Елена Холопова: «С Коквицкой горы открывается такой вид, что дух захватывает»

Литератор из Усть-Вымского района - о светлом будущем без коммунизма, без ГУЛАГа, без нищеты

16:12. 30 ноября, 2013  
  
10

Елена Холопова живёт в Коквицах Усть-Вымского района. Печатается в толстых литературных журналах «Октябрь», «Знамя». Пишет. Читает. Думает. Мечтает о светлом будущем для внуков… А ещё с ней очень интересно поговорить! Её «картина мира» цельная, ясная, милосердная, честная, врачующая душу и убедительно прочная в безнадёжной стремнине сегодняшнего времени. Уходящая натура? Не дождётесь…

Сегодня мы предлагаем очередную беседу с этим интересным человеком.

 

 

Я более читатель, чем писатель

– Что написано в последнее время, что и где опубликовано?

– Написала рассказ, небольшую повесть, написала очерк. Очерк опубликован в московском журнале «Знамя» (№4, 2013). Повесть мне разонравилась, публиковать не буду. Рассказ, или, скорее, одну житейскую историю, возможно, опубликую.

– Что сами читаете?

– Я более читатель, чем писатель. Читать любила и люблю. У нас семья была читающая, все читали, мама, папа, сестры. И дома книги были хорошие – классика.

Недавно я дочитала книгу Солженицына «Двести лет вместе». До сих пор нахожусь под впечатлением. Два тома, в каждом – более пятисот страниц. О жизни рядом, в одной стране, русских и евреев. Солженицын не просто писатель, он исследователь. Любой свой вывод он подтверждает десятками документов. Читать его непросто и ужасно интересно. Многого из того фактического материала, о чем он пишет, я не знала.

Недавно вспомнила о письмах Короленко Луначарскому. Они были опубликованы в 90-х годах в толстом литературном журнале. Я их нашла в интернете, скачала, перечитала. На очереди из первых – «Самопознание» Н.Бердяева и книга «Пора собирать камни» Э.И.Лосевой, доктора геолого-минералогических наук. Я читала ранее опубликованные ею дневники отца, погибшего в эвакуации в 1942 году. Читала и книгу ее мужа С. Кухарева «Прошлое, далекое и близкое». Они опубликованы на сайте Проза.ру. При кажущейся простоте – потрясающей силы документы эпохи ушедшего социализма, когда человек считался ничтожным винтиком великого строительства.

В друзьях – Панюшкин, Офицеров, подельник Навального

– Вы недавно открыли для себя фейсбук. Что удивительного нашли для себя в возможностях такого общения?

– Интернет – высокая возможность получения информации, даже если ты находишься на краю света, в деревне.

У меня в виртуальных друзьях есть очень уважаемые мною люди. Писатель Герман Садулаев (почитайте его повесть «Одна ласточка не делает весны» или потрясающий «Шалинский рейд»), Валерий Панюшкин, глава «Русфонда», который делает очень многое, чтобы помочь больным детям, Петр Офицеров, «подельник» Алексея Навального, получивший 4 года условно и при этом честный человек. Мне ужасно интересно получать их обновления. Сама я очень редко обновляю свой статус, мне непривычно так раскрываться. Панюшкин недавно обругал нас, своих читателей, за то, что слишком много внимания уделяем неисправимому польскому гонору (это я о выходке польских националистов, о нападении на русское посольство): «Улицы не метены, дети не лечены, старики не обихожены». Нам что, делать нечего? И ведь прав Панюшкин! И он почти всегда прав… И что главное – его правда – нравственна.

Где бы в своей жизни я встретила таких деятельных, добрых, нравственных людей?

– Есть что-то общее во взглядах, отношениях к жизни у людей «интернетных» и людей далеких от Интернета?

