Павел Здравомыслов: «На нас смотрели как на цирковое представление»

Группа шаманского рока H-Ural из Екатеринбурга обещает разогнать облака на следующей «Ыбице»

Автор:   
21:14. 13 сентября, 2013  
  
20

Анархо-либерал по убеждениям, шаманский рокер по музыкальным пристрастиям и хант в душе. Лидер группы Павел Здравомыслов приехал из Екатеринбурга в Сыктывкар в третий раз, чтобы представить клип на гимн финно-угров в рамках фестиваля визуальных искусств “Туйвеж”. Он с удивлением узнал, что клип был сделан в жанре игрового кино. Строгое жюри присудило именно клипу первое место в этой номинации. Игровые фильмы, заявленные в качестве таковых, не соответствовали формату.  H-Ural выступил с часовым концертом на открытии киносмотра 9 сентября. Меломаны Коми впервые услышали эту группу, которую теперь знают и в Европе, на «Ыбице-2011». Оказалось, что музыкант не просто познакомил жителей Севера с шаманским роком, но был одним из идейных вдохновителей мультифестиваля.

   

Группа H-Ural, основанная в 2007 году, исполняет песни на русском, английском, хантыйском и мансийском языках. Понадобилось время, чтобы коллеги по музыкальному цеху и финно-угры начали воспринимать коллектив серьёзно. Поначалу их стиль, соединивший музыку народов тайги, рок и современную электронику, вызывал много вопросов в Екатеринбурге. Сейчас группа известна ценителям неформатной музыки далеко за пределами Свердловской области. Сайт группы не случайно заполнен на английском, немецком, венгерском и эстонском языках. В беседе с корреспондентом «Красного знамени» Павел Здравомыслов рассказал, что деньги приносит не только «попса», как финны заботятся о детях и кто критикует творчество группы.
 

– Вы поёте на языках хантов и манси, которые для вас не являются родными. Как носители этих языков относятся к этому? 

– Поскольку я рокер со стажем, а английский считаю языком этой музыки, изначально пели на английском. Нашу группу пригласили в Финляндию принять участие в туре Sugri rock («Финно-угорский рок»). Там мы впервые спели на хантыйском языке для широкой аудитории. А родился я на Урале. Понятие «коренной уралец» условно, поэтому стал собирать информацию о своих предках. Дошёл до Первой мировой войны. Так узнал об угорских корнях. Я вырос на сказках хантов и манси. Отношение? Язык должен жить, в том числе в песенном творчестве, которое должно быть актуальным. Понимающие это люди подсказывают нам, что и как лучше делать. Те, кто против, как правило, критикуют нас не в силу убеждений или вкусов, а потому, что с ними мы наше творчество не согласовали. То есть не пришли на поклон с текстами и прочим. Эти люди были бы нам не рады в любом случае.


– Когда музыканты стали воспринимать серьёзно то, что вы назвали шаманским роком?

 – Сначала на нас смотрели как на цирковое представление. Мы заявили о себе в 2008 году на Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске в качестве хедлайнеров. Нас стали приглашать на фестивали в Свердловской области и за её пределами. После гастролей в Финляндии и Швеции в 2010 году (группа дала 26 концертов – прим. авт.) вопросы «Почему? Зачем? Кому это надо?» отпали. У нас не было задачи что-то кому-то доказать. Я считал, что мы делаем интересную музыку. Сейчас мы очень воcтребованы.


– Приходилось общаться с настоящими шаманами?

 – Вопрос в том, кто такой настоящий шаман. Это человек, который общается с миром духов и с миром умерших. С помощью музыки мы отправляемся в два этих мира, прошлое и будущее. Поэтому именуем себя музыкальными шаманами. Магию в выступлениях не используем, но эффекты бывают, например, облака разгоняются. К вопросу о четвертой «Ыбице», доводом в пользу нашего участия может быть наряду с музыкой и способность разгонять облака.


– Коренные народы ханты и манси в глубинке как ваше творчество оценивают?

 – Мы общаемся больше с творческой интеллигенцией, поэтому о глубинке сказать не могу. Мнения разные. Кто-то рок не любит, но наши песни на хантыйском языке приветствует. Другие категорически против: говорят, что рока на мансийском языке быть не может. Это комсомольские активисты, которые говорят, мол, мы свой коллектив создадим, утвердим. Но я об этих коллективах до сих пор не слышал. Если ты категорически против – выйди из зала или не покупай наш диск.  

 

«Гламурная байда» и «Бурановские бабушки»
 

– Где берете тексты? Сказали об экспедициях. Вы археолог?  

