Давид Бурман: «Хорошо, если в спектакле есть место чуду»

Режиссёр из Санкт-Петербурга оценил итоги прошедшего в Сыктывкаре Международного театрального фестиваля

Автор:   
13:05. 30 октября, 2013  
  
0

Недавно в Сыктывкаре прошел фестиваль театров кукол «В гостях у Мойдыся», в котором приняли участие семь творческих коллективов из Воркуты, Набережных Челнов, Саранска, Костромы, Ижевска, Симферополя и Кирова. Давид Бурман из Санкт-Петербурга был одним из членов жюри фестиваля. Сегодня он гость «Красного знамени».

 

– Давид Семенович, понятно, что с коллегами вы говорите на одном языке. А как обычно реагируют люди, когда вы представляетесь кукольником?

– Как правило, предполагают, что у меня не все в порядке с головой.

– А я думала, улыбаются.

– Да, но чаще это не улыбка, а снисходительная ухмылка. Когда я работал арт-директором кемеровского драматического театра, меня тоже поначалу встретили настороженно. Но постепенно отношение меняется. Да, я — кукольник, – обычно говорю я, и напоминаю еще несколько фамилий выходцев из кукольного театра.  Например, Владимир Машков. Его мама  – была главным режиссером театра кукол в Новокузнецке, и он проработал в нем целый год. Создал даже свою премию специально для артистов-кукольников «Золотой львенок». Популярный артист Сергей Гармаш работал в кукольном театре Херсона, Валерий Гаркалин – в Кемеровском театре «Люди и куклы» (театр Леонида Хаита), Зиновий Гердт – в театре Образцова…

Как правило, если вы видите гениального артиста и спросите, с чего он начинал, ответ будет – с театра или кружка кукол в Доме пионеров. Гениальный Михаил Чехов, который создал систему работы актера над собой. Для него кукла являлась важнейшим символом, благодаря которому он создавал образ. Он будто бы лепил его и затем вплетался в него, как актер… Поэтому ухмылка людей быстро проходит, когда они узнают о нас чуть больше. Я спрашиваю у них, вот ты сам в детстве с чего начинал?

– И все говорят с  машинок и кубиков.

– Нет же, ещё раньше, когда ты лежал в коляске. Ты играл с подвешенными игрушками и, значит, тоже соприкасался с театром кукол – это очень важная составляющая. И уже потом – машинки и кубики.

– А современные игрушки располагают к добру, как вы считаете?

– Любая технология создается из материального мира. Я, например, чётко для себя определил: материальное не может быть мерилом ценности никогда по определению. Человек существо духовное, и самая большая его проблема в том, чтобы использовать технологию, а не стать её рабом. Люблю технологичные игрушки и компьютерные игры. Мне это нравится. Но я не впадаю в них, а достаточно абстрагирован. Очень люблю кино, анимацию, это все для меня важные точки соприкосновения с моим миром, и он не ограничивается только театром кукол. Просто это моя профессия, которая перешла в хобби.

– Но все эти черепашки-ниндзя — их же нельзя любить!

– Почему? А вы вспомните, когда сами были ребенком, и ваши родители говорили: «Как ты можешь играть в этот ужасный лего-конструктор? А  ходячая механическая кукла, которую каждая девочка мечтала взять ее за ручку…

– Как вам наш фестиваль?

– Я в Коми первый раз. В этом году у меня сразу несколько… первооткрытий. Я побывал в Южно-Сахалинске, а затем сразу к вам. Только что было тепло +15, а здесь – снег и зима, фантастические ощущения, ощущение Нового года. С фестиваля «На островах чудес» я попал в гости к сказочнику Мойдысу. Ваш фестиваль – это ещё одно доказательство того, что периферия может быть понятием административного деления или географии, но не искусства, потому что искусство либо есть, либо нет.

– Жаль, что на фестивале не было питерских театров.

– Это же только второй фестиваль. На третий обязательно приедет и Москва, и Питер, и Норвегия, и страны Балтики подтянутся, не переживайте!

– Вам не тяжело судить детские спектакли? В смысле – не скучно?

– Наша главная беда в том, что мы все время играем во взрослых людей. А если вспомним, что все мы родом из детства, то жить сразу становится легче. Очень люблю, быть рядом со Станиславом Федоровичем Железкиным, художественный руководитель театра «Огниво», народный артист России, с которым мы дружим более 30 лет. Мне нравится его позиция: критики нужны для того, чтобы хвалить  артистов. Люблю артистов. Я сам работал актером театр кукол 15 лет.

– В Питере?

– Нет, в Питере я учился и был распределен в город Джезказган. Там шесть лет. И ещё до этого в Ужгороде.

С моей точки зрения, все спектакли должны ставиться для зрителя. Когда режиссер говорит «я ставлю для себя» – это лукавство. Нравится — не нравится — у нас такого критерия нет. Я смотрю зацепило меня или нет. Смогу я найти те важные для меня точки соприкосновения с добром, что помогают ощутить эту необыкновенную жизнь, – тогда спектакль состоялся. Особенно хорошо, если в спектакле есть место чуду. Театр кукол – единственный вид искусства, который создает чудеса. Представляете, кукла выходит на сцену и начинает говорить — уже чудо! Всегда хочется, чтобы в спектакле появлялись какие-то неожиданные моменты.

– Зацепил ли вас какой-то спектакль из тех, что вы увидели в Сыктывкаре?

–  Меня очень порадовал спектакль Воркутинского театра «Жемчужина Кохару». В нём столько интересного, что, скорее всего, он попадет ко мне на фестиваль. Так же, как и спектакль «Два дона» театра из Костромы.

– Сколько в России кукольных театров?

– Больше восьмидесяти.

– Это много или мало?

– С точки зрения миссии государства, а с моей точки зрения миссия государства – это развитие своей культуры, – мало. А с материальной точки зрения, сколько регион способен содержать, столько и должно быть театров. Но все они должны жить дос-той-но. И только тогда, когда государство определит миссию – зачем, для чего и почему ему нужен этот вид искусства. Проблема заключается в том, что духовного определения как раз и нет.  Зачастую театр в регионе создается, как инфраструктура, для того, чтобы ребенок пошел в театр кукол. А какая миссия будет у театра – это десятое дело.

– Вы говорили на эту тему с нашим министром культуры? Он, я знаю,   очень хочет открыть в Коми ТЮЗ.

– Конечно говорил. Миссия важна, если ее нет, то создать можно, наверное, только спортивную команду. Хотя и для физической культуры нужна миссия!

– Расскажите о вашем фестивале «КукАрт».

– Это, пожалуй, самый статусный, самый важный фестиваль в России, которому уже 20 лет и попасть на который счастье. Мы открываем на нём новые имена и даём им толчок, поскольку к нам приезжают многие руководители  самых различных фестивалей кукольных и синтетических театров. В этом году он проходил с 22 по 30 июня на 13 площадках Санкт-Петербурга одновременно. Открывал его Андрей Ургант.

– Кто «родители» фестиваля?

– У него несколько учредителей: Союз театральных деятелей России, Министерство культуры РФ и Комитет по культуре при Санкт-Петербургской мэрии. А родили фестиваль два Мастера – гениальный режиссер-новатор Михаил Хусид и великий художник-шестидесятник Юрий Нолев-Соболев. Билеты на фестивальные спектакли не продаются, вход свободный, но всегда битком забитые залы. 

– Вам самому, какой театр ближе: ростовые куклы, марионетки?

– Существует больше ста систем кукол. В рамках «КУКARTa»  у нас есть обязательная программа с этой исторической куклой: «Петрушки на Невском» или «Петрушки в Царском селе». Именно с Петрушки началась и моя любовь к театру кукол. Помимо него, безусловно, это марионетки. (Сразу же вспоминаю театр «Кукольный дом» Полины Максимовой, где она управляет марионеткой, у которой 32 нити! Как она это делает? Фантастика!) Обожаю Сергея Владимировича Образцова с его тростевыми куклами. Очень люблю теневой театр… А фильм Чарли Чаплина «Бродяга», помните? Танец пирожков на вилках?

– Я прочла в соцсетях, что ваш отец был стеклодувом.

-Да, стеклодув-кварцедув. Он таких чертиков делал смешных и разных куколок  необычных.

– То есть, папе тоже, наверное, спасибо за выбор вашего ремесла?

– Конечно! Он меня учил стеклодувному делу, и я вместе с ним лепил кукол. Есть, кстати, традиция спектаклей со стеклянными куклами. Знаменитый спектакль Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» – тоже оттуда. Из детства…

 

Наша справка

Давид Семенович Бурман родился 13 сентября 1961 года в г. Черновцы, школьные годы провел в Ужгороде. В 10 лет успешно дебютировал в театре-студии «Ровесник» при местном Доме пионеров. С отличием закончил Оренбургское музыкальное училище, затем учился в Санкт-Петербургскую театральную академию (сразу по двум специальностям – режиссура и экономика театрального дела).Директор АНО «Дирекция инновационных программ национальной премии и фестивалей для детей (Интрестудио)», Организатор, президент и директор Международного фестиваля КУКART – ведущего форума кукольных и синтетических театров. Член экспертного совета по негосударственным театрам Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

Поделиться в соцсетях
  • 6
    Поделились

guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments