Виктор Ножкин: «Заполярье крайне обижено в плане наград и грантов» (ФОТО)

Художественный руководитель драмтеатра Воркуты рассказал, чем порадовали власти и бизнес в юбилейный год

Автор:   
01:23. 6 января, 2014  
  
5
Ушедший 2013 год для Воркуты был особенным – отмечали 70-летие со дня рождения города. Судьбе было угодно, чтобы Воркута стала одним из центров ГУЛАГа, куда со всей страны сгоняли тысячи узников. Среди них было немало образованных и творческих людей. Именно им город обязан появлению Воркутинского драматического театра.
 
Город и театр – ровесники. Официально театр появился в военном 1943 году. Редкий провинциальный театр может похвастаться таким количеством именитых служителей рампы в своей истории. Еще меньше тех, кто сегодня держит высокую марку. Сыктывкарцы знают, что воркутинцы умеют создавать добрые и светлые спектакли. Со вкусом ставят классику и современную драматургию. Столичный зритель убедился в этом год назад, во время гастролей воркутинцев. В ноябре 2013 года отметили 70-летний юбилей, конечно, премьерой. Художественный руководитель театра, режиссер и актер Виктор Ножкин рассказал «Красному знамени» о долгожданных подарках и неприятных сюрпризах, которые преподнесли местные и федеральные власти театру и его зрителям.     
 

Без грантов 

– Виктор Николаевич, уходящий год для вашего театра – юбилейный. Чем порадовали зрителя?
 
– Комедией «Ночь ошибок» по пьесе О. Голдсмита. Премьера состоялась 24 и 25 ноября после капитального ремонта здания театра. Спектакль поставил давний друг театра – Аман Кулиев (заслуженный артист Карелии, в театре Воркуты ставил «Дядю Ваню», «Вечер» и другие спектакли – прим. авт.). Была задача поставить динамичный и красочный спектакль. В нем занята вся труппа театра. Для юбилейного спектакля мы сделали потрясающие костюмы и декорации. Работу над костюмами начали еще за год до премьеры: закупали материалы, ткани. С нами сотрудничал очень опытный и востребованный художник из Нижнего Новгорода Владимир Дубровский. Прошло уже несколько показов, зал всегда полон.
 
Виктор Ножкин в спектакле “Вечер”. Фото Виктории Шендриковой
 
– Ремонт театра в провинции – целое событие. Как это стало возможно?
 
– Благодаря финансовой поддержке республики. В следующем году обновления продолжим – закупим новое световое и звуковое оборудование, реконструируем  сценическую площадку. «Ночь ошибок» мы сделали на грант Главы Коми.  До юбилейного 2013 года такой же грант мы получили в 2012 году на постановку «Дяди Вани».
Однако в юбилейный год мы получили неожиданный «подарок». В 2014 году, объявленному годом культуры, нашему театру отказано в грантах на постановку новых спектаклей, хотя мы подавали две заявки. И это уже не в первый раз. В 2014 году гранты получат все театры республики, кроме Воркутинского драматического. Все спектакли, которые мы создавали на выделенные финансовые средства, очень высокого уровня. Это признают, прежде всего, наши зрители. Наблюдается определенная тенденция в отношении именно нашего театра – по непонятным причинам несколько лет подряд отказывают в грантах. Коллектив возмущен и не понимает позиции тех людей, которые принимают решения. Отказывая театру в поддержке, мы лишаем мощных добротных спектаклей тех же шахтеров Воркуты, зрителей Усинска, Инты, Печоры, Ухты. 
 
– В Воркуте, где есть крупный бизнес, как обстоят дела с меценатами? 
 
– Меценатства в России в принципе нет, я думаю. Есть определённая разовая помощь. Сегодня бизнес, что бы мы ни говорили, ориентирован на себя. Отчасти потому, что отсутствует духовность. Но в этом году мы получили финансовую поддержку нескольких крупных компаний Республики Коми, их все хорошо знают. Нам помогли газовики, одна из нефтяных компаний, глава администрации Воркуты Евгений Шумейко. В плане сотрудничества нашего театра и крупного бизнеса наметилась положительная тенденция. 
 
– Государство должно поддерживать театр так, как от него требуют служители рампы, или пора учиться выживать самостоятельно? 
 
– Если говорить о менталитете российского театра, наших зрителей и соотечественников, точка зрения одна – театру помогать необходимо. Если мы пытаемся сохранить культуру и духовность России и Россиян, мы с вами должны театру помогать. Посмотрите, что творится с теми институтами (телевидение и другие СМИ), которым государство не помогает. Есть задачи далёкой перспективы, в том числе развитие духовности граждан. Если эта задача не стоит, а стоит другая, тогда зачем тратить деньги? Дайте здание и пусть зарабатывают, как хотят, показывают, что хотят. Но тогда завтра театр будет называться по-другому. И мы знаем как.
 

Без чернухи 

– Давайте о хорошем. Вас можно поздравить со званием «заслуженного артиста России»?
 
–  Да, случилось это недавно – 9 декабря уходящего года. Это награда для всего театра, не только для меня. Хочу подчеркнуть, что наш театр крайне обижен в плане наград федерального уровня. Труппа мощно работает, показывает постоянно свой высокий уровень. Очень печально, что за последние тридцать лет первая награда такого уровня упала на Воркутинский драмтеатр. Министерство культуры Коми должно взять эту ситуацию под особый контроль. Люди, работающие в невероятных условиях Крайнего Севера по двадцать-тридцать лет, несущие свет и добро, не могут не получать поощрений. Это должны понимать чиновники, от которых зависит присуждение наград республиканского и федерального уровней. 
 