– Поступал на два факультета, предпочёл экономику истории. Но увлечение осталось. У меня много друзей историков, с ними езжу в экспедиции. В группе у нас двое выпускников исторического факультета. Тексты на русском и английском пишем сами, а на языках хантов и манси берем народные. Песню «Северное сияние» или, как ее еще называют, «неофициальный гимн финно-угров» создавали коллективно.

 

– Как он появился?  

– Идея возникла в Петрозаводске в 2011 году в ходе «Музыкального инкубатора», куда собрались финно-угры из разных регионов. Я предложил сочинить песню, объединяющую народы. Написали слова, музыку, сделали аранжировку и перевели на разные языки, потом сняли клип. 

 

– Правда, что вы с этой песней участвовали в отборочном туре «Евровидения» в России?  

– Мы подавали заявку и на отбор в Венгрии, где в финал не вышли. Решили заявиться в России. История тёмная, потому что отбор там не очень прозрачный. Оргкомитет молчал до последнего. Оказалось, что есть полуфинал, которого в положении о конкурсе нет. Официально не объявляли, кто туда попал, но в Интернет просочились списки с полуфиналистами, где была и наша группа. Скорее всего, мы были в числе потенциальных участников, но оргкомитет испугался, что финно-угорских коллективов будет многовато. Тогда прошли «Бурановские бабушки». На фоне гламурной байды они выделялись. Поскольку бабушки в третий раз уже пытались выйти в финал конкурса, наверное, выбрали их.
 

– «Гламурная байда» – это поп-музыка? Её вы не считаете искусством?  

– Ну, почему? Поп-музыка – это то, сейчас в тренде. Я воспринимаю то, что мне нравится, например, электронную музыку. То или иное направление всегда появляется сначала как андеграунд. Техно в 1980-х годах было андеграундом, потом стало мейнстримом. В прошлом году на «Евровидении» шведы представили как раз шаманские танцы, пройдёт несколько лет и наша попса будет «шаманить». Поп-культура использует этот андеграунд. Если делают это профессионально, здорово. А гламурная байда – это выхолощенная мелодия, заимствованная аранжировка, напомаженные подростки и девушки с силиконом.  

– Одни выступают за сохранение этномузыки в традиционном варианте. Другие за современную аранжировку. Вы на чьей стороне?  

– Что такое опять же исконно народная музыка? Народная песня существует в массе вариантов. Много народных инструментов утеряны. Что брать за основу? Речь идёт о том, чтобы консервировать музыку, употреблять по сути консервы. Музыка – это все-таки продукт духовного, но все же потребления. Важно, чтобы он был вкусным. Сохранением занимаются фольклористы, этнографы, музейщики. Народная песня жива, пока её поёт народ. Пусть живёт, ради бога. Есть люди, которые воспроизводят аутентичную музыку, реконструируют её. Моя задача не в этом, а в создании новой музыки, которой не было раньше. Да, микс, эклектика, возможно, поэтому кому-то наша музыка не по душе. 

 

Финские дети с гитарами 

– Такие аргументы приводили организаторы «Ыбицы», которая, задумывалась как площадка для финно-угорских музыкантов. И тут приезжает финская поп-группа «The Rasmus», которая не имеет отношения к национальной культуре. Как быть с этим несоответствием?  

– Свои предложения по программе я высказывал. Если бы я был программным директором, сделал бы по-другому. Финская группа все-таки имеет большее отношение к теме, чем Snap, который приезжал в прошлом году. Людей привлекают звёзды. Если молодёжь по пути на «The Rasmus» послушает другие коллективы – это уже неплохо.
 

– Европа давно повернулась к этномузыке. В России это происходит?  

– Те же «Хуун-Хуур-Ту» или «Ят-ха» в Европе – звезды этносцены. Тема горлового пения там давно понятна, есть своя публика, гораздо большая, чем в России. Здесь отсчёт идет с 2000-х годов. «Хуун-Хуур-Ту» не один раз собирали зал в филармонии Екатеринбурга. В городе достаточно поклонников не просто этно, а интересной музыки вообще. Народ потихоньку образовывается. Я занимался организацией фестивалей в Екатеринбурге, но завязал. В Коми есть Министерство национальной политики, а у нас такого ведомства нет. Многие вопросы, которые от меня в Екатеринбурге при организации фестивалей требуют много сил, у вас решены на другом уровне. 

 

– В продолжение темы о якобы высоком спросе европейцев на этномузыку. В турне по Скандинавии везде были полные залы?  

– В Финляндии в одном из селений пришло десять человек. Всё зависит от конкретного места, от организаторов. Где-то дали рекламу и собрался полный клуб. В одном из финских городов выступали в огромном клубе, куда пришло человек тридцать. Потому что была среда, и рекламы немного. В других населённых пунктах организаторы включали нас в программу фестиваля. Играли и в школах. С детьми сложнее, они не будут сидеть и изображать из себя угроведов. В финских школах видно, что детей любят.
 