– Конечно, общее есть. Мы ж все (ну, большинство) в одной стране живем и знаем ее изнутри. Что, деревенские, в массе своей не знающие Интернета, понятия не имеют о том, что в деревнях творится? Да и городские жители, разве они не имеют понятия о дрянных дорогах, тесноте и давке, о проклятом ЖКХ и дряхлом жилье? И еще общее есть: в Интернете много хамов, агрессивных людей, как и в обыденной жизни. Правда, интернетный хам может сказать пакость, а хам на дороге, выскакивающий из машины с бейсбольной битой в руках – сделать пакость вполне реальную.

Атомная бомба и пластиковая бутылка культурная вершина человечества?

– Следующий год в России объявлен Годом культуры. Только, к сожалению, никто уже не знает, что это такое… У Вас есть личное определение культуры?

– Личного определения нет. Но я понимаю, КУЛЬТУРА – огромное понятие, его трудно определить. Есть культура общества, культура нации, культура личности, культура древнего мира, художественная культура и еще множество других, но все же это множество объединяет одно: можно сказать, культура – то, что породила материальная и духовная деятельность человечества.

В определении культуры можно поставить знак равенства между культурой и цивилизацией. Культура – то, чем мы отличаемся от остального биологического мира. Стая птиц, к примеру, не возьмет в лапы биты и не пойдет громить ларьки на рынке. Выходит, любое общественное явление можно назвать культурным. Даже погромы. Таков, выходит, наш уровень. А культурная вершина человека, по всему получается – атомная бомба? Или ее конкурентка – пластиковая бутылка? То и другое в состоянии превратить Землю в одну большую кучу мусора.

Что касается «Года Культуры». Я подумала: интересно, что запланирует на год культуры наша власть? Наверно, для начала уберет там, где намусорила. Уберет в наших лесах свой космический мусор? Или заткнет дырки в своих нефтепроводах и перестанет пачкать наши поля, леса и реки? Или отстирает свои карманы от нефтедолларов? Или просто вновь откроет закрытые по всей России школы, отделения связи, клубы, медпункты, деревни? Извините, замечталась.

Мы молчим, когда в мусорном баке находят очередного мертвого новорождённого младенца

– Мораль, нормы поведения – это обязательный маркер культурных событий? Или они напрочь выведены из современной культуры?

– Каждому времени – своя мораль и свои нормы поведения. Когда-то было вполне нормальным сжигать ведьм на кострах. При социализме, если помните, был такой «Моральный кодекс строителя коммунизма». Коллективизм, интернационализм, патриотизм. Коммунизм упразднили, кодекс отменили, новый не назначили. Но ведь остались тысячелетней давности человеческие нормы бытия: не убий, не укради, чти отца своего и мать свою. Ну и так далее, как в Библии.

Но приходится признать: мораль и нормы поведения в нашем сегодняшнем обществе задвинуты черт знает куда. Мы молчим, когда в мусорном баке находят очередного мертвого новорожденного младенца – и громко высказываем возмущение звездой, которая на старости лет, ни у кого не спросив разрешения, обзавелась двумя детьми. Хотя все отлично знают, то ни она, ни ее муж младенцев в бак не выбросят, в интернат не сдадут. А наши высокоморальные православные священники призывают не крестить «ненормальных суррогатных» младенцев. Можно подумать, у Божьей Матери с зачатием все было в порядке, с применением старого бабушкиного-дедушкиного способа. А Иоанн-то Креститель не отказался ведь крестить Иисуса Христа!

– Какие явления современной культуры Вы полностью не приемлете?

– Я полностью не приемлю насилия. Когда убивают детей, бьют стариков и женщин, когда в тюрьмы сажают невиновных. Ужасно не люблю холуйства. Когда вполне можно не прогибаться перед вышестоящим начальством, а человек все равно прогибается. В остальном, думаю, терпима. Пригвоздил голый художник Петр Павленский свою мошонку к брусчатке Красной площади – ну, пусть прибил, если хочет показать, что государство держит его за яйца. Вошли пуськи в храм и сплясали там свой дикий танец аборигенов – ну, черт с ними, пусть сплясали, если пространства за стенами храма им оказалось маловато. Вышли попы из храма с хоругвями да кадилами – ну, пусть побродят по светскому государству, если в храме им тесно. Но сначала обезопасят от ДТП присоединившуюся публику. Сама рядом не пойду, стыдно. Будто с шаманами рядом шагать, под бубен дождя у неба выпрашивать. Не люблю дремучих суеверий.

