Олеся Ростовская: «Живу с ощущением, что знала о терменвоксе всегда»

В Сыктывкаре выступила исполнительница на необычном инструменте

20:33. 12 октября, 2013  
  
6

11 октября в Центре культурных инициатив «Югор» Сыктывкара прошел концерт «Играющая на волнах» выпускницы Московской государственной консерватории и аспирантуры, Санкт-Петербургского государственного университета и Королевской школы карильона им. Жефа Денейна в Мехелене (Бельгия) Олеси Ростовской.

Сыктывкарцы услышали, как звучит терменвокс – это волшебный (музыкант играет, водя руками по воздуху, а звук возникает при помощи улавливающих пассы антенн) электромузыкальный инструмент, изобретенный в нашей стране в 1918 году.


После выступления наш корреспондент попросил ответить исполнительницу на терменвоксе на несколько вопросов.

 

 

 

 

 

– Ольга, с чего началось ваше увлечение этим инструментом?

– К сожалению, за всю свою концертную деятельность еще не успела придумать захватывающей истории с похищением меня инопланетянами (смеется). Точной даты начала занятий терменвоксом я не помню. Живу с ощущением, что знала о терменвоксе всегда. Но если вам нужны цифры, то на терменвоксе играю уже 15 лет. Впервые вышла на сцену с композициями собственного сочинения через четыре месяца после знакомства с инструментом.

– Почему в вашем репертуаре звучит только классика ?

– Я играю и современные произведения. А программа концерта зависит от вопросов зрителей. Т.е. предпочитаю форму не концерта, а диалога со зрителем. Поэтому последовательность произведений формируется зрителем.

– Вы сами сочиняете специально для терменвокса?

– Да, сочиняю для терменвокса произведения, все-таки у меня композиторское образование. Есть еще мультиинструментальные сочинения. Помимо композиторского, у меня органное, звонарское и карильонное образование.

– Какую музыку слушаете сами – в машине, в плеере, вообще – для души?

– Музыка, которую я слушаю, находится вот здесь (показывает на голову). Когда я слышу разные мелодии, звуки, музыку на улице, в машине или другом месте, в моей голове формируется своя музыка – так и рождаются мои сочинения.

– Какого жанра произведения сложнее всего исполнять на терменвоксе?

– Нет такого жанра. Есть определенные произведения, которые не соответствуют природе терменвокса и поэтому их очень сложно играть.

– Как реагируют люди, впервые услышавшие этот инструмент, – друзья, знакомые?

Люди часто подходят после концерта со словами восхищения и благодарности. Но был случай, когда ко мне подошел мужчина и сказал, что он ничего не понял и ему не очень понравилось. Я была немного расстроена, но потом заметила, что у него в обоих ушах слуховые аппараты. И я подумала, что, возможно, ему не удалось расслышать всю прелесть звуковых потоков терменвокса…

 

Справка

 

Олеся Ростовская родилась в 1975 году, училась в классе рояля у Анны Даниловны Артоболевской. После окончания в 1993г. ЦМШ поступила в Московскую Консерваторию, которую окончила в 1998г. по специальности “композиция” (проф. Альберт Семёнович Леман) и в 1999г. – по специальности “орган” (проф. Олег Григорьевич Янченко). В 1998г. начала играть на терменвоксе под руководством Лидии Кавиной. В 2000г. окончила ассистентуру-стажировку по композиции, а в 2001г. – по органу. С 2003г. – звонарь. В 2008г. закончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «карильон» (проф. Йозеф Виллем Хаазен). В 2009 году закончила Королевскую школу карильона им. Жефа Денейна в г. Мехелен (Бельгия).

Олеся Ростовская – активно пишущий композитор: созданы сочинения для симфонического оркестра, хора, органа, карильона, камерная, вокальная музыка, музыка к театральным постановкам, радиоспектаклям, мультимедийным инсталляциям, электроакустические композиции. Среди сочинений – «Страсти по Марку», Концерт для терменвокса с оркестром, опера «Коляска» по одноименному произведению Гоголя и многое другое. Её произведения звучали в Большом, Малом, Рахманиновском залах Московской Консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Московском Международном Доме Музыки, Музее музыкальной культуры им.Глинки, Большом и Малом залах Союза Композиторов, Государственном Центре Современного Искусства, Дворце спорта «Лужники», Концертном зале Мариинского театра, Институте современного искусства Pro Arte, Государственном музее истории Санкт-Петербурга «Петропавловская крепость», во многих городах России, Украины, США, Эстонии, Бельгии, Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов и других стран Западной Европы.

