыткой пригласить выступить в «Геликоне» выдающегося джазового гитариста Алексея Кузнецова.
 
– Появилась возможность привезти к нам Кузнецова. Я обратился за помощью к заведующему отделом культуры горисполкома Геннадию Вокуеву. Тот попросил, чтобы Кузнецов прислал программу, мы, мол, ознакомимся с ней, чтобы там не было иностранщины. Я пытался объяснить Вокуеву, что джазмен играет стандарты, среди которых, естественно, большинство – американского происхождения, музыкант импровизирует. Но понимания со стороны чиновника так и не удалось добиться.
 
 
– А так называемый «чёрный список» запрещённых групп получали?
 
– А как же. В 1984 году приходила из Министерства культуры и такая инструкция «для служебного пользования», содержащая приличный список (страницы на полторы) групп и исполнителей. Названий сейчас уже почти не помню…, кроме, пожалуй, групп «ДДТ», «Автоматические удовлетворители», «Кожаные комиссары» какие-то…
 
 
– В 80-е годы Вы у нас в музколледже стали вести эстрадный оркестр, потом и диксиленд организовали. А по линии МДСТ и Министерства культуры Вы активно ездили по республике.
 
– Да, приходилось в разных городах организовывать различные мероприятия. Тогда ведь, например, везде было много хороших духовых оркестров – сейчас почему-то их не стало совсем – и в Инте мне удалось провести 12 ежегодных марш-парадов духовых оркестров.
 
 
– Как в Новом Орлеане?
 
– Почти. Только погода в Инте в мае немного холоднее, чем на родине Луи Армстронга, и сыро. Но, тем не менее, мы сделали это. Один раз городские власти смогли даже организовать откачку воды из луж, чтобы оркестрам было удобно топать по улице. Представляете, спецмашины откачивают воду перед марширующими музыкантами, потом передвигаются дальше и откачивают следующие лужи!
 
В Воркуте где-то в 80-е годы, уж не помню точно, мы организовали первый в республике рок-фестиваль, который шёл два дня. Воркута вообще была очень музыкальным городом. Там и джазовых людей было немало.
 
 
– А когда впервые родилась идея сделать республиканский джазовый фестиваль?
 
– Как раз в Воркуте. Мы с тамошним пианистом Сергеем Поповым как-то сидели, обсуждали джазовые концерты, он и говорит: «А слабо вообще сделать джаз-фестиваль?» А я тогда уже работал в Центре дополнительного образования. Переговорил с Министерством образования, и в 1993 году мне разрешили провести такой фестиваль в рамках 3-го детского музыкального фестиваля. Приехали хорошие, в основном детские коллективы из Воркуты, Ухты, Печоры.
 
А уж в следующем году на II фестивале были только взрослые составы. Ещё через год состоялся и третий фестиваль. На 1996 год я планировал проведение IV фестиваля джазовой музыки, даже договорился с банкиром Михаилом Глузманом насчёт помощи, но вдруг у него самого начались какие-то проблемы и затея рухнула. Ну а потом в стране случился дефолт, тут уж не до джаза было. В 1998 году я и сам вышел на пенсию.
 
 
– А что случилось в 2001 году, когда Министерство культуры и колледж искусств решили провести джазовый фестиваль?
 
– Директор колледжа Анатолий Ялынный запланировал его почему-то как I республиканский джаз-фестиваль.
 
 
– То есть хотел начать фестивальное летоисчисление с себя.
 
– Я удивился и возмутился. Как же так? Ведь уже мы провели три фестиваля. Мне пришлось убеждать и настаивать, чтобы нумерация фестивалей продолжалась, а не начиналась.
 
 
– Вячеслав Яковлевич, а помимо музыки, джаза есть у Вас ещё увлечения? Помню, у Вас в рабочем кабинете в облсовпрофе было много различных фигурок, сделанных из корней деревьев. И дома у Вас такие же по полкам везде стоят. Это Ваше пожизненное хобби?
 
– Это называется корнепластика. Увлекаюсь этим делом очень давно. Как-то однажды был в Сольвычегодске и на берегу реки случайно увидел деревяшку. Поднял её и сразу рассмотрел в ней готовую голову оленя. С тех пор и пошло.
Поделиться в соцсетях

guest
12 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
мэн
мэн
30.11.2010 18:40

великий чел

пожилой
пожилой
30.11.2010 20:20

Бурьян – авторитет бесспорный для тех, кто жил в те времена.

любитель
любитель
01.12.2010 07:07

Довелось на 2м фестивале играть в одном составе с Бурьяном – преданный джазу профессионал,грамотный саксофонист.Здоровья и оптимизма Вячеславу Яковлевичу.Спасибо автору за уважение к герою интервью.

Возражу
Возражу
01.12.2010 14:37

Бурьян авторитет и для тех,кто живет в нынешних временах!Здоровья и удачи,Вячеслав Яковлевич!Спасибо за преданность джазу.

Симфония
Симфония
01.12.2010 17:10

Забодали уже своей провинциальной джазухой.

симфонисту
симфонисту
01.12.2010 17:40

В провинции тоже люди живут, между прочим.

Юджин
Юджин
01.12.2010 19:08

Спасибо Вячеславу Яковлевичу, крепкого здоровья.

Отдельное спасибо Сергею Алексеевичу Терентьеву.

Универ
Универ
02.12.2010 05:29

Попса бессмертна непобедима,как непобедима человеческая глупость, поэтому да здравствует джаз! А вместе с ним и В. Я. Бурьян!

Сергей Попов
Сергей Попов
30.11.2012 21:45

Это я спровоцировал Славу на проведение фестивалей. А сегодня Слава умер. Вечная память прекрасному человеку и музыканту. Я так надеялся поиграть с ним на нынешнем фестивале!

Николай
Николай
01.12.2012 12:39

Спасибо автору, ведь многие не знают как все начиналось. А духовые оркестры во всем мире процветают, а их участники когда вырастают имеют хорошую школу не только в части музыки (творчество), но и умение работать в команде (дисциплина), и принимать новые нестандартные решения(импровизация), и в целом не лажать (ответственность) и т.д.

дата
дата
02.12.2012 12:02

Интервью вышло ровно за два года до кончины В.Я.Бурьяна – 30 ноября 2010 года.

С.А.
С.А.
06.12.2012 13:51

Сегодня, 6 декабря, открывается VIII республиканский джазовый фестиваль, основателем которого является В.Я.Бурьян.
Фестиваль состоится в “Октябре” в 18 часов.
Завтра, 7 декабря, второй день фестиваля. Выступает трио из Питера – в филармонии в 18 часов.
Третий, заключительный день фестиваля, в субботу, в филармонии в 18 часов гала-концерт.