Не люблю потемкинской показухи, но если космонавтам хочется помахать в открытом космосе незажженным олимпийским факелом – ну, пусть машут, если у них выходной день и делать нечего. Хотя удивляет, конечно, дремучий фетишизм космических масштабов. И вообще – дал же нам и.о. Бога это Олимпиадище!

– В чем деревня, Коквицы например, культурнее города?

В городе давно живет множество деревенских людей, там их куда больше, чем в деревне. Свою культуру они принесли туда. Так что уровень культуры примерно одинаков. Но есть и отличия, связанные именно с тем, что в деревне малолюдно.

У нас почти нет машин, и, следовательно, ДТП с драками, битьем стекол битами и т.п. Нас мало, мы производим меньше мусора.

Но… бывает и такое, к примеру. Есть в деревне один тракторист. Однажды он, мертвецки пьяный, врезался в стену сарая моей соседки. И уснул прямо за рулем, в кабине. Мы с соседкой стояли рядом с трактором и поражались его счастью: сарай не снес, никого не убил. Тут бежит моя внучка: «Бабушка! Только что его (пальцем указывает на спящего) – по телевизору показали. Там про нашу деревню и про работу на полях!» Вот так: с утра герой телерепортажа, вечером – лыка не вяжет на рабочем месте.

Либерасты проклятые и сталинисты с айпадами

– Интеллектуал и интеллигент – это одно и то же?

– Не одно и то же, но общее есть. Интеллектуал – человек с высокой мыслительной способностью, человек умственного труда. Интеллигент – тоже образованный человек. Можно сказать, интеллигент – это интеллектуал плюс. Плюс идеология. Недаром «интеллигенция» – понятие русское. Она родилась из жалости, сострадания к русскому крепостному крестьянству. Из русской интеллигенции вышли революционеры-бомбисты, мечтатели марксисты-утописты. Интеллигенция стоит в оппозиции к власти, это ее характерный признак. А главное – ей присуще стремление найти опору в идеологии. Интеллигенция еще в 19 веке по взглядам разделилась на две ветви, славянофилов и западников. Славянофилы – за особый российский путь развития, западники – уверяют, что истинным является европейский путь. Но если кто думает, что это все ветошь и старье, тот ошибается.

Я с большим интересом слежу за полемикой современных славянофилов и западников. Сегодня, я вижу это по статьям и комментам в Интернете, многие тешат себя иллюзией, что можно дважды войти в одну и ту же воду, вернуться назад, в СССР, построить, наконец, правильный, идеальный социализм, мир справедливости без нищеты и унижения. А капитализм не для нас, это пусть Европа проходит.

Писатель Захар Прилепин, отрицая существующий госкапитализм, считает, что главное зло – либерализм. Стремление к свободе, то есть. Либералы (в Интернете их кличут либерастами проклятыми) – главные враги России, готовые слинять за бугор с толстыми, туго набитыми кошельками.

Россия пойдет по пути некоей «социалистической идеократии», мечтает Прилепин. Страна отменит итоги приватизации, проведет «полномасштабную» индустриализацию, выйдет из финансовой системы мирового рынка, построит самодостаточную экономику, создаст новую политическую, духовную, научную и военную аристократию.

И, наверное, не подумал писатель, что же будет, если снова, как в 1917 году, воспрянет лозунг «Грабь награбленное!». Вдруг и у него квартиру заберут те, кому до скончания века суждено сидеть по коммуналкам? А если запретим выход в мировую финансовую систему, то новые айпады и планшетники будем получать за бревна, по бартеру? Прямиком из Китая? Даже во времена сталинской индустриализации большевики активно пользовались помощью американских капиталистов, но теперь жадным зарубежным буржуям, видимо, придет хана. Прилепин, наверно, видит себя в рядах той новой аристократии, таким духовным лидером. А старую аристократию куда девать? Не говорит. Наверно, пошлет ее дороги строить. Под конвоем.

