Иван Урсу: «Мы не ставим нерешаемых задач»

На председателя Коми рескома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обрушился шквал обвинений

15:58. 20 декабря, 2013  
  
1
В прошедшую пятницу в Сыктывкаре состоялся пленум республиканского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, по итогам которого было принято обращение в общественный совет Дорожного агентства Коми и администрацию Ухты с просьбой отменить план приватизации «Ухтинского пассажирского предприятия». После появления информации о пленуме на сайте информагентства «БНКоми» на председателя рескома профсоюза Ивана Урсу обрушился шквал обвинений в том, что он занимается не своим делом. О том, каково состояние дел в отрасли и есть ли выходы из положения, наша беседа с возмутителем спокойствия.
 
– Иван Семёнович, министры с их аппаратами не могут навести порядок в дорожном хозяйстве – пассажирские перевозки в том же Сыктывкаре стали притчей во языцех, теперь вот в Ухте забастовка перевозчиков. Вы собираетесь решать проблемы за власть?
 
– Ничего подобного! У каждого свои задачи. Мы давно и пристально изучаем проблемы, волнующие наших работников и которые не решаются теми, кто должен это делать. Если власть не сделает выводов и не примет меры в кратчайшие сроки, нас всех ждут большие неприятности… 
 
– Что вы имеете в виду?
 
– Чтобы было понятней, начнём издалека. Ещё два месяца назад реском получил письмо из «Коми дорожной компании» о том, что она не в состоянии выполнять условия коллективного договора: у неё просто нет средств на это. И одна из причин в том, что муниципалитеты не рассчитываются с компанией за выполненные работы. 
 
– Не слишком понятно: причём тут коллективный договор и оплата за выполненную работу?
 
– При том, что компания работает себе в убыток, у неё нет денег даже на выплату зарплаты в том объёме, который прописан в коллективном договоре и отраслевом тарифном соглашении. Про социальные выплаты (те же путёвки хотя бы) даже говорить не стоит. Проще говоря, требования профсоюзов оказываются невыполнимыми.
 
– Можно на примере? О чём речь?
 
– Возьмём районные ДРСУ (дорожные ремонтно-строительные участки – ред.). В настоящее время выходит так, что зимой они занимаются только содержанием дорог, за что и получают оплату. Подготовка к работе в летних условиях, то есть завоз материалов, ремонт и подготовка техники, другие работы как бы не учитываются. 
 
– Заказчик платит за то, что сделано по факту, разве не так?
 
– Не совсем. Получается, что мы имеем дело с сезонными работами и работниками. Если летом предприятие зарабатывает на строительстве дорог, их ремонте, содержании и обслуживании, то есть может что-то скопить, то зимой ситуация критическая. Финансирование содержания дорог оставляет желать лучшего – это если говорить корректно. Оно у нас в разы меньше, чем на федеральной трассе. К примеру, содержание километра дороги на трассе Сыктывкар – Киров стоит 550 тысяч рублей, а на той же фактически, но республиканской дороге Княжпогост – Ухта всего 153. 
 
– На пленуме ваш оппонент Валерий Пронин (заместитель руководителя Дорожного департамента) утверждал, что у нас есть участки дороги, где оплата составляет 250 тысяч рублей…
 
– Скажу так: он лукавил. Дорог у нас около шести тысяч километров, из них к федеральным всего отнесено несколько десятков. Как вы думаете, где выгоднее работать? Естественно, частник – а у нас все компании сейчас частные – стремится работать там, где платят. Другими словами, на республиканских и районных дорогах мы недополучаем миллионы рублей. Та же «Коми дорожная компания» за три года понесла убытков на 230 миллионов рублей, то есть ежегодно её потери составляют порядка 80 миллионов рублей.
 
А если работодатель несёт убытки, то требовать от него соблюдения условий договора весьма сложно. Более того, над работниками нависает угроза увольнения. Раньше, когда предприятие было государственным, оно могло перераспределять доходы, а зачем это частнику? У него задача одна: прибыль, поэтому зимой он может оставить на предприятии только тех, кто чистит дороги от снега, а остальных выгнать за ворота. 
 
– Выходит, вы просто боитесь того, что останетесь без работы?
 
– Профсоюзы борются за права рабочего человека. И мы вынуждены защищать свои рабочие места. Поэтому требуем пересмотра тарифов. Если этот вид деятельности является убыточным, предприятие становится банкротом.
 
– И чем это грозит? 
 