– Не зря начальная школа в Финляндии считается лучшей в мире. В чем проявляется любовь к детям?  

– Например, столовые. Дети приходят, берут столько еды, сколько хотят. Хочешь ложечку, берешь именно столько, хочет целый поднос – пожалуйста. У нас же эти порции стандартные для всех, не важно, ест или нет ребёнок столько. Даже в небольшом селении стараются школы обеспечить по максимуму. Мы часто использовали музыкальную аппаратуру, на которой играют сами школьники. Не как у нас – Вивальди слушаешь с классом на уроках. Там дети могут выбрать по вкусу. Захотел – барабаны, захотел – на гитаре учишься. Вокал, звукорежиссура, электроника – всё пожалуйста, прямо в школе. Не удивительно, что по мастерству и по чувству музыки они на порядок выше российских сверстников.

 

Чиновники культуре не нужны
 

– Музыканты часто кивают на государство, которое, по их мнению, должно финансово поддерживать национальную культуру. Иначе, якобы, она умрёт. Ваше мнение?  

– Государство – неизбежное зло, которое в нашем случае можно было выбрать и получше. Я вообще анархо-либерал. Но не будем о политике. Мы зарабатываем концертами. Если приглашает государственное учреждение, выступаем. Там работают и продвинутые люди. Они понимают, что из года в год выезжать на фольклоре, балалайке и гармони невозможно. Нас не просят поддерживать какие-то партии, попросят – откажемся. После тура по Европе написал письмо в министерство культуры Свердловской области: «Дорогие друзья, мы с флагом нашего региона проехали по Швеции и Финляндии. Профинансируйте поездку в следующем году». Предложение им понравилось, но ответ был – деньги расписаны на три года вперёд. Я понял, что писать смысла нет.
 

– Вы анархо-либерал?  

– Я считаю, что люди сами способны организовываться в искусстве, бизнесе и экономике. Мало где нужно вмешательство государства. В экономике именно частная инициатива способна решать многие проблемы. Это лучше, чем менеджеры в государственных компаниях, которые будут набивать свои карманы за счёт налогоплательщиков. Чем меньше государства в экономике, политике и искусстве, тем лучше.
 

– В финно-угорском сообществе так или иначе проявляется национальная нетерпимость, соперничество. Вы ощущаете это на себе?  

– Есть определённая история. Мы ее воспринимаем с позиции общечеловеческих ценностей. Люди, которые друг друга раскулачивали или приносили жертвы по приказанию шамана, другим руководствуются. Когда говорят, что русские в своё время притесняли мокшу и эрзя, надо помнить, что среди мокши и эрзя были люди, которые в этом процессе участвовали. Я лично никого не притеснял, максимум кого-то на фестиваль не смог пригласить. Если тебе не нравится что-то, проходи мимо. Если в этом не понимаешь, разберись, может, станет интересно. Хорошо, что нам никто не предъявлял претензий по поводу того, что мы получили грант от финнов, а мы ведь с ними воевали в во время Второй мировой. Что касается современных конфликтов, то финно-угры, напротив, спокойные, иногда даже слишком. В Карелии, например, на концертах нужно что-то очень особенное представить, чтобы людей расшевелить. Мы это и стараемся

Поделиться в соцсетях

guest
20 комментариев
старые
новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
медведь
медведь
14.09.2013 01:46

Один про зоопарк, другой про цирк. Одна страна, одни реалии, что в музыке, что в науке. На Ыбице круто было, приезжайте еще! Интересно, Ыбица продакш отвалила автору идеи или все сами попилили? Коми гении

ага
ага
14.09.2013 11:05

Ыбица-продакшн сейчас в народе зовётся Марущак-продакшн. Это они хотели выдать имитаторов Gipsy Kings за настоящих, но обман был раскрыт бдительными сыктывкарцами. Это покушение на мошенничество так и осталось без внимания прокуратуры. Жулики Марущак и Лазарев вышли сухими из воды благодаря покровительству ЖД.

Бучо
Бучо
14.09.2013 11:31

Так называемая этномузыка и фестивали World music стали мощно финансироваться в Европе с 1990-х годов, поэтому многие музыканты повернули свои оглобли именно туда, в этномузыку, на запах денег. Всяких псевдошаманов развелось множество. Даже у нас в Сыктывкаре есть свой музыкальный шаман-шарлатан Михаил Бурдин. Но всё это эрзац, ненастоящая музыка.