И очччень многие хотят заполучить старого-нового Сталина, ну или Ленина на худой конец. Я заходила на сайт Гайдпарка и поразилась: ужасно много в комментах убежденных коммунистов, сталинистов. Сталинисты, сидящие со своими айпадами и планшетниками в руках, можете себе представить? Оторопь берет! Дай власть таким мечтателям – и вполне можно заполучить во главе русской деспотии кого-то вроде Ким-Чен-Ына, недавно расстрелявшего 80 человек своих граждан за то, что посмели смотреть телевидение проклятых капиталистов, своих южных сородичей.

Меня удивляет, почему образованные, культурные люди не видят очевидной истины: лучше всего человек работает на себя любимого. Чем больше будет мелких и средних собственников, тем устойчивее экономика. И просто невозможно создать эффективную экономическую коллективную систему, в которой все работают на всех. Разнонаправленность векторов. Какие-то очередные сны Веры Павловны. Помните Чернышевского, «Что делать?» Сто лет назад такие «сны» привели к большевизму, к уничтожению миллионов крестьян, которые были той необходимой средой для обыкновенного капитализма. Тогда выдрали с корнем из народа всякое стремление стать собственниками. Вот и пропал навек в России тот слой, которому капитализм нужен. Сто лет назад многотысячным массам, в том числе и крестьянам, и интеллигентам – славянофилам вместе с западниками, сунули тачки в руки и принудительным порядком отправили на стройки индустриализации. И Прилепину не приходит в голову, что вожделенный новый социализм так круто может обойтись и с ним самим. А что? Столько дорог в России надо построить! Как иначе, если не под конвоем? Тем более, доллары он отменит. За баланду все работать будут.

Сам лично писатель не собирается ставить либералов к стенке, даже великодушно считает, что они нужны как оппозиция, как критика власти. Но когда в России власть терпела и слушала критику?

С Прилепиным спорит либерал Дмитрий Губин. Он пытается объяснить, что либерализм – не прогиб перед Европой. Это всего лишь идея свободы для каждого, для отдельно взятого человека. Но права человека на жизнь, на свободу, на неприкосновенность жилища, на свободу слова – это действительно идеи западного происхождения. В России им не случилось зародиться.

Современные либералы понимают свою слабость. Они знают, что их мало, что их не слышат, у них нет доступа к СМИ, только Интернет, что народ спит. И его скорее разбудит Прилепин, чем идея свободы.

Я бы сама написала в первых строках Российской Конституции, что жизнь, свобода, здоровье, материальные и духовные интересы отдельно взятого гражданина – превыше всего, и именно из интересов граждан складываются интересы государства. А не наоборот, как это у нас всегда было. Но не поможет уже и это. Мы промчались все возможные остановки. Поздно, батенька. Российский народ надорвался, 20-й век сломал ему хребет. Первая мировая война, революция, гражданская война, голод, коллективизация, индустриализация, 37-й год, вторая мировая война, голод, перестройка, чеченские войны. Какой народ смог бы выдержать? Мы не выдержали, в нас иссякли силы.

У нас есть существенная особенность, какой нет ни у одного европейского государства: гигантская территория. Удержать от развала такую огромную неоднородную империю, сложенную из разных кусков, может только деспотия. И получается, у нас плохие перспективы: власть диктатора или развал страны. Не хочу ни того, ни другого. А вулкан по имени Россия дремлет и не внимает древним спорам. И История идет своим темным, неведомым путем, не слушая ни западников, ни славянофилов. Только в этом и есть моя слабая надежда на светлое будущее для моих внуков. Без коммунизма, без тачки в руках, без ГУЛАГа, без нищеты.

В деревне не бывает чёрных сугробов!

– Вы изредка наведываетесь в Сыктывкар. Какие перемены в столичной жизни отмечаете?