– Тем, что предприятия закроются, и дороги будет некому чистить и содержать. По крайней мере, так будет в районах, вокруг Сыктывкара есть федеральные дороги, там оплата позволит иметь пару грейдеров… 
 
– До сих пор профсоюзы боролись с работодателями, требуя от них уступок. Сейчас ситуация изменилась?
 
– Именно так. Со многими работодателями профсоюзы договорились, заключены коллективные договоры, которые соблюдаются. Но теперь работодатели оказались беспомощны перед властью. Их не слышат «наверху». Примером может служить ситуация с пассажирскими перевозками. В Ухте коллектив «Ухтинские пассажирские перевозки» («УПП») бастует, там уже несколько месяцев не платят зарплату, предприятие – банкрот, но власти города вместо адекватных мер по его спасению выставляют акции на продажу по программе приватизации…
 
– Но ведь известно, что только частник может эффективно хозяйствовать. К тому же, в Ухте около сотни частных извозчиков, они и будут обслуживать город.
 
– Это самое глубокое заблуждение. Частник не будет возить льготников и обслуживать невыгодные маршруты. А у нас, как известно, социальное государство. Значит, завтра, если продадут «УПП», на окраину Ухты не заедет ни один автобус, все «ГАЗели», которых там сотни, ринутся на главную улицу. Вы себе можете представить, что там будет? 
 
И завтра в ту же мэрию придут сотни человек с требованием обеспечить передвижение по городу. В результате мэрии придётся заключать договор с частниками на их условиях. А всего-то и надо было, что вовремя выплачивать деньги по договору с тем самым «УПП». 
 
– Два слова о ситуации в Ухте. Почему этот вопрос вынесен на пленум?
 
– Ситуация возникла не вчера и даже не позавчера. Здесь за короткий период сменилось три руководителя, сейчас назначен четвёртый. Из трёх десятков автобусов 18 сломаны, остальные постоянно ремонтируются. Техника старая, денег на запчасти нет. Топливо покупать не на что. Долги предприятия – свыше 45 миллионов рублей. Люди не получают зарплату, половина из них перестала выходить на работу.
 
К нам ещё пару месяцев назад обратилась профсоюзная организация предприятия, вот в результате мы и решили на пленуме обратиться к депутатам Ухты с предложением пересмотреть решение о продаже акций «УПП». Стоит отметить, что все сто процентов акций принадлежат муниципалитету, но депутаты не нашли ничего лучшего, как избавиться от них. Они убеждены, что частник всё решит. Недавно так же говорили про рынок в государстве, который всё сам решит. Увы, оказалось, что без регулирования не обойтись.
 
– А в чём вы видите регулирование в данном случае?
 
– Предприятие обслуживает множество маршрутов, среди которых есть выгодные и «провальные». Для примера. Себестоимость перевозки одного пассажира в Сыктывкаре – 20 рублей 68 копеек. Однако билет для пассажира стоит 17 рублей. К тому же есть льготники, которые ездят по сниженной цене. Предприятие на этом теряет большие деньги. Это так называемые выпадающие доходы, которые должен возмещать городской бюджет. Коллектив здесь стал бороться за свои права, и кое-что удалось сделать. Ситуация ещё не совсем выровнялась, но мы надеемся, что решение будет найдено: администрация города идёт навстречу. 
 
В Ухте же ситуация зашла в тупик: убытки «УПП» только за первый квартал составили 19 миллионов рублей. Местная администрация раньше возмещала выпадающие доходы, сейчас это не делается. Результат налицо: предприятие – банкрот, не сегодня-завтра жители Ухты почувствуют это на себе. Впрочем, уже сейчас почувствовали. 
 
– А что, депутаты Ухты этого не понимают?
 
– По-видимому, не до конца осознают, что скупой платит дважды. Уничтожив муниципальное предприятие, они будут вынуждены платить частному перевозчику столько, сколько тот скажет. А если не будут, то цены на перевозку пассажиров тут же увеличатся. И тогда проблему придётся решать снова тем же способом: создавать новое предприятие…
 
– Вы направили обращение к депутатам в Ухту. Но решение о приватизации ими принято не вчера, да и собраться депутаты смогут только в следующем году. А деньги-то предприятию нужны сегодня! Найдёт их новый директор?
 
– Без помощи власти – нет.
 
– А вообще поднятые на пленуме вопросы решаемы? Они по силам власти?
 
– Мы не ставим нерешаемых задач. Главное – желание их решать…
Поделиться в соцсетях

avatar
1000
1 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
Житель Сыктывкар Recent comment authors
новые старые популярные
Житель Сыктывкар
Гость
Житель Сыктывкар

Гнать этого Урсу тряпками абсолютно ни чего не делает, только сидит и умничает!