– Поговорим о театре как таковом. Многие режиссёры утверждают, что эстетика современного театра заключается в эксперименте. Как вы понимаете эстетику?  
 
– Эксперимент ради эксперимента я не приемлю. Делай у себя в лаборатории, в подвальном театре такие вещи. Многие говорят, что эксперимент  должен быть, любой. И оправдывают это тем, что у них, якобы, нет возможности создавать реальный театр, выносить на сцену жизнь человеческого духа. Поэтому, мол, мы лучше сделаем скандал: пригласим скандального режиссёра, возьмём несколько московских артистов, добавим к ним наших, организуем пиар. Готово! Зритель думает: «Ну, надо сходить, посмотреть, может, тряхнёт меня». Он идёт. И его действительно трясёт. 
 
– По поводу чернухи на сцене. Ваш театр уже через это прошёл? 
 
– Наш театр этим несколько увлекался в 1990-х годах, когда культуру выпустили на свободу. На сцену стали выносить самое якобы желаемое зрителем. Оказалось, что это части тела. Будто зритель наш более ничего не достоин, кроме как лицезреть именно это. Но театр, прежде всего, духовность, за этим по большому счету приходит к нам зритель.
 
– Чем отличается воркутинский зритель?
 
– В силу известных причин в Воркуту приезжали, нередко не по своей воле, люди достаточно образованные, состоявшиеся как личности. Сегодня воркутинский зритель относительно молодой. Тогда как в Сыктывкаре много представителей старшего поколения, к которому, кстати, нужно подходить очень осторожно. Они воспитаны на другой эстетике – тут же отторгают так называемое «откровение плоти» на сцене. Хотя если это мотивированно и сделано эстетически красиво, почему бы нет.
 
 

Без скидок на возраст

– 70-летнюю историю театра создавали легендарные люди, среди которых есть и узники ГУЛАГа – Токарская, Мордвинов, Шмидт и многие другие… 
 
– Гены, привнесённые великими артистами и уникальными личностями, сохранились. Город особенный — отдалённость, суровые условия: люди вынуждены прижиматься друг к другу. Разойдёмся – погибнем. Прежде всего, в духовном смысле. Условия заставляют кучковаться даже актёров. Если актёр не принимает эстетику театра, театр его отторгает: приехал — уехал.       
 
– Праздник был омрачен трагедией…
 
– Да, в августе скоропостижно скончался актер Олег Лощихин. В нашей труппе он успел проработать совсем недолго… До переезда в Воркуту Олег долго работал в драмтеатре Брянска. Он блестяще сыграл главную роль – Ивана Войницкого – в постановке Амана Кулиева «Дядя Ваня». Этот спектакль видели и сыктывкарцы во время наших гастролей в прошлом году. Для театра это огромная  потеря.  
 
– В юбилейный год нельзя не вспомнить ветеранов сцены, например, Анатолия Аноприенко и заслуженную артистку России Валентину Авраамову. Насколько отцам и детям удается находить взаимопонимание? 
 
– Проблем нет. Есть отношение к театру. 20 тебе лет, 60 или 70 – у нас нет чёткой градации. В системе взаимоотношений в труппе нет позиции: «Ты – молодой, а я мэтр, король». Я также служу театру, как и Дмитрий Максименко (молодой артист труппы – прим. авт.). Если я желаю театру быть на высоте, я должен также вкалывать, как и он, как Анатолий Иванович Аноприенко. А он –  как я. Конечно, молодые ребята в труппе почтительно относятся к возрасту. Но на сцене скидки на возраст быть не может. 
 
– В чём для вас главная сложность работы в качестве худрука, учитывая, что вы сами играете на сцене? 
 
– Когда выходишь с партнёрами, друзьями на сцену, а потом этими же людьми руководишь как чиновник, возникают сложности. И для артиста тоже, когда с ним на сцену выходит его руководитель. Но я для себя давно четко определил, что выхожу на сцену только в роли партнёра. Надеюсь, что актёры тоже  воспринимают меня именно в таком качестве. 
 
– И последнее. Каковы планы театра на 2014 год?
 
– Как всегда, премьерные спектакли, несмотря на озвученные мною финансовые проблемы. Воркутинцы живут в очень тяжелых условиях, искусство, духовность и обновление здесь особенно нужны. В апреле собираемся с гастролями в Усинск. Надеемся, что получатся гастроли в Череповце. В планах также участие в театральном фестивале в Архангельске. Во время поездки в Санкт-Петербург удалось наладить контакты с рядом ведущих театров северной столицы.
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
5 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Юлия Панкратовапалка в двух концахМнениеЕвгенийвлад Recent comment authors
новые старые популярные
влад
Гость
влад

Долгие лета театру.

Евгений
Гость
Евгений

Хорошее интервью, автору спасибо.

Мнение
Гость
Мнение

Заниматься продвижением культуры в Воркуте – в наше время это героизм. Респект.

палка в двух концах
Гость
палка в двух концах

РУДОЛЬФ НЕ ДОЛЖЕН ЗАБЫВАТЬ ВОРКУТУ И ДРАМТЕАТР И НЕ БОЯТЬСЯ ЧТО ОБВИНЯТ КАК ВОРКУТИНЦА!

Юлия Панкратова
Гость
Юлия Панкратова

Потрясающий театр! Показательно высокий уровень мастерства. Многие столичные театры в подметки не годятся.
Дай Бог долгой, бесконечно долгой жизни столь замечательному театру. Новых высот и бескрайнего оптимизма! Множество поклонников и радужных перспектив и развития во всех направлениях, включая финансовые 🙂 Больше гастролей. Каждый ваш спектакль – долгожданный подарок зрителю.