С.А.
С.А.
14.09.2013 11:37

Вы анархо-либерал?
– Я считаю, что люди сами способны организовываться в искусстве…
—————————
Чтобы самим организоваться, не надо быть анархо-либералом. В США, например, государство не управляет искусством и не финансирует его. И там никаких паразитов рудольфов нет, к счастью.

Елена Шелест
Елена Шелест
14.09.2013 12:34

Классная группа! Слушала их живьем два раза. Они были украшением Ыбицы и Туйвежа. Не перестаю удивляться мудрости и спокойствию Павла, когда он честно отрабатывает концерт даже для десятка зрителей. Удачи H-Ural!Но не могу не капнуть ложку дегтя в адрес организаторов фестиваля “Туйвеж”. Победа клипа в номинации игровое кино – это… Читать далее »

С.А.
С.А.
14.09.2013 12:55

– Поскольку я рокер со стажем, а английский считаю языком этой музыки…————————Не знаю уж в чём и какой там стаж у Павла Здравомыслова (фамилия у него, кстати, совсем некстати), но что означает слово “рокер” он не знает. К сожалению, не знает этого и 0,5-грамотная Мария Сакаева.Рокеры – это не музыканты,… Читать далее »

елене
елене
14.09.2013 20:37

Это не профанация, а неожиданный поворот. Клип был сделан по законам игрового кино. Авторы и сами не знали, что игровое кино сняли. В жюри не дураки сидят, если наградили, значит так и есть. Как говорится, как авто не назови, лишь бы везло

Юван
Юван
15.09.2013 04:06

2 С.А.: Напишите еще, я дня три так не смеялся, как во время чтения вашего поста. Это же надо так попасть пальцем в небо. Мотоциклисты… Типа я не в курсе, про рокеров тех, и про рокеров нынешних. Читайте побольше, прежде, чем писать. Хотя тогда так смешно написать уже не получится.… Читать далее »

Юван
Юван
15.09.2013 04:42

2 С.А.:

Чё, реально нас тут с Машей папа Саввы приложил?
Да еще и педагог из музучилища!
Блин, не знал, я типа польщен и все такое.
Но за базар надо отвечать, сударь.

Юван
Юван
15.09.2013 04:50

2 Елена Шелест:

Спасибо, Елена, это наша работа.
И наше увлечение, поэтому мы всегда рады выступать.
А в Коми – особенно.
Уже третий раз тут и с каждым разом все интереснее и интереснее!

Ювану
Ювану
15.09.2013 18:13

Мария Сакаева – “один из самых грамотных журналистов”???Ну ты, чувак, реально уморил весь Сыктывкар миян кар (дона кар). Мы тут, на сайте КЗ, её ошибки всем городом исправляем онлайн – можешь и сам её спросить об этом, или полистай архив номеров, чтобы убедиться. Если она для тебя шибко грамотный журналист,… Читать далее »

62725
62725
15.09.2013 22:27

Автор! А зачем вы так нарочито назвали The Rasmus поп-группой?
Что за выпендрёж дешёвый!

С.А.
С.А.
16.09.2013 02:15

и хант в душе
————-
Что такое “хант”? Может ханты?
Единственное число – ханты, а не хант.

Если “хант” – это какое-то специальное слово, а не ошибочное название народности, то автор обязана разъяснить читателям.
В душе ведь кем только нельзя быть (страшно даже подумать), особенно в душе анархо-либерала.

Осип
Осип
16.09.2013 22:29

А что, “лидер группы Павел Здравомыслов” не входит в состав группы? В составе H-Ural нет такого человека (список на сайте). У Сакаевой вечно какие-то нестыковки и непонятки.

осипу
осипу
16.09.2013 23:21

Самозванец он! – От самозванца слышу

Дьяконов С.С.
Дьяконов С.С.
16.09.2013 23:36

Ювану [15 сентября 2013г. 18:13:09] …Насчёт “физиономии” и уголовного “отвечать за базар” – можно прямо сейчас возбуждать дело об угрозе расправой (тем более зафиксированной в интернете)…=============================================================== А это никак СА свою задницу таким образом прикрывает. Только его на место кто поставит, так он свой язык себе в задницу засунет и… Читать далее »

Осипу
Осипу
17.09.2013 17:39

Входит, ещё как входит ))) Юван Зайцев – творческий псевдоним Павла, под которым он выступает в группе.

Осипу
Осипу
17.09.2013 17:40

Входит, ещё как входит ))) Юван Зайцев – творческий псевдоним Павла, под которым он выступает в группе.

Екатеринбуржец
Екатеринбуржец
17.09.2013 18:26

Осип, Юван Зайцев – это сценический псевдоним Павла Здравомыслова: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-363299

ага
ага
17.09.2013 20:52

Сакаева – путанница, не будет из неё толку никогда.