– Новый драматический театр. Кр сивый вестибюль, красивое фойе. Красивые люстры. И неудобный зрительный зал со сплошным массивом кресел без проходов, как это сделано в музыкальном театре.

Заново отремонтировали Национальную детскую библиотеку им. Маршака. Пока непривычно. Библиотекарям пришлось перетаскать на руках тонны книг. Говорят, придется лишаться большой части книг, их некуда будет ставить.

Снова переехал расчетно-кассовый центр. Поменялся местами с паспортным столом. Удивительна эта потребность различных контор, поневоле необходимых людям, петлять по городу, заметая следы.

– Вы, Елена, жизнерадостный пессимист. Ваше любимое изречение: «мы безнадежны». Что Вас восхищает и радует?

– С Коквицкой горы открывается такой вид, что дух захватывает. Внизу течет-бежит река Вычегда. За рекой на другом берегу – лес стеной до самого горизонта. Этот пейзаж хорош в любое время года, в любую погоду.

В деревне люди ближе к природе. Летом можно спуститься с горы к речке – вот тебе пляж. Осенью переплыть реку на лодке – вот тебе лес. Зимой вышел во двор, встал на лыжи – и вперед! Весной – смотри на небо, на стаи перелетных птиц, жди лета. И в деревне не бывает черных сугробов!

Поделиться в соцсетях

avatar
1000
8 Comment threads
2 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
0 Comment authors
АнонимGeron45Акадэмик Geron45-муСолженицын - Geron45спасибо за встречу Recent comment authors
новые старые популярные
Читатель
Гость
Читатель

Журналист о культуре:”…никто уже не знает,что это такое…
Бабушка о культуре:”…можно назвать культурным явлением даже погромы…”.Финиш.

Интересно
Гость
Интересно

Читатель в чем-то заинтересован?

Аноним
Гость
Аноним

Почему нет?

спасибо за встречу
Гость
спасибо за встречу

удивительный человек… Говорит понятными словами,а как заставляет задуматься над каждым словом

Аноним
Гость
Аноним

Елена Хохлопова – классный автор! Обсуждают “Священную землю” в Сочи на форуме.

Аноним
Гость
Аноним

“культура – то, что породила материальная и духовная деятельность человечества.” “Удержать от развала такую огромную неоднородную империю, сложенную из разных кусков, может только деспотия.” Замечательное понимание культуры, понравилось, очень точное, если это относится к культуре предков. Если “породила” изменить на “порождает”, то это будет о нашей культуре… Но сказано очень… Читать далее »

Geron45
Гость
Geron45

Человечество многое создавало, но многое и уничтожало, были плоды мудрости, но были и фрукты идиотизма. И всё это – культура? Сталинский ГУЛАГ – это лучший из бывших и существующих. Изучая жизнь в лагерях, не следует забывать жизнь тех, кто рядом с ними жил. Взаимовлияние. ” Танец маленьких лебедей. ” Чайковского… Читать далее »

Солженицын - Geron45
Гость
Солженицын - Geron45

Архипелаг ГУЛАГ”:”Крепостные театры существовали при каждом областном УИТЛК, а в Москве их было даже несколько.Самый знаменитый был – ховринский крепостной театр полковника МВД Мамулова. Мамулов следил ревниво, чтоб никто из арестованных в Москве знаменитых артистов не проскочил бы через Красную Пресню…. Это была гордость помещика:у меня лучше театр, чем у… Читать далее »

Акадэмик Geron45-му
Гость
Акадэмик Geron45-му

Так ведь можно дойти и до того, что убийство может быть гуманным и не гуманным, типа, выстрел в затылок это более лучшая казнь, чем через повешение, ядерная бомба намного гуманнее газовых камер… и в результате получить на выходе истину, что убийство – это не только нормально, но и хорошо. Что… Читать далее »

Geron45
Гость
Geron45

” Акадэмику “. ” Свобода – это привычка. “, интересно, в каких академиях Вы это почерпнули? Или сами придумали?
Принцип; ” От каждого – по способностям. ” в сталинских лагерях соблюдался. А иначе не было бы театра в Воркуте…