Олеся Ростовская сотрудничала со многими оркестрами (п/у В.Федосеева, В.Понькина, В.Дударовой, С.Скрипки, С.Безродной, В.Булахов, Э.Серова и др.), хорами (Хор Государственной Третьяковской Галереи п/у Пузакова, Ансамблем духовной музыки “Благовест” п/у Кольцовой и др.) и ансамблями (“Студия новой музыки” п/у Дронова и др.), была солисткой ансамбля «Duo inventum» и ансамбля «Ars mirabilis».

Ведёт сольную исполнительскую деятельность на органе, карильоне и терменвоксе. В репертуаре – старинная, классическая, современная музыка, в т.ч. собственные сочинения. Часто исполняет музыку ныне живущих композиторов, многие из которых пишут сочинения специально для неё. Выступала с сольными программами: «Дискотека 16-го века», «Тайная жизнь церковных органистов», «Знаменитые педальные соло», «Что слышал Пётр I с карильонной башни», «Душа колокола; русская музыка на карильоне», «Играющая на волнах» и многими другими.

Также большое внимание уделяет импровизациям на органе и терменвоксе, часто включая их в свои концерты.

Ведёт просветительскую деятельность. Издана брошюра «Что такое карильон» и CD «Душа колокола», написана научно-методическая работа «Исполнительское мастерство в области колокольной музыки: сравнительный анализ русской и фламандской традиций», неоднократно проводила семинары и мастер-классы по терменвоксу как для исполнителей, так и для композиторов («Терменвокс: практическая магия» и др.), издана статья «Как писать музыку для терменвокса». В течение сезона 2010-2011гг вела радиопередачи «Секреты музыканта» и «Дон карильон» на волне «Радио Мария».

Как исследователь колокольной музыки Олеся Ростовская принимает участие в конференциях и семинарах. В 2011 году представляла Россию на World Carillon Congress в США.

Лауреат Конкурса духовной музыки (1996г.), дипломант Первого Всероссийского конкурса молодых композиторов (1999г.), лауреат фестиваля “Музыка нового поколения” (2000г.), дипломант Всероссийского конкурса им. Массалитинова (2005), лауреат Конкурса фортепианной импровизации (2006), лауреат Десятой артиады народов России (2009).

Член Союза композиторов, член Ассоциации электроакустической музыки России, член Ассоциации органистов России, представитель Фонда «Русский карильон».

Поделиться в соцсетях

guest
6 Комментарий
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Хулио Ган
Хулио Ган
12.10.2013 21:44

изобретенный в СССР еще в 1918 году
——————————
Автор! Вы в какой школе учились? В 1918 году на свете ещё не было СССР.

Елена
Елена
13.10.2013 09:23

Ваше непревзойденное искусство достойно всяческого восхищения! Вы умница и молодец! Так держать!

Хулио Ган
Хулио Ган
13.10.2013 10:46

Елена [13 октября 2013г. 09:23:46] Ваше непревзойденное искусство достойно всяческого восхищения! Вы умница и молодец! Так держать! ——————————————Елена! А вы кого ещё из исполнителей на терменвоксе слушали? Огласите весь список или хотя бы первую пятёрку. Ничего не хочу сказать про Олесю Ростовскую, но чтобы оценивать чьё-то искусство как “непревзойдённое”, надо… Читать далее »

Сергей
Сергей
15.10.2013 12:15

Вот некоторые имена из блестящей плеяды терменвоксистов: Клара Рокмор (1911 – 1998), Лидия Кавина, Олеся Ростовская, Каролина Эйк, Барбара Буххольц (1959 – 2012), … а вообще-то, судя по статье в Википедии о терменвоксе, имена современных терменвоксистов перечислены в таком порядке (без учета таланта): Каролина Эйк, Петр Термен(правнук изобретателя), Олеся Ростовская,… Читать далее »

Аноним
Аноним
15.10.2013 13:55

Вот некоторые имена из блестящей плеяды терменвоксистов: Клара Рокмор (1911 – 1998), Лидия Кавина, Олеся Ростовская, Каролина Эйк, Барбара Буххольц (1959 – 2012), … а вообще-то, судя по статье в Википедии о терменвоксе, имена современных терменвоксистов перечислены в таком порядке (без учета таланта): Каролина Эйк, Петр Термен (правнук изобретателя), Олеся… Читать далее »

Анониму Сергею
Анониму Сергею
15.10.2013 22:13

Зачем вы нам заливаете здесь информацию из интернета? Мы её и без вас почитать можем. Перечислите лучше тех, кого вы сами слушали